Эксперты провели исследование в социальных медиа на территории России, чтобы определить, получают ли люди пользу от посещения психолога и готовы ли тратить на это средства.
Психолог, автор русскоязычной версии технологии модификации поведения 7Spsy, генеральный директор Центра Научной Психологии «Технологии Идеала» — официального партнера Institute of Distance Psychology PTE.LTD (Сингапур) в странах СНГ Павел Хорошутин
Аналитики Центра Научной Психологии «Технологии Идеала» — официального партнера Institute of Distance Psychology в странах СНГ — провели исследование в социальных медиа на территории РФ с целью определить, получают ли люди пользу от посещения психолога и готовы ли тратить на это средства.
Опрос проводили в апреле 2019 года. Количество участников составило 4800 человек. Основная аудитория — люди в возрасте 27-44 лет. Нами были получены следующие результаты:
— 21% от общего количества участников опроса пользовались услугами психолога;
— 14% респондентов, которые посещали психолога, а это 668 человек, выбрали вариант ответа: «Ходил к психологу, помогло. Воспользуюсь повторно». Среди них — 61% женщин и 38% мужчин;
— 7% опрошенных из тех, кто уже пользовался услугами психолога, а именно 334 человека, не смогли решить свои проблемы этим способом и ответили «Ходил к психологу, не помогло. Повторно не воспользуюсь данной услугой». Среди них — 76% женщин и 24% мужчин.
Таким образом, мы видим, что в 2 раза больше опрошенных получили положительный результат от посещения психолога. Это показательная тенденция, которая свидетельствует о том, что уровень доверия к психологам растет, и эти услуги действительно приносят пользу.
Среди тех, кто обращался к психологам, женщины преобладают. Видимо, они более гибкие, активные, открытые, легче принимают решение посетить специалиста, и, ощутив результат, готовы обратиться снова. Количество мужчин, воспользовавшихся данной услугой, — в два раза меньше, чем женщин. Ментальность русских мужчин такова, что они мало говорят, даже на приеме у врача, и в большинстве случаев не готовы обсуждать свои проблемы с психотерапевтом.
Небольшая часть респондентов (7%), получив негативный опыт, теперь относится к психологическим услугам с опаской. И скорее всего небезосновательно: на фоне растущего рынка психологических услуг появляется много псевдоспециалистов без диплома. Поэтому всегда нужно проверять образование психолога — можно спросить напрямую или воспользоваться базами в интернете.
Наши аналитики при проведении опроса выделили самые распространенные мнения, почему люди думают, что не стоит идти к психологу:
- «взрослый человек должен сам справляться со своими душевными проблемами»;
- «к психологу ходят только психически больные люди»;
- «страшно, что психолог окажется неквалифицированным и навредит»;
- «опасаюсь, что придется обсуждать свои личные, интимные проблемы — получу негативную оценку своих эмоций и поступков».
Эти стереотипы связаны с отсутствием массовой практики обращения к специалистам этой области. Если посмотреть результаты аналогичных опросов, например, в США, то там другая картина. Население Америки стабильно пользуется услугами психологов. И эта разница связана с более длительным опытом успешного применения психологических практик. Американцы убеждены, что потребность обращения к психологу при высоком качестве жизни так же актуальна, как, например, услуги юриста или врача. У них не вызывает сомнения, что преодолевать высоко стрессовые периоды жизни, связанные с конфликтами в семье, на работе, воспитанием детей, разводами, смертью близких, личностными проблемами лучше под контролем специалиста.
Человек, который решается посетить психолога, заслуживает уважения. Ведь именно умение честно признать проблему и вовремя обратиться за помощью позволяет прийти к желаемому результату.
Но при этом не стоит забывать, что продолжительность работы до получения результата будет зависеть от метода, который применяет психолог, а также от психологического состояния человека и особенностей его проблемы. Сегодня необходимо учитывать очень быстрый и насыщенный ритм жизни. Порой люди хотели бы поработать с психологом, но не располагают временем, чтобы совершать поездки через весь город даже раз в неделю. Мы поддерживаем развитие дистанционных технологий, поскольку они позволяют людям получать услугу независимо от места нахождения, в удобное время и по выгодной цене.
Используя методы поведенческой психологии, специалисты нашего центра ежедневно помогают клиентам решать различные проблемы. Клиент, преследуя цели личностного роста, освобождения от вредной привычки или улучшения своего состояния в другой ситуации, прикладывает усилия, чтобы освоить новую модель поведения. Успешный результат в решении одной проблемы меняет мировоззрение, и человек начинает видеть изменения в других сферах своей жизни, в том числе и профессиональной.
Снимая эмоциональное перенапряжение, стабилизируя психологическое состояние, человек находит в себе ресурсы для развития, профессионального роста, а впоследствии реализуется на работе и улучшает свое финансовое положение.