Каким должен быть юрист и юридическая компания, чтобы отвечать современным потребностям бизнеса?
Бизнес-юрист представляет собой разновидность практикующего юриста, который специализируется на решении правовых вопросов в экономической сфере, в том числе на урегулировании экономических споров, структурировании сделок, оформлении взаимоотношений между участниками корпорации и на многом другом.
В период кризиса можно предположить, что на первое место выходит вопрос о цене юридических услуг. Некоторые представители бизнеса начинают искать юристов, которые могли бы выполнить большой объем разноплановых задач за минимальные средства, порой жертвуя качеством оказываемых услуг.
Другие, по прежнему, не желают экономить на качестве, понимая цену ошибкам, и выбирают высокооплачиваемых юристов, специализирующихся в узких областях права.
Для юридической компании необходимо определиться, какая стратегия развития ей ближе: оказание юридических услуг для массового потребления или оказание эксклюзивного рода услуг (модель «юридического бутика»).
В рамках первого варианта предполагается выполнение большого объема разноплановых задач по относительно низкой цене. На выполнение задач в таком формате юристу будет отводиться минимальное количество времени и ресурсов. Успешность компании в данном случае будет зависеть от возможности структурировать и организовать свою работу таким образом, чтобы стандартные действия выполнялись быстро, по готовым шаблонам и схемам.
Однако такой юридической компании будет не по зубам сложный проект, требующий от исполнителя большой интеллектуальной, аналитической отдачи, привлечения профессионалов разной специализации. В такой ситуации необходим индивидуальный подход.
Модель «юридического бутика» предполагает сосредоточение сил и ресурсов компании на небольшом количестве объемных и сложных проектов.
Например, такой проект как банкротство крупного предприятия, с большим количеством имущества, с активными и агрессивными по отношению друг к другу и к арбитражному управляющему кредиторами, способна реализовать только команда высокопрофессиональных специалистов, действующих комплексно и слажено. В такой команде должны быть как минимум:
- компетентный арбитражный управляющий, определяющий тактику и стратегию проведения процедуры;
- группа опытных юристов, которые будут вести работу по взысканию дебиторской задолженности, оспариванию сделок, «оберегать» арбитражного управляющего от необоснованных нападок недружественных кредиторов;
- оценщик, который проведет оценку имущества банкрота;
- организатор торгов, который организует и проведет торги по продаже имущества в соответствии с требованиями закона;
-
бухгалтер, который обеспечит подготовку и сдачу отчетности в контролирующий органы, рассчитает заработную плату и компенсационные выплаты работникам, уволенным в ходе конкурсного производства.
Стоимость услуг за ведения подобного рода дел будет значительно (в большую сторону) отличаться от варианта стандартной услуги. Это связано с эксклюзивностью подхода к оказанию соответствующих услуг.
Компаний, которые занимаются оказанием стандартных услуг, большинство, конкуренция между ними в кризисный период ужесточается. Как представляется, успех ждет тех, кто сможет быстрее остальных эффективно оптимизировать свою работу.
Компаний, которые способны реализовать сложные и важные проекты, единицы. Основной задачей таких компаний является формирование и сохранение команды профессионалов, которая, в свою очередь, сможет сформировать и сохранить безупречную репутацию своей компании.
Возможен также и компромиссный вариант, при котором компания будет сочетать работу по шаблону с проектами, требующими особого подхода.
В любом случае все описанные варианты необходимы тем или иным представителям бизнеса сегодня, в зависимости от вида бизнеса и от потребности в той или иной услуге.
Период кризиса не должен быть препятствием для развития рынка юридических услуг. Напротив, это должно стимулировать участников такого рынка к изменениям, совершенствованию механизмов качественного оказания различного рода юридических услуг по оптимальным ценам.
Алексей Рябов, управляющий «Сопровождение процедур банкротства».