«Чрезвычайно-указное право всегда несовершенное — налицо изъяны правотворческой техники, пробелы, противоречия, законодательно-отраслевая неразбериха».
Руководитель компании TAXMASTER Елена Андриянова
Как же всколыхнул неравнодушную общественность Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»! Оно и понятно, рецидив чрезвычайно-указного права обострил иммунитет гражданского общества к публичной власти. Ну, как иммунитет жизнеспособного организма выдает температуру, кашель, сопли, головную боль и прочая, столкнувшись с тем самым вирусом.
Уже и обыватель знает, что есть закон, а есть подзаконные акты. Над законом только конституция, а все остальное, включая указы президента, — под законом, это подзаконные акты.
И вот указ, каких уже не было больше четверти века. Чрезвычайно-указное право — это когда правитель, пренебрегая процедурой и компетенцией, принимает указ, равный по силе закону, а то и выше. Исторические аллюзии? Пожалуйста! Императорские указы Российской империи при «полуживой» Госдуме, первые декреты Советской власти, военное время трогать не будем, ельцинские указы в первой половине 90-х.
Чрезвычайно-указное право всегда срочное — некогда соблюдать парламентские процедуры. Поэтому публикуется и вступает в силу немедленно. Чрезвычайно-указное право всегда временное — либо до отмены указа, либо до принятия закона.
Чрезвычайно-указное право всегда несовершенное — налицо изъяны правотворческой техники, пробелы, противоречия, законодательно-отраслевая неразбериха.
Чрезвычайно-указное право основано не столько на ретроспективно-негативной, сколько на перспективно-позитивной ответственности. Для сведения: «обычная» юридическая ответственность — всегда за прошлые деяния, за правонарушение, а перспективная, или позитивная — по сути, призыв к сознательности и ответственности. Например, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (ст. 63 Семейного кодекса РФ).
Чрезвычайно-указное право призвано «подсуетить» исполнительную власть, чтобы правительство в целом, отдельные министерства и ведомства начали в особом режиме работать, принимать, разъяснять.
Чрезвычайно-указное право должно упоминаться в вузовском курсе по теории государства и права как особая форма правотворчества. Поэтому выглядит смешным возмущение отдельных юристов-гореправозащитников относительно нарушения конституции и федеральных законов. Потому что чрезвычайно-указное право, напомним, — срочное, временное, несовершенное.
Хотя, надо признать, чрезвычайно-указное право — это еще растерянность, неопределенность, фрустрация.
Нерабочие дни, объявленные президентом, — это обязательно или по желанию? Какое будет наказание, если выйти на работу? Где работодателю взять деньги на выплату зарплаты? Что делать с просрочками по договорным обязательствам? Какой день является последним для сдачи годовой бухгалтерской отчетности? Это только малая часть вопросов, которые возникают у обеспокоенных людей.
На какие-то вопросы можно дать ответы. Да, нерабочие дни — это нерабочие дни, когда никому работать нельзя, кроме тех, кому можно, то есть прямо разрешено или предписано.
На часть вопросов рано или поздно ответят законодатель (Госдума), сам президент, профильные министерства и ведомства. Но будут и вопросы, на которые ответить пока или вообще невозможно. Про те же деньги, например.
Относительно неисполнения договорных обязательств — вполне возможно, по негласному указанию на время понизится стандарт доказывания обстоятельств непреодолимой силы. В самом же деле, вот он, форс-мажор!
Обсуждаемый указ — это красная сигнальная ракета, выпущенная президентом для мобилизации государственных и муниципальных органов, гражданского общества и отдельных личностей, для их большей — да, да! — сознательности, ответственности и солидарности.