Григорий Потемкин, создатель RealChinaTea написал в «ДК» о том, как устроен интернет в Китае. Вот его вывод: Я периодически слышу, что в Роси нет демократи. Ребята, все познается в сравнени!
Слово «фаерволл» ненавидят все иностранцы, живущие в Китае. В том числе и я. Я тут уже более трех лет, и с каждым годом становится все хуже. Стена, выстроенная властями в Интернете, растет ввысь и вширь. И с этим ничего не поделать.
Китай выборочно и негласно банит множество европейских, американских, российских и разных других иностранных сайтов. Он не позволяет иностранщине проникать в мозг своих граждан. Это и называется «Великой Китайской стеной в Интернете». Или — фаерволлом.
Я не знаю, как это работает с технической точки зрения. Но — работает. Власти реально контролируют 100% Интернета внутри страны. И 100% внешнего трафика. Если написать какое-нибудь резкое высказывание о правительстве на каком-нибудь публичном форуме (как это часто происходит на портале «Делового квартала», например), то уже через пару минут неведомая рука его удалит. Это правило без исключений.
В китайском секторе Интернета вы не найдете ни одного сайта, открыто критикующего режим. Неплохо, да? Это и называется «единство нации».
С иностранными сайтами все чуточку по-другому. Их просто банят. Откуда-то сверху. Какой-то негласный комитет решает, доступ к каким зарубежным сайтам оставить открытым, а к каким — запретить. Мне всегда было интересно, какого размера должен быть штат у этого комитета, чтобы проанализировать такой объем информации.
Больше других сайтов китайцы опасаются социальных сетей и крупных медиаресурсов. Такие монстры, как Facebook и YouTube, забанены тут испокон веков и наглухо. В прошлом году забанили поисковик Google, мотивируя это тем, что он выдает слишком много ссылок на порноконтент. Это был взрыв! Настоящий скандал. Представляете, закрыть доступ к самому большому поисковику в мире! Каково? Потом, правда, доступ открыли вновь. Очевидно, талантливые парни из Google еще и прекрасные переговорщики.
Меня все эти политические интернет-интриги не касались. Я знал, что это есть, но не принимал всерьез. В конце концов, китайский фаерволл можно было обойти с помощью специальных программ и шлюзов.
Но так было до тех пор, пока я не открыл в Китае интернет-магазин чая — RealChinaTea. Сейчас я и мои сотрудники проводим в Интернете около 70% своего рабочего времени. При этом 20% времени тратим на то, чтобы обмануть систему. А в последнее время все стало совсем грустно. Китай поменял политику контроля. Сейчас зарубежные сайты грузятся, но настолько медленно, что работать с ними стало практически невозможно.
Так, две недели назад я с тревогой обнаружил, что не могу загрузить главную страницу екатеринбургского Банка24.ру. Я было понадеялся, что это временная неполадка, но на следующий день ситуация не поменялась. Не поменялась она и через неделю. Формально все как бы работает, но на то, чтобы посмотреть движение средств по счету, нужно потратить часа три ожидания. То же самое и на большинстве других российских сайтов, которыми мы пользуемся ежедневно.
Через неделю мое терпение лопнуло. Я сменил привычные мне шорты и кеды на костюм с галстуком и отправился в «Чайна Телеком». Добиться приема у директора регионального отделения было непросто. Но зато потом в течение 40 минут я очень эмоционально объяснял мистеру Ли, что мы — международная компания и что у нас офис и сотрудники, в том числе и китайские, что мы платим высокие зарплаты и налоги, что сайт нашего интернет-магазина посещают несколько тысяч человек ежедневно, что мы в общем-то весьма публичны, что Интернет — это 70% нашей работы. И что мы, черт побери, из Китая не можем зайти даже на собственный сайт или посмотреть движение средств в российском интернет-банке!
Мистер Ли выслушал меня с китайским спокойствием и пообещал решить проблему. На следующий день он позвонил мне на мобильный и попросил выслать ему перечень сайтов, которые необходимы нам для ежедневной работы. Я выслал. Сейчас эти сайты у нас летают. И работа вновь кипит. А остальные сайты висят, как и прежде.
Я живу в Китае уже больше трех лет. И эта страна не перестает меня удивлять каждый день. Я не ругаю китайцев и не обижаюсь на них. Никогда. Это бесполезно. Но я приспосабливаюсь и договариваюсь в меру знания языка.
На мой взгляд, китайский фаерволл — это социальное явление. Явление, которое возможно лишь тут, в Китае. Я периодически слышу, что в России нет демократии. Ребята, все познается в сравнении!
Колонка написана специально для «Делового квартала»