Владимир Швабауэр консультант ASIA Consulting Group МИНУС Нашими клиентами являются компании из различных секторов экономики: финансы, ритейл, производство. Уже можно сказать точно, что все
Владимир Швабауэр
консультант ASIA Consulting Group
Нашими клиентами являются компании из различных секторов экономики: финансы, ритейл, производство. Уже можно сказать точно, что все отрасли, в той или иной мере, ощутили на себе влияние кризиса.
Клиенты, поставляющие продукцию строительным компаниям,
отмечают существенное снижение объемов продаж и задержку платежей. В
некоторых случаях неплатежи достигли таких объемов, что ставят под
угрозу существование самих компаний.
В банковской сфере кризис наиболее заметен. Многие банки
существенно ужесточили политику в области выдачи кредитов частным
лицам, ипотечных в первую очередь. При этом стоит отметить, некоторые
наши клиенты из банковского сектора прогнозировали подобную ситуацию и
сумели к ней подготовиться. Мы ожидаем, что они используют кризис как
возможность существенно увеличить свой бизнес и укрепить позиции на
рынке.
Компании, производящие продукты питания, пока не вполне ощутили
на себе влияние кризиса. Скорее всего, падение объемов в пищевом
производстве не превысит 10–15%. Однако руководители этих предприятий
прекрасно понимают, что последствий не избежать и им. Поэтому компании
начали превентивные меры в области сокращения издержек, чтобы иметь
достаточную финансовую «подушку» к моменту, когда кризис коснется и их
отрасли. Это касается в первую очередь оптимизации затрат на персонал.
В условиях, когда сложно или невозможно привлечь финансовые средства, многие компании приостановят свое развитие. На рынке консалтинга снизился спрос на решения, связанные с развитием персонала и приносящие результаты в долгосрочном периоде.
Однако в целом можно отметить, что руководители компаний понимают, что кризис можно рассматривать не только как угрозу, но и как возможность. На выходе из кризиса те компании, которые будут иметь сильную команду и новое высокотехнологичное производство с достаточными резервами, имеют шанс стать лидерами и существенно потеснить своих конкурентов. Поэтому ряд компаний не сворачивают свои инвестиционные проекты, сроки реализации которых составляют 1–1,5 года.
Кризис заставил компании задуматься о повышении собственной эффективности, что особенно важно в условиях глобализации экономики. Производительность труда в западных компаниях в разы выше, чем в российских. А так как приходится конкурировать на одних и тех же рынках, то выживут наиболее эффективные. Многие топ-менеджеры отмечают, что одной из существенных статей расходов являются заработные платы. Их рост в последние годы стал «головной» болью руководителей компаний. Поэтому значительные сокращения сотрудников во многих отраслях помогут затормозить рост заработных плат, что даст возможность оптимизировать затраты на персонал.
В последний год наша компания отметила повышение спроса на решения, результаты которых видны достаточно быстро. Например, направленные на повышение производительности труда и общей эффективности бизнеса.
Большое количество сделок по слияниям и поглощениям уже привело к повышению спроса на наши решения, связанные с оценкой человеческого капитала в поглощаемых компаниях. Следующим этапом станет спрос на культурную интеграцию объединенных компаний под одним брендом в рамках единой идеологии и общих ценностей. Мы также ожидаем возврат интереса клиентов к классическим управленческим технологиям. Сюда можно отнести стратегическое, оперативное, проектное управление, построение оргструктур, оптимизацию бизнес-процессов и многие другие подобные решения.