Меню

Компания «Март Дизайн» планирует запатентовать свою технологию визуального брифа

История студии «Март Дизайн» началась в 2003 г., когда Евгений Юкечев, Николай Запорожский, Александр Каючкин и Андрей Кицен юридически оформили совместную работу.

«С 10 класса я работал в газетах своего отца Виктора Юкечева — сначала в «Сибирской газете», а потом в «Работе для Вас» дизайнером-верстальщиком. Постепенно начал фрилансить, открыл студию «М-Арт». Для работы над одним из проектов я позвал Николая Запорожского, потом к нам подключился Андрей Кицен со своими клиентами и портфолио, а в 2003 г. — Александр Каючкин», —

вспоминает Евгений Юкечев.

Парни «скинулись проектами», организовав студию «Март Дизайн». Офис и ряд проектов предоставил Виктор Юкечев в Институте развития прессы-Сибирь, который он возглавлял. Евгений Юкечев стал старшим партнером с долей 40% (у остальных было по 20%).

«Мы занимались разработкой фирменного стиля, графикой и делали сайты. Первыми клиентами стали страховая компания «Стиф» и строительная компания «Ситех»,

говорит Евгений Юкечев.

Бывшие партнеры рассказывают, что в студии никогда не было менеджера по продажам — клиентов привлекало «сарафанное радио».

«Мы сделали сайт для студии, в нем написали «дизайн — это удовольствие» и поставили картинку с презервативом. Конкурентов у нас было мало — «Мелехов и Филюрин» и агентство «Бизон», поэтому клиентов хватало», —

вспоминает Николай Запорожский. Евгений Юкечев говорит, что студия сразу начала работать с московскими заказчиками, которые приносили около половины прибыли.

«Март Дизайн» позиционировался как «дизайн-бутик» и долгое время оставался самой дорогой студией в Новосибирске.

«У нас существенно отличались технологии производства проектов, в предпроектной работе мы проводили тщательный анализ», —

вспоминает Евгений Юкечев. Процесс создания сайта мог занимать полгода, а студия из 16 человек делала  7–8 проектов.

Параллельно ребята занимались развитием сайта erabota.ru — его первая версия вышла в 2003 г. Проект вели на паритетных началах с Новосибирским филиалом холдинга «Работа для Вас» — издательский дом предоставлял базу вакансий и резюме, а партнеры делали сайт.

«Это был прибыльный бизнес, учитывая, что конкурентов в Новосибирске, кроме НГС. Работа,  у сайта не было», —

говорит Евгений Юкечев.

Однако в 2008 г. «золотые времена»  закончились. К этому времени на новосибирском рынке работало около 150 веб-студий, сильнее всего экономический кризис ударил по «дизайн-бутикам». Клиенты свернули дорогостоящие проекты, и студия осталась без заказов. К тому же, рассчитывая на рост рынка интернет-рекрутмента, партнеры вложились в новую версию сайта еРабота.

«Мы просчитались с прогнозами в 1,5–2 раза, в итоге разработка сайта была остановлена»,

— говорит Евгений Юкечев.

Еще одним поводом для разногласий стали вопросы собственности. В 2005 г. Андрей Кицен вышел из состава учредителей, партнеры выкупили его часть бизнеса и поделили между собой в равных долях. А в 2009 г. состоялась сделка Николая Запорожского и Александра Каючкина по обмену долями в проектах.

«Саше нравилось работать с erabota, а меня больше интересовала студия. Поэтому я отдал ему свою долю в erabota, а он взамен — часть в бизнесе «Март Дизайна», —

говорит Николай Запорожский. Эта сделка помогла ему сосредоточить в своих руках блокирующий пакет компании — 54%, что не устраивало Евгения Юкечева.

«К этому времени я принял решение уехать на курсы шрифта и типографики Британской школы дизайна в Москве. Я понял, что для меня потенциал работы на рекламном рынке исчерпан, хотелось развития», —

говорит Евгений Юкечев. В 2010 г. Евгений Юкечев подарил свою долю в «Март Дизайне» Николаю Запорожскому.

«Сейчас я жалею о своей импульсивности и нежелании договориться, но этап работы в студии для меня остался в прошлом», —

говорит он. Теперь Евгений живет в Берлине — издает журнал «Шрифт», а также консультирует компании по визуальной стратегии и брендингу.

Николай Запорожский говорит, что к 2010 г. в студии «Март Дизайн» осталось два человека: он и дизайнер Наталья Байдужа: « Все это время я думал, нужно ли начинать сначала». Постепенно рынок оживал, бренд студии «Март Дизайн» известен в Новосибирске, в студию вновь вернулись клиенты.

«Понадобилось время, чтобы вновь собрать крутую команду. Много вкладываем в развитие: участвуем в конференциях, мастер-классах. В итоге удалось вырастить классных профессионалов по брендингу, арт-директоров, дизайнеров и разработчиков», —

говорит он.

В топ-листе «ДК» по итогам 2013 г. «Март Дизайн» занял четвертое место среди крупнейших веб-разработчиков в Новосибирске. Однако концепция проекта поменялась. Сейчас студия «МартДизайн» это, по сути, коммуникационное агентство.

«Дизайн-студия — это только часть истории. К нам приходит клиент с проблемой: падают продажи, выводят новую марку на рынок и т. д. Мы проводим исследование, смотрим отрасль, проводим визуальный аудит, делаем фирменный стиль, необходимые материалы по брендбуку и сайт», —

говорит Николай Запорожский.

Два года назад он переехал в Москву, занимается участием в тендерах для крупных заказчиков, работает с текущими клиентами и руководит студией дистанционно.

«Мы по-прежнему не делаем дешевые проекты, потому что в каждом проекте участвуют несколько специалистов: бренд-менеджеров, стратегов, маркетологов, арт-директоров, дизайнеров, продюсеров, разработчиков», —

говорит Николай Запорожский.

Дальнейшее развитие компании он связывает, в частности, с созданной «Март Дизайном» технологией визуального брифа, которая помогает до мелких деталей уточнить техзадание. По его словам, благодаря этой технологии у компании за два года не было ни одного непринятого проекта. Сейчас в студии собирают статистику результатов, описывают методологию и планируют подавать заявку на патент.

Юлия Светлова