Меню

Короли страхования

Всентябре 2009 г. «ДК» и компания «Инфоскан» реализовали проект «Рейтинг управленцев в сфере страхования». Для участия в проекте были приглашены все руководители страховых компаний города. Было ра

«ДК» выяснил, каких топ-менеджеров новосибирского страхового рынка коллеги считают лучшими, с какими проблемами они сталкиваются, как их решают и каким видят будущее российского страхования.

Всентябре 2009 г. «ДК» и компания «Инфоскан» реализовали проект «Рейтинг управленцев в сфере страхования». Для участия в проекте были приглашены все руководители страховых компаний города. Было разослано 58 анкет (топ-менеджерам страховых компаний Новосибирска и руководителям филиалов федеральных страховых компаний). Всего проголосовали 25 управленцев. В основном это были топ-менеджеры крупных страховых компаний. Страховщики оценивали профессионализм своих коллег по десятибалльной шкале, а лидеры опроса определялись по общей сумме баллов.

Управленца оценивают по результатам
Список лучших новосибирских управленцев страхового рынка получился весьма объемным. Респонденты отдали свои голоса 24 руководителям. Тем не менее ТОП-10 определился очень четко, как и тройка лидеров. По результатам анкетирования наибольшее количество голосов (15) набрал Виктор Игнатов («Военно-Страховая компания»). Второе место (12 голосов) заняла Екатерина Малявко («Московская страховая компания»). «Бронзу» с девятью голосами завоевал Александр Рыбак из компании «Д2 Страхование» (бывшее «ЗапСибЖАСО»). По восемь упоминаний получили Михаил Суминский («АСКО СКЭЛ Плюс»), Вадим Федоров («Росгосстрах-Сибирь») и Евгений Козлов («РЕСО-Гарантия»). С шестью упоминаниями в ТОП-10 вошел Владимир Шаповалов («Русские Страховые Традиции»). А Зою Зуеву («МСК-Стандарт»), Дмитрия Шевченко («Ингосстрах») и Сергея Гигина («Страховая группа УралСиб») назвали по пять респондентов. Остальные управленцы получили по четыре и менее голосов.
Сами страховщики признались, что им было сложно оценивать руководителей как из-за разных «весовых категорий» страховых компаний, так и из-за высокого уровня, но разной специфики самих управленцев. «Сейчас в Новосибирске сформировалась очень сильная когорта страховщиков, — говорит директор новосибирского филиала «Московской страховой компании» Екатерина Малявко. — В нее вошли как специалисты, которые давно работают на этом рынке, так и те, кто пришел сравнительно недавно из других отраслей. Я сама затруднилась бы назвать две-три фамилии лучших топ-менеджеров — слишком много интересных и профессиональных людей».
Умелый страховщик — это хороший переговорщик
По мнению некоторых участников рынка, страхование в Новосибирске начало зарождаться в 1989-1990 гг., когда в городе, кроме «ветеранов» «Госстраха» и «Ингосстраха», появились страховые компании «АСКО» и «АСОПО». «Но по-настоящему розничный страховой рынок в Новосибирске начал формироваться только в 2003 г. с массовым внедрением ОСАГО. Именно тогда клиенты поняли, что есть страховые компании, которые не только предлагают застраховаться, но также и выплачивают страховое возмещение», — отмечает директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Новосибирске Дмитрий Шевченко.
В процессе становления страхового рынка произошли довольно серьезные изменения в сфере контроля и надзора, серьезной проработке подверглось и правовое поле. «Конечно, говорить о том, что оно идеально, пока еще рано, — утверждает заместитель генерального директора, директор филиала в г. Новосибирске компании «Русские Страховые Традиции» Владимир Шаповалов. Например, в нашей стране практически нет вмененного страхования, как в Соединенных Штатах». Однако именно поэтому квалификация российских страховщиков, по мнению Владимира Шаповалова, нередко превосходит подготовку зарубежных коллег.
«Это смелое утверждение базируется на том, что мы занимаемся не только сопровождением уже заключенных договоров страхования и урегулированием убытков по страховым случаям, но, прежде всего, — прямым страхованием, — поясняет он. — По сути, мы выполняем еще и работу страховых брокеров. А это требует от специалистов универсальных умений и навыков. И здесь недостаточно быть просто страховщиком. Надо быть еще и умелым переговорщиком, и ювелирным психологом-практиком и в чем-то даже «артистом» разговорного жанра».
Все эти навыки в том или ином объеме «страховые управленцы» воплотили в своих сотрудниках, формируя команду «с нуля» или набирая к себе квалифицированный персонал. Общие «кризисные» проблемы — низкая ликвидность и падение платежеспособности как юридических, так и физических лиц — не оставили в стороне и страховой сегмент.
Страховщики ищут нестандартные ходы
«Сейчас «палитра» видов страхования значительно сократилась, хотя еще в прошлом году страховые компании могли предлагать при хорошем раскладе более 50 программ и широкий спектр страховых продуктов, — говорит Владимир Шаповалов. — Значительно сократились и сегменты страхования банковского сектора — залогов, автокредитов и ипотеки, которые до кризиса развивались хорошими темпами». Директор новосибирского филиала «Военно-Страховой компании» Виктор Игнатов добавляет, что сократились и объемы страхования лизинговых операций.
По словам Екатерины Малявко, нехватка оборотных средств и наличных денег в краткосрочном периоде не даст возможности для бурного развития добровольных видов страхования, а низкий платежеспособный спрос какое-то время будет тормозить развитие рынка. Единственное, что сейчас сможет спасти страховщиков, — нестандартные решения и продукты.
Экономить надо с умом
Но самыми острыми проблемами страхового рынка в период финансового кризиса стали демпинг и мошенничество. По сравнению с прошлым годом по некоторым видам страхования премии упали практически в десять раз, а суммы убытков и количество страховых случаев сейчас почти на 40% выше прошлогоднего уровня. При этом общий объем страхового рынка в Новосибирской области упал на 28%.
Виктор Игнатов отмечает, что среди страховых компаний многие похожи на утопающего, хватающегося за соломинку. Они используют необоснованно низкие тарифы, не позволяющие формировать страховые резервы, экономят на перестраховке.
Для борьбы с мошенниками компании стали более внимательно относиться не только к самим страховым случаям, но и к мотивации своих клиентов. «Если автомобиль после аварии ремонтируется через официального дилера, то не возникает никаких проблем, — поясняет ситуацию Дмит- рий Шевченко. — В этом случае все вопросы о сумме возмещения решаются с дилером, а не с клиентом. Если же человек хочет получить возмещение деньгами, то возникает резонный вопрос: а почему он хочет получить деньги, а не отремонтированный автомобиль?».
По прогнозам Владимира Шаповалова, до конца года лицензии могут потерять около 50 страховых компаний, а в 2010 г. — еще столько же. В итоге на российском рынке останется не более 500-550 крупных игроков.
Компании будут уходить с рынка
Директор новосибирского филиала компании «Ингосстрах» Дмитрий Шевченко считает, что к концу этого года, а, возможно, и в следующем, количество страховщиков значительно сократится. «В начале текущего года наши прогнозы были более пессимистичными, чем сейчас. Тогда мы полагали, что к концу 2009 г. с рынка уйдет около 50% страховщиков. В любом случае в итоге эта цифра будет соответствовать действительности. И это не станет шоком для рынка, а лишь здоровой тенденцией», — рассказывает он.
Дмитрий Шевченко приводит в пример иностранные государства: «Там «главную скрипку» играют 8-10 крупных страховщиков и еще несколько средних компаний. В России же сейчас около 700 страховщиков, и я думаю, что это неправильно». По его мнению, в зоне особого риска находятся те компании, которые проводят политику демпинга и необоснованно снижают тарифы. На какое-то время они привлекают новых клиентов, при этом объемы сборов падают, чего не скажешь о суммах возмещений, которые в кризисный период стабильно возрастают.
«Так или иначе, но положительные изменения на страховом рынке начнут проявляться лишь в первом-втором квартале следующего года, и впоследствии мы начнем постепенно выходить из кризисного состояния. В итоге на рынке останутся только те компании, которые имеют реальные резервы, рыночный вес и опыт работы», — считает Дмитрий Шевченко.
«Единственное правило в современных условиях — честность. А для того, чтобы быть честным со своими клиентами, нужно было еще до кризиса заботиться о страховых резервах и правильно их размещать в соответствии с требованиями Федеральной Службы Страхового Надзора. Кто грамотно размещал эти средства — те и остались «на плаву», а не погорели ни на «голубых фишках», ни на банках, которые приостановили свою деятельность. Именно эти компании по-прежнему работают и выполняют свои обязательства перед клиентами», — делится наблюдениями Владимир Шаповалов, директор филиала страховой компании «Русские Страховые Традиции» в г. Новосибирске.
Он считает, что сейчас участникам страхового рынка как никогда нужно находить нестандартные подходы, которые бы позволяли успешно реализовывать страховые услуги: «Мы сейчас больше ориентируемся на розницу, потому что корпорации заметно сокращают бюджеты и экономят на всем. Аналогично поступают и физические лица, но есть такие виды страхования, которые им просто необходимы».
По словам Владимира Шаповалова, в текущих условиях крайне важно находить нетрадиционные решения и выводить на рынок новые страховые продукты, ориентируясь на потребности рынка.