Меню

Кризис даст возможность сэкономить на аренде

Антон Титов генеральный директор группы компаний «Обувь России» Обувь относится к товарам первой необходимости, поэтому она в любом случае будет покупаться. Тем не менее влияние кризиса отразится н

Меньше всего пострадают крупные обувщики и предприниматели с одним магазином

Антон Титов
генеральный директор группы компаний «Обувь России»

МИНУС
Можно выделить несколько основных минусов. Это снижение доходов населения и, как следствие, падение потребительского спроса. Еще один важный момент — это удорожание кредитов и других источников внешнего финансирования. Безусловно, негативными последствиями кризиса являются сокращение производства, растущая безработица и отсутствие инвестиций в долгосрочные проекты.

Обувь относится к товарам первой необходимости, поэтому она в любом случае будет покупаться. Тем не менее влияние кризиса отразится на обувном рынке в первой половине следующего года. Прежде всего, это будет связано со снижением потребительского спроса в масс-маркете, которое, по нашим оценкам, составит 15–20%. Мы, как и другие обувные ритейлоры, уже сейчас формируем товарные заказы на следующий сезон с учетом этого фактора. Кроме того, многие из обувных ритейлоров пересматривают программу развития на 2009 г., меняя стратегию агрессивного роста на стратегию повышения эффективности имеющегося бизнеса и уже работающих магазинов, хотя и не все заявляют об этом публично. Не секрет, что большинство средних и крупных ритейлоров развивают сети, в том числе и за счет заемных денег, а в настоящее время внешнее финансирование становится все менее доступным.

На обувном рынке больше всего пострадают городские сети — небольшие обувные компании, состоящие из 10–30 магазинов. Это как раз те игроки, которые не имеют больших собственных средств, но в то же время достаточно сильно зависят от банков. Они уже вышли из разряда частнопредпринимательского бизнеса, но, тем не менее, еще не относятся к компаниям среднего и крупного бизнеса. У них будут проблемы с привлечением банковских кредитов, поскольку банки в условиях кризиса будут прежде всего ориентироваться на VIP-клиентов. Крупные же обувные сети, которые в большинстве своем не привлекали средства на облигационном рынке, меньше пострадают от кризиса. Во-первых, у них есть достаточно оборотных средств для поддержания стабильной ситуации в бизнесе. Во-вторых, они имеют устоявшиеся отношения с банками и поставщиками как крупные клиенты. В-третьих, у них есть возможность проводить масштабные акции по сетям — распродажи, скидки и т.п.

Еще одна категория компаний, которых в меньшей степени затронет кризис, — это частные предприниматели, не сетевики, владеющие одним-двумя магазинами. Они имеют только товарные кредиты от поставщиков и стабильную аудиторию потребителей, банковские средства не привлекают.
 

ПЛЮС
В сентябре мы наблюдали аномальный всплеск продаж в нашей сети, что связываем как с нестандартно холодной погодой для этого времени, так и с финансовым кризисом — люди, боясь повышения цен, активно тратят сбережения.

Арендодатели снижают цены. Так, совсем недавно ритейлоры бились за удачные места для магазинов, поскольку торговых площадей не хватало, а арендодатели задирали цены в одностороннем порядке, лишь уведомив клиентов уже о факте такого решения. Теперь же мы получаем возможность договариваться. Кризисные ситуации — это время, когда ценность приобретают партнерские отношения между участниками рынка. Две недели назад мы обратились к нашим арендодателям — это более 100 магазинов — с просьбой снизить арендные ставки. Первоначально реакция была негативной, но в конечном итоге никто не сказал «нет». Уже с 30-ю из них мы договорились о снижении арендных ставок на 20–30%, некоторые даже дают скидку 40–50%. Не последнюю роль в успешности этого шага сыграли долгосрочные отношения — со многими арендодателями мы сотрудничаем по 3–5 лет.