Меню

Кризис станет стимулом к повышению эффективности

Павел Баруткин руководитель сибирского представительства компании Softline   МИНУС Складывается ощущение, что первое, на чем экономят компании, — это лицензионное ПО. Большинство российских ком

Во время кризиса умрет около 50% новосибирских IT-компаний

Павел Баруткин
руководитель сибирского представительства компании Softline

 
МИНУС
Складывается ощущение, что первое, на чем экономят компании, — это лицензионное ПО. Большинство российских компаний относятся к покупке ПО не как к инвестициям, а как к затратной части бюджета, которая приносит только защиту от рисков, связанных с уголовной и административной ответственностью. В период кризиса на первое место выходят другие риски — сейчас бы вообще выжить: рассчитаться с кредиторами, получить деньги с дебиторов, не упустить возможность товарного кредитования и т.п. В такие периоды все затраты, которые можно избежать, сокращаются до нуля, а которые можно перенести — переносятся.

Мы испытываем спад роста объемов продаж по сравнению с плановыми показателями и, тем более, по сравнению с теми темпами роста, которые были в прошлом году. Вслед за сокращением доходов мы пропорционально уменьшаем расходы — живем по строгому бюджету и жестко контролируем траты. Мы концентрируемся на тех клиентах, платежеспособность которых не подлежит сомнению, и сводим к минимуму количество рискованных сделок. Также мы мотивируем персонал на максимально возможные в текущей ситуации продажи.

За последнее время снизили объем финансирования IТ-проектов или оттянули платежи компании, которые занимаются оптовой продажей продуктов, а также крупная сибирская компания, связанная с непродовольственным ритейлом.

Терпят проблемы компании, которые привлекали иностранные инвестиции. Сейчас кредиторы предъявляют облигации к выкупу, и львиная доля средств тратится на выкуп облигаций. Сильно пострадали строители, которые живут на кредитах. Доля строительных компаний в нашем обороте — менее 1%, но если учитывать компании, которые также работают на рынке недвижимости — агентства недвижимости, проектные организации и т.п., то получается довольно серьезный оборот, который уже сократился и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению. Это особенно сказывается на продажах ПО архитектурного направления.
 
ПЛЮС 
Отсеются мелкие игроки. IT-компании, которые недавно вошли в бизнес, пытаются завоевать клиентов низкими ценами — они демпингуют на тендерах, работают с минимальной маржой. Представьте, компания заключила месяц назад долгосрочный контракт, при этом заложив минимальную маржу. При этом контракты заключаются в рублях, а ПО покупается за доллары. В условиях укрепления доллара будет хорошо, если компания сможет сработать с нулевой маржой, а возможно, она станет спонсором заказчиков. Это надолго отучит компании дем­пинговать, и крупным компаниям работать будет проще на стабильном рынке.

Также умрут компании, работающие с двумя-тремя крупными клиентами. Они потеряют равновесие, если хотя бы один из заказчиков «обрежет» финансирование. Поэтому сейчас компании будут стараться расширять портфель клиентов, прекратят рассчитывать на нескольких клиентов из крупного бизнеса — также начнут работать со средним и малым бизнесом.

Кризис оздоровит компании — они не будут вкладывать деньги в рискованные проекты, а будут тратить больше на профильный бизнес. Я думаю, что кризис заставит компании повышать эффективность своего бизнеса и, в том числе за счет внедрения эффективных IТ-решений, поэтому компании, которые выйдут из кризиса победителями, уже не будут расценивать покупку ПО как индульгенцию, а будут подходить к этому вопросу как к инвестициям в эффективность бизнеса.

Главная статья расходов любой IT-компании — это персонал. Уже сейчас видно положительное следствие кризиса — остановился неконтролируемый и ничем не подкрепленный рост зарплат.

Пока что кризис показывает преимущества нашей модели бизнеса: мы не зависим от нескольких крупных клиентов, а работаем со всеми — как с крупным и средним бизнесом, так и с малым, а также с частными лицами через интернет-магазин. Мы занимаемся не только продажей ПО, но и IT-консалтингом, технической поддержкой, обучением. Сейчас мы стараемся максимально автоматизировать работу с малым бизнесом, снижая себестоимость каждой продажи — переводим маркетинговую активность в интернет, как более экономичный способ донесения информации. Если кризис будет затяжным, то будем оперативно перегруппировываться — по максимуму переводить персонал в те направления, которые приносят наибольшую отдачу и прибыль, начнем сворачивать затратные направления.