Меню

Кто и зачем демпингует рынок автоперевозок – новосибирский эксперт

В 2014 г. негативных моментов оказалось существенно больше, чем позитивных. С ростом курса доллара и евро выросли цены на импортную технику и запчасти, растёт процентная ставка по кредитам.

Это повысило себестоимость перевозок и отрицательно сказалось на инвестициях в бизнес.

Этот год для транспортной отрасли оказался нелёгким, констатирует Алина Атланова, соучредитель компании «Лонгран Логистик». Но сложности позволяют по-другому смотреть на бизнес и искать новые пути развития.

"Усложняет задачу и неприятная тенденция, с которой столкнулись перевозчики, начиная с лета: крупные заказчики стали пересматривать сроки оплаты, и  если раньше нормой для грузовладельцев была отсрочка платежа в 20 – 30 банковских дней, то сейчас этот срок увеличился вдвое. Чтобы работать в такой ситуации, транспортники вынуждены брать дорогие «короткие» кредиты, получая оплату практически через три месяца.

При этом тарифы на грузоперевозки не меняются уже долгое время. Не произошло  пока и сезонного повышения цен, связанного с переходом на зимние условия эксплуатации техники. Такое положение, с одной стороны, можно объяснить общим настроением на рынке: «А что вы хотите? Сейчас кризис, всем плохо». С другой стороны, мы видим последствия санкций, из-за которых произошло перераспределение грузооборота. Ряд перевозчиков европейской части страны, которые были «завязаны» на определенных видах продукции или на ограниченном количестве клиентов, остались без работы и были вынуждены искать новых заказчиков. Зачастую они выходят с демпинговыми предложениями, меняя ценовую политику отрасли в худшую сторону.

Несмотря на то, что год прошёл в кризисных ожиданиях, на фоне «сгущающихся туч», для нашей компании он был неплохим. Мы отметили рост перевозок, реализовали инвестиционные планы, смогли увеличить автопарк, укомлектовали штат водителей, технического персонала, переехали в новый гаражный бокс. Мы стараемся не терять оптимизма и ищем проекты на 2015 г., которые можно реализовать без больших вложений, так как у нас есть главная ценность: профессиональный коллектив единомышленников, способный работать в непростых условиях.

Если же говорить о позитивных изменениях для отрасли в целом, то, думаю, их можно ожидать только в долгосрочной перспективе. Так, радует, что на уровне чиновников и президента уделяется внимание качеству дорог, есть понимание имеющихся проблем, формируются новые подходы. На Президиуме Госсовета РФ, состоявшемся в Новосибирске с участием президента России и приуроченном к вводу третьего моста, были высказаны адекватные предложения. Но понятно, что это процесс небыстрый и конкретные результаты мы получим нескоро. По отзывам наших водителей, качество дорог повысилось в Башкирии и Татарстане – для нас это тоже маленький «плюс».

Кроме этого, наметилось решение важной для всей отрасли проблемы, связанной с  ответственностью за перегруз транспорта по общей массе и нагрузке на ось. В настоящее время эта ответственность полностью лежит на перевозчике, и штрафы достигают 500 тыс. руб., хотя транспортники не всегда могут влиять на процесс загрузки. На том же Президиуме прозвучало предложение ввести солидарную ответственность грузоотправителя, водителя и перевозчика – если это решение начнёт действовать, то позитивно повлияет на работу транспортных компаний. 

Также есть нововведения, которые, уверена, принесут пользу в долгосрочной перспективе, но в кратко- и среднесрочной перспективе – это огромная «головная боль» автоперевозчиков. К ним можно отнести введение тахографов и, соответственно, жёсткого соблюдения режима труда и отдыха водителей. С одной стороны, это однозначно повлияет на повышение безопасности дорожного движения, с другой стороны – нет никакой инфраструктуры, условий для соблюдения такого режима. Но, в целом, – это движение в правильном направлении".  

Подготовила Елена Заиграева

Грузов перевезли больше

Динамика грузооборота предприятий транспорта Новосибирской области, в млн. тонно-км

июль 2014 г.  -  8591,1

август 2014 г. - 8756,2

сентябрь 2014 г. - 8989,0

Источник: Новосибирскстат