Меню

Куда идут налоги, собираемые в городе

На форуме «Будуще города» выступил министр экономического развития НСО Алексей Струков. Его спросили: как развиваться Новосибирску, если область оставляет городу малую часть собираемых налогов?


В своем докладе Алексей Струков сделал упор на развитие сельской экономики. По его словам, это очень актуально для Новосибирской области, поскольку за счет «технологизации сельско-хозяйственного процесса» высвобождаются трудовые ресурсы. Их, считает министр, необходимо задействовать на месте, чтобы население не уезжало. «Это, кстати, отдельная тема для бизнеса, –  сказал министр, - налаживание переработки сельхозпродукции там, где она производится».
 
На это последовал вопрос депутата горсовета Новосибирска Александра Люлько:
 
- 73% населения нашей страны, по последней переписи, уже проживает в городах, и дальше эта тенденция будет только нарастать (в США, например, в городах живет 80% населения, в Аргентине - 90%). Вы говорите о развитии сельского хозяйства, но не кажется ли вам, что это противоречит тому общемировому тренду, в котором развивается и наша страна? И, вообще говоря, город у нас не может строиться, не хватает денег. Потому что из налогов, которые мы собираем, в бюджете Новосибирска остается только 16,5%. Развитие нашей области и вообще страны - это развитие городов. Не кажется ли вам, что нужно переориентировать тренды в развитии нашей области и, соответственно, расходы бюджета?
 
Алексей Струков дал такой ответ:
 
-  Здесь два момента. Первое – нельзя забывать о собственной продовольственной безопасности. Если мы всё «упакуем» в города, то кто нас будет кормить? Второе - вы правы, что в Новосибирске концентрируются и люди, и бизнес-потенциал. Но при этом город уже не может расти такими темпами, как раньше. Нужно задуматься еще об одной городской агломерации, которая у нас есть в области. Это зона городов Куйбышево и Барабинск. Мы сейчас работаем над тем, как развить там промышленность… Да, действительно, в городской черте в развитых странах проживает более 80% активного населения. Но сельскохозяйственные площади, которые они обрабатывают, и тот объем продукции, который они производят, - несопоставимы с нашими «объемами». Тем более, у нас зона рискованного земледелия. Сейчас в области разрабатываются программы, которые будут поддерживать производство высокой добавленной стоимости в сельской местности. Мы произвели зерно, и, условно говоря, отправляем его на Алтай, чтобы сделать макароны. Добавленная стоимость, естественно, остается там, а это неправильно. Другая проблема села – это транспортная логистика. Нам нужно заниматься и дорожным комплексом, и элеваторным комплексом… Плюс сельское население, которое сейчас «выбывает» из трудовой активности - ведь оно не способно переехать в Новосибирск, оно здесь не востребовано. Поэтому, чтобы не создавать социального напряжения, мы должны думать о сельских территориях. Непростая задача, но ответ таков – мы не можем про них  «забыть».
 
Еще один депутат Новосибирского горсовета - Ренат Сулейманов - также задал свой, неудобный, вопрос министру:
 
- Реализация стратегических планов упирается в бюджетные возможности. Один из показателей таких возможностей - уровень бюджетной обеспеченности. В Новосибирске это 20 тыс. руб. на одного жителя. По этому показателю наш город, к сожалению, находится на 4-м месте в СФО. Мы отстаем от Новокузнецка, Красноярска, Кемерово. От Москвы мы отстаем в 5 раз. Там 104 тыс. руб. на человека по бюджету 2011 г. Соответственно, и возможности реализации социальных, инвестиционных программ там другие. Мэр Москвы заявляет, что 23 станции метро построит. А мы одну с трудом достроили. При этом 70% налогового потенциала области формируется в Новосибирске. В бюджете города остается примерно 12-15% от собираемых в нем налогов. Каков ваш прогноз межбюджетных отношений, выравнивания бюджетной обеспеченности и вообще возможностей развития Новосибирска? Ведь сколько денег, столько песен.
 
Министр ответил:
 
- Налоги собираются в соответствии с налоговым кодексом, платятся в бюджеты различных уровней. В Новосибирске сконцентрированы сфера услуг и промышленное производство. А вся область – это сельское хозяйство, сейчас его потенциал нужно наращивать. Тем не менее, как можно выравнять такой бюджетный дисбаланс? Мы тоже здравые люди и понимаем, что невозможно «откачивать» все денежные средства из города, не закладывая потенциал для его развития.
 
- Один из подходов – это ведомственные и долгосрочные целевые программы. Через такие программы деньги за счет софинансирования из бюджета областного уровня возвращаются в город. Я напомню о третьем мосте через Обь, который сейчас строится и необходим, прежде всего, городу. Мы планируем, что получим на строительство моста федеральное финансирование, но пока его нет. Все денежные средства на мост идут из бюджетов области и города в соотношении – 50/50. Да, мы говорим о получении федерального бюджетного кредита, но его ведь возвращать надо. Поэтому все расходы пока ложатся на нас – область и город. Другой момент, который я хочу подчеркнуть: если бы у нас хватило денег на решение всех проблем, то был бы, наверное, уже коммунизм. Законы экономики - их не переделаешь, для развития всегда не хватает денег. Поэтому бюджетные средства мы, в первую очередь, должны квалифицированно использовать – четко оптимизируя расходы. Процесс межбюджетных отношений сложный. Но реальным инструментом их выравнивания сегодня являются наши совместные целевые программы, предусматривающие софинансирование из областного бюджета. Самое главное – правильно выбрать приоритеты.
 
В своем выступлении Алексей Струков назвал конкретные цифры – сколько Новосибирск  получит в этом году денег из областного бюджета. В области, по его словам, действует 22 долгосрочные целевые программы. По ним в адрес города идет финансирование в размере около 4,8 млрд руб. По ведомственным программа (а их сейчас 43) город получит от области еще более 7 млрд. руб.
 
Сергей Сопов