Меню

«На колебания курса валюты влияет спрос со стороны компаний» – новосибирский банкир

За изменениями курса валют с лета следит вся страна, но резкие скачки вызывают множество вопросов и недоумение. Эксперты поделились рассуждениями с DK.RU о том, к чему это все приведет.

По состоянию на 11 ноября 2014 года, курс доллара равен 45,89 руб., евро  57,2 руб. Таким образом курсы валют продолжают обновлять исторические максимумы против рубля. По мнению ряда аналитиков, ситуация начала обостряться вследствие ухудшения геополитической обстановки после прошедших на юго-востоке Украины выборов. Также выделяется фактор снижения цен на нефть.

Вице-президент, управляющий Сибирским филиалом ВТБ24 Станислав Могильников считает, что на колебания также влияет спрос на валюту со стороны российских компаний:

«Ряду российских компаний необходимо погашать платежи по кредитам перед Западом. По расчетам аналитиков, российским компаниям до конца 2015 года необходимо погасить 106,7 млрд долл. долга перед западными кредиторами. Размер задолженности российских компаний (против которых были введены санкции Запада), которую надо погасить до конца 2015 года, оценивается в 84 млрд. долл. Санкции перекрыли возможность этим российским компаниям рефинансировать свои долги на традиционных западных площадках (в качестве альтернативы есть, правда, еще и азиатские финансовые рынки)».

По мнению эксперта, взяв курс на свободное плавание рубля еще в августе, Центробанк РФ фактически спровоцировал такую рыночную ситуацию, когда компании вынуждены покупать валюту по любым ценам, чтобы расплатиться за задолженность:

«Причем покупают валюту компании по максимальным ценам чуть ли фактически не у одного только Центробанка – валютный рынок сейчас донельзя тонкий и кроме ЦБ РФ, который производит свои действия в рамках интервенций, продавцов долларов на рынке практически нет – никто не торопится в создавшейся ситуации расставаться с валютой. Хотя в банковской системе валюта есть – по состоянию на 1 сентября в банковской системе РФ было валюты на 10,3 трлн. рублей, что по курсу 37,30 на тот момент эквивалентно 278,5 млрд. долл. На рынке возникла ситуация, подобно той, что была в разгар кризиса на фондовом рынке – когда компании торговались по ценам, значительно ниже стоимости собственного капитала, однако тогда на рынке не было денег, и тот, кому они были нужны, продавал их по любым ценам. Сейчас на рублевом рынке, видимо, отчасти такая же ситуация – долларами запасаются по любым ценам. И очевидно, что именно переход ЦБ РФ к политике свободного курсообразования создал эту ситуацию. Если бы ЦБ РФ продолжал прежнюю политику, взятую после 1 марта, при которой для сдвига бивалютной корзины нужно было пройти 1.5 млрд. долл. интервенций, то такого явного тренда на падение рубля бы не возникло, не возникло бы панических настроений».

Управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута видит причину аномально высокой волатильности рубля в последние дни в изменении условий рынка:

«Банк России прочно держит курс на свободное ценообразование российской валюты. Так, недавно регулятор заявил об отказе от нелимитированных валютных интервенций и в принципе отказе от приоритета поддержки курса рубля над сохранением валютных резервов. Иными словами, теперь ЦБ не будет тратить средства для поддержки курса рубля - ценообразование российской валюты будет полностью рыночным».

Эксперт подчеркивает, что в перспективе это позитивно скажется на экономике, поскольку простимулирует диверсификацию экспорта и в целом улучшит структуру экономики, снизит структурные риски (в т.ч. и по инфляции):

«Благодаря этому общая устойчивость экономики перед внешними шоками значительно повысится. Это позволит регулятору вести денежно-кредитную политику без оглядки на курс национальной валюты, и, например, в условиях падения темпов экономического роста, ЦБ сможет не повышать ключевую ставку для сдерживания инфляции и поддержки рубля как сейчас, а снижать ставки для стимулирования экономического роста (как это происходит во всех развитых странах)».

Напомним, Банк России в конце октября принял два ключевых решения, призванных стабилизировать курс рубля относительно доллара и евро. Была повышена ключевая ставка ЦБ (ставка недельного РЕПО)  с 8 до 9,5%, ограничен максимальный объем ежедневных валютных интервенций до $350 млн, а также запущен механизм годового валютного РЕПО для поддержки валютной ликвидности банков и компаний.