Благотворительный фонд «Солнечный город» был создан 6 лет назад для оказания помощи детям‑отказникам в больницах. Сейчас его деятельность вышла далеко за рамки той программы, с которой все начиналось
Директор благотворительного фонда «Солнечный город» Марина Аксенова:
Что такое благотворительность? Это желание людей делать добрые дела в доступной им форме. Наш фонд тоже начинался с простого желания оказать помощь детям. Трое неравнодушных людей (Юлия Гольдорт, Дмитрий Хохлов и Роман Товстик), которые, к счастью, еще и оказались бизнесменами, сами, эпизодически (в свободное от работы время) оказывали помощь Ояшинскому детскому дому‑интернату для детей‑инвалидов (продукты, подарки, праздники).
Через некоторое время они поняли, что не смогут кардинально изменить жизнь сирот, занимаясь «мандариновой благотворительностью», но и не помогать — стало тоже невозможно. И тогда пришло решение создать профессиональный фонд, который оказывал бы детям помощь, способную менять их судьбы.
Благотворительности не учат, поэтому понимание, кому и как нужно помогать, приходило постепенно. И этот процесс не останавливается, так, например, сейчас мы начинаем новое для себя направление, будем развивать институт сопровождения замещающих родителей. Дело в том, что, реализуя проект «Новая семья» (направлен на помощь в устройстве детей из детских домов в семьи), мы столкнулись с тем, что когда семья берет ребенка на воспитание, даже подготовленные родители сталкиваются с различными трудностями и нуждаются в помощи специалистов (в частности, юристов, психологов, соцработников).
Сегодня фонд оказывает помощь нескольким целевым аудиториям: это дети, оставшиеся без попечения родителей и проживающие в домах ребенка, приютах, детских домах и больницах; это семьи, находящиеся в кризисе, готовые отказаться от своего ребенка, на работу с данной категорией направлены программы по профилактике социального сиротства; также это дети и семьи, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, например, связанной с болезнью ребенка. Так, за последние три года нам удалось собрать средства для помощи 54 детям, в том числе и на дорогостоящее заграничное лечение.
А начиналась деятельность фонда с программы «Больничные дети». С малышами, от которых отказались родители, в больнице сталкиваются практически 100% мам, которые лежали со своими детьми в стационарах. Кстати, часто именно после встречи с отказниками неравнодушные мамы не могут жить прежней жизнью и начинают заниматься благотворительностью.
Да, таковы сегодняшние реалии, дети до четырех лет, после того как остались без родителей, размещаются на время в обычных больницах. К сожалению, закон не предусмотрел выделения специального персонала по уходу за такими детьми, а также приобретение для отказников игрушек, подгузников и прочего. Несложно представить, что чувствует ребенок, проживающий часть своей жизни в стенах одной палаты и, даже больше того, за прутьями одной детской кроватки!
В 2007 г. в Новосибирске детей‑отказников размещали в трех детских больницах. Благодаря финансовой помощи нашего фонда в этих больницах появились няни и воспитатели, в обязанности которых входит полный уход за детьми. Потом мы стали ремонтировать палаты, полностью обеспечивали детей необходимыми вещами.
Но, к сожалению, принципиально улучшить условия их проживания не получалось, дети были изолированы, не было возможности выводить их из палаты из‑за боязни инфицирования. Поэтому в 2010 г. мы вышли с предложением к департаменту по социальной политике мэрии г. Новосибирска создать специальное социальное отделение для детей‑отказников, и этот проект был успешно реализован.
Сегодня на базе Детской больницы № 3 созданы все условия для временного проживания малышей без родителей: восемь палат для сна, игровая, буфет‑столовая и отсутствие контакта с инфекционными больными. Мы благодарны мэрии и лично начальнику департамента по социальной политике Александру Львову, который позволил реализовать такой проект в Новосибирске. Сегодня в отделении работают 16 нянь по уходу за отказниками. Из бюджета Новосибирска ежегодно выделяется около 2 млн руб. на этот проект, а фонд — исполнитель муниципального заказа по сопровождению детей. В масштабах России это уникальная практика.
В последнее время к программе «Больничные дети» присоединились и другие некоммерческие организации в 11 городах России. Фонд содержит 63 няни, за 2012 г. помощь была оказана более 2 000 детям.
Проработав некоторое время руководителем фонда, я пришла к выводу, что в благотворительности, как нигде, великолепно работает принцип синергии, объединение усилий разных людей, организаций дает потрясающий общий эффект, значительно превышающий вложения каждого, и мы этим пользуемся. Например, понятно же, чтобы не надо было оказывать помощь отказникам в больницах, надо сделать так, чтобы их там не было, т.е. чтобы семьи не оставляли своих детей на попечение государства.
Из этой простой мысли вырос проект по профилактике социального сиротства «Дорога к дому», который сегодня мы реализуем в партнерстве с двумя фондами: Центром поддержки семей и детей «Вместе» в Новосибирске и «Фондом профилактики социального сиротства» в Москве. За годы совместной работы удалось только в Новосибирске предотвратить отказ от 197 новорожденных малышей.
Кто‑то может сказать, что не велика цифра, но за каждым таким случаем стоит судьба малыша, который, благодаря вовремя оказанной специалистами помощи, не оказался в сиротском учреждении. А еще я глубоко убеждена, что мы помогаем не только малышам, мы еще помогаем мамам, которые уже через некоторое время просто не представляют жизни без своего ребенка и вспоминают отказ как страшную ошибку, способную погубить их жизнь.
В России ежегодно около 6 тысяч детей остаются сиротами уже в роддоме. Еще около 13 тысяч лишаются семей в возрасте до трех лет. Это огромная проблема и наша большая боль! Сейчас на всех уровнях власти идет работа по модернизации системы сиротских учреждений. Все решают задачку: как сделать так, чтобы ребенок, попадая в детский дом, выходил оттуда полноценным человеком, способным самостоятельно жить, а не воспроизводить детей‑сирот.
Важно, конечно, изменить систему воспитания детей в интернатах, сделать ее как минимум приспособленной удовлетворять потребности детей. Но, на наш взгляд, пока государство не начнет выстраивать политику в отношении поддержки семей, а не сирот, пока не усилит многократно направление профилактики сиротства, все меры будут бессмысленны, так как поток детей в детские дома не иссякнет.
На изменение государственной политики могут уйти годы. Поэтому, не дожидаясь, когда это произойдет, фонд уже несколько лет реализует на базе домов ребенка проект «Как дома», пытаясь выстроить семейную модель воспитания для малышей.
Мы начинали реализовывать проект на базе «Специализированного дома ребенка № 2» в Новосибирске. Там работает потрясающая команда неравнодушных специалистов под руководством Галины Стремоуховой и Татьяны Дубакиной. В результате реализации проекта малыши в доме ребенка развиваются в соответствии с возрастом и особенностями здоровья, практически ничем не отличаются от своих домашних сверстников. Их охотнее выбирают усыновители — 96 малышей из 100 находят семью, это просто здорово! Сегодня проект «Как дома» поддержан министерством здравоохранения Новосибирской области, принято решение о тиражировании практики в других домах ребенка.
Конечно, нужны и проекты, которые стимулируют семейное устройство детей из детдомов. Например, у нашего фонда есть проект «Новая семья», в нем принимают участие семьи, которые имеют положительный опыт воспитания приемных детей и хотят еще взять ребят. Фонд выделяет средства на расширение жилплощади, тем самым позволяя семьям принимать детей в хорошие условия. Мы начали реализацию этого проекта, когда увидели, что большая проблема устроить в семью сразу несколько детей‑сирот (чтобы не разлучать братьев и сестер), а также детей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день фонд помог 17 таким детям.
Впрочем, еще важнее предотвращать попадание детей в детский дом, создавать систему раннего выявления семей в неблагополучии и предлагать им действенную поддержку. Например, в Новосибирской области есть несколько социальных гостиниц, где мама может временно проживать с ребенком, если оказалась без крыши над головой. Надо развивать подобные услуги, а не предлагать отказаться от ребенка или лишать родительских прав.
Участвовать или нет в благотворительности — это сугубо личное. Каждый сам для себя должен решить, что лучше: пролежать два часа на диване перед телевизором или пойти волонтером в детский дом и провести это время в занятиях с детьми; потратить тысячу рублей в ресторане или купить на эти деньги две пачки подгузников, благодаря чему малыш в социальном отделении будет спокойно спать целый месяц. Можно жить в домике как улитка, не вникая ни во что вокруг, но можно сделать и другой выбор.
Подготовила Екатерина Варгасова
Сколько малышей получили помощь
30 000
подгузников для отказников собрали в 2012 г. в Новосибирске в рамках акции «Сухая попа»
2 239
малышей получили помощь в рамках программы «Больничные дети» (программа реализуется в 11 городах России)
11,6 млн руб.
было израсходовано на реализацию программы «Больничные дети» в 2012 г.
Источник: «Солнечный город»