Меню

Новосибирск становится непривлекательным для ритейлеров

Эксперты по торговой недвижимости рассказали, как будет развиваться рынок в 2015 году, и от чего зависит его успешное существование в сегодняшней экономической ситуации.

В 2014 году Новосибирск был лидером сибирских городов по количеству международных брендов – здесь была сосредоточена четверть от их общего количества в России. По мнению руководителя отдела исследований и консалтинга компании «Магазин Магазинов» Андрея Васюткина, в целом такое распределение объясняется объемом рынка качественной торговой недвижимости, поскольку международные бренды, как правило, следуют в те города, где этот рынок развит.
 
«Как правило, мы фиксируем стремительное увеличение количества международных брендов в городе или прирост магазинов уже существующих после открытия новых ТЦ. 2015-2016 годы, с большой долей вероятности, станут исключениями. В текущей экономической и политической ситуации новые торговые центры открываются с очень высокой долей неоткрытых магазинов, в том числе в СФО, – поэтому ожидать всплеска активности международного ритейла в округе не приходится. С точки зрения перспектив для дальнейшего торгового девелопмента, в качестве наиболее перспективных можно выделить Новосибирск, Кемерово, Томск, Красноярск, Чита – здесь более высокие по сравнению с остальными городами округа уровень доходов населения и относительно низкая по российским меркам обеспеченность», – считает эксперт.
 
По словам младшего партнера практики «Девелопмент» Консалтинговой группы «НЭО Центр» Александра Закускина, уровень вакантных торговых площадей в ТРЦ Сибирских городов на 2015 год можно оценить в пределах 15-20%.
 
«Столь высокий показатель связан не с низкой востребованностью торговых площадей в действующих ТРЦ в данном регионе, а с крайне высокой (<50%) вакансией в крупнейших ТРЦ, открытых в 2014 году и планирующихся к открытию в начале 2015. Несмотря на падение реальных доходов и неминуемый рост дебиторской задолженности, все расходы, прямо влияющие на товарооборот арендаторов нужно увеличивать. Волевым решением со стороны владельцев бизнеса может быть привлечение профессиональной управляющей компании, что позволит снизить затраты на содержание комплекса и увеличить его посещаемость проводя различные маркетинговые мероприятия. Сегодня мы уже наблюдаем существенное падение спроса со стороны fashion-арендаторов, прежде всего, это касается операторов сегмента выше среднего. Валютные колебания на рынке ставят под вопрос нахождение многих владельцев этого сегмента на российском рынке в целом»,  поделился мнением он.
 
В целом, по мнению экспертов, в 2015 году рынок торговой недвижимости ждет ощутимый спад. Объекты, находящиеся на поздних этапах стройки, будут достраиваться, так как их остановка и консервация обойдутся дороже, чем окончание строительства. Объекты, находящиеся на ранних стадиях стройки, – будут замораживаться и консервироваться. 
 

Материал создан в рамках подготовки к V ежегодному региональному Форуму по коммерческой недвижимости «CESA-2015» (21-22 мая).