Меню

Томас Франк: Нравятся компании, которые не стали монументальными

Шеф-дизайнер компании «Обувь России» Томас Франк более 20 лет работает в обувном дизайне. О личных предпочтениях в работе и проблемах современного обувного производства он рассказал "ДК".

Обозначьте, пожалуйста, нынешние «горячие» мотивы.

Самый характерный тренд нынешнего времени – разнообразие цветов. Оттенков очень много, причем каждый существует в двух версиях – очень яркий, «титульный», подчеркнутый и, напротив, пастельный, смягченный. В этом ярком колорите много от 70-х. Тогда тоже был экономический кризис и мода была жизнерадостнее общества – словно пыталась взбодрить людей своим разноцветьем. Многое повторяется просто буквально! Например, у Missoni очень характерный цвето-графические решения – яркий зубчатый рисунок, бывший характерным для хиппи-шика. Общая черта всех кризисов – популярность подчеркнутой женственности. Так и в нынешней обувной моде – женское начало громко заявляет о себе высоким каблуком. Высокий прямой каблук, платформа – этот тренд, который уже два сезона не сдает позиций, а только крепнет. А вообще, сейчас позволено практически все.  Например, детали панк-роковой атрибутики в обувной фурнитуре – черепа, клепки, металлические ромбы.  Два сезона назад никто и не подозревал о возвращении панк-роковой фурнитуры, тем более, о вторжении ее в сферу элегантной обуви. Тем не менее, возможно все.

Нынешний девиз немецкой моды – интернационализация или «новая самоидентичность»? Какое из стремлений преобладает?

Сейчас ведущий тренд – интернационализация.  Да, сейчас много публицистических материалов о поиске новой немецкой идентичности, нового немецкого ego в дизайне и моде. Но можно сказать, что большинство крупных компаний все же предпочитает работать в интернациональном ключе. Например, эстетика таких брендов, как Tamaris, например, вполне глобальная. Но есть и подчеркнуто немецкие стили – RIEKER, Libeskind, HUGO BOSS, Jil Sander. Когда вспоминаешь одну типичную немецкую эстетику, можно вспомнить в ответ пять международных. Глобализма в стилях гораздо больше, поскольку немецкому дизайну сейчас интересен именно международный рынок.

Какова роль Китая в немецкой индустрии моды – исполнитель или партнер?

О творческом партнерстве пока рано говорить. Китай до сих пор производитель простой обуви – их собственные разработки довольно простые. Такая массовая обувь без затей. Вся генерация стилей и дизайнов – на Германии.  Вот исполнять и воплощать – да, это китайским фабрикам уже вполне удается. К слову, список «но» в Китае со временем меняется. Например, их нынешнее «но» вас удивит.

?!

Сейчас основная проблема производства в Китае – это вовсе не контроль качества, как принято думать. Эта тема-то как раз управляемая. Проблема пришла с неожиданной стороны – высокотехнологичные производства электроники начали «высасывать» кадры из легкой промышленности. Из обувной индустрии в том числе. Хай-тек-производства привлекают рабочих более высокой зарплатой, чистотой технологий. Человеку свойственно стремиться туда, где чище, уютнее и больше платят. Так что, в обувной промышленности Китая возник дефицит рабочих рук. И довольно существенный. В прошлом году зарплаты в китайской промышленности сильно выросли. Особенно в приморской южной зоне, где много «белых», «цифровых» производств. И народ сорвался туда.  Так что, кадровая проблема стала острой. Это парадокс – нехватка рук в самой многолюдной стране, но это так и есть.

Какой тип производства более комфортен в плане самореализации – немецкий, общеевропейский,  восточноевропейский, китайский?

Мне, как немцу, конечно, проще работать на фабриках Германии. Но и в остальной Европе у меня есть любимые регионы, где работается особенно вдохновенно. Португалия, например, очень комфортная страна для творчества. На португальских фабриках очень хорошо поставлен контроль качества, технологи буквально налету схватывают нюансы дизайна. Очень хорошо поставлен подбор материалов, логистика. Например, когда разрабатываешь модель, можно иметь в виду материалы, которые  нужно будет заказать в Италии. И их без проблем привезут.  При работе с Китаем такое, конечно, невозможно. Просто в силу объективной географии.

Как вы решились работать в компании из России?

Я случайно натолкнулся на объявление в обувном журнале. Прочитал, что компания из России ищет дизайнера. Я подумал, почему бы не попробовать. Мы уже год сотрудничаем с брендом «Вестфалика» и я вижу, что компания развивается, и каждый сезон улучшается ассортимент, оформление магазинов, обслуживание.  Мне проще работать в компании, где решения принимаются коллегиально, нежели в фирме, где все решения директивны, принимаются одним боссом. И еще один важный момент: мне нравятся компании, которые еще не стали монументальными, которые развиваются и ищут свое марочное «я». 

Интервью подготовил Игорь Смольников