Инвестор проекта Сиб.фм нашелся среди новосибирских бизнесменов. Еще одним источником дохода с первого дня стал краудфандинг. По данным на 2 июня 2014 г., на сайте было собрано 163 750 руб.
Журналисты Елена Шкарубо и Андрей Ксенчук хорошо известны новосибирской журналистской тусовке — Елена долгое время работала в информационном агентстве Regnum, а Андрей занимал должность технического директора веб‑студии «Март‑Дизайн». Они вместе работали над перезапуском редакционных процессов на портале Тайга.инфо — Андрей создавал новый сайт, а Елена работала над редакционной политикой. Наверное, поэтому, научившись запускать редакцию буквально с нуля, партнеры решили создать собственный информационный ресурс.
«Большинство СМИ в Новосибирске пишут одинаково. Нам хотелось создать проект, который будет отличаться и по визуальному оформлению, и по подаче информации», —
говорит Андрей Ксенчук.
«Когда мы поняли, что расходимся во взглядах с руководством проекта, в котором работали, мы составили бизнес‑план и пошли искать инвестора», —
рассказывает он. Андрей Ксенчук не называет его имя и условия сделки, отмечая, что доли в проекте до сих пор принадлежат ему и Елене.
Уже через месяц после запуска проекта появилась «лайт‑версия» Сиб.фм (на портале выходил один текст в день), а через два месяца сайт превратился в полноценный информационный ресурс. «Первый рывок» в количестве просмотров был сделан за счет репостов Андреем и Леной публикаций сайта в соцсетях — у обоих в «Живом журнале», «В Контакте», Facebook было более тысячи подписчиков. Таким образом, уже через несколько месяцев после запуска портал ежедневно посещали около тысячи пользователей. Сейчас, по данным аналитического сайта Similarweb, посещаемость составляет около 400 тыс. уникальных посетителей в месяц.
Создатели Сиб.фм считают, что проект быстро набрал популярность прежде всего за счет интересного контента и удобства сайта.
«Мы отталкивались от собственных предпочтений — Лена формировала политику редакции, а я занимался административными, техническими вопросами и оперативным управлением. Я занимаюсь фотографией, хотелось, чтобы на сайте были качественные фоторепортажи, с большими по формату снимками, чем это принято в других СМИ. По визуальной части я взял в качестве примера «Русский репортер» и Esquire», —
говорит Андрей Ксенчук.
Первым сотрудником редакции стал Петр Лохов, который ради стартапа ушел с должности журналиста газеты «Ведомости». Однако сразу стало понятно, что большую часть работы будут делать внештатные журналисты — к тому же Лена работала преподавателем на журфаке НГУ и привлекала к работе студентов. Сейчас в редакции десять штатных сотрудников: журналисты, менеджеры по рекламе, корректор, верстальщик и т. д.
Андрей Ксенчук говорит, что в 2013 г. проект принес первую прибыль, вернув около 10% затрат, однако до окупаемости порталу еще далеко. Первых рекламодателей ребята нашли среди знакомых рекламщиков и маркетологов: один из автодилеров сразу же заказал статью о том, как в Сибири продаются премиальные автомобили. Поставить продажи на поток помогла и главный редактор Сиб.фм Ива Аврорина, которая до этого работала в рекламе.
«В Европе многие независимые СМИ живут на пожертвования читателей, к тому же, помогая проекту, читатели чувствуют свою причастность и становятся более лояльными. Наконец, нам просто хотелось понимать, насколько нужен Сиб.фм и готовы ли читатели помогать проекту», —
рассказывает Андрей Ксенчук.
Сейчас Андрей Ксенчук полностью занимается оперативным управлением проекта. Елена Шкарубо является соучредителем, но от проекта отошла, переехав в Алма‑Ату. В ее колонке «О проекте» написано, что Сиб.фм — это интернет‑издание о жизни в Новосибирской области и соседних регионах Сибири. Однако постепенно ребята корректируют планы.
«Меняются подходы взаимоотношений государства и СМИ, вышел в свет закон, по которому провайдеры должны заблокировать сайты, попавшие в «черный список» Роскомнадзора. Заблокирован ЖЖ Навального*, порталы Каспаров.ру, Грани.ру и др. В такой ситуации заработать СМИ становится все сложнее. Поэтому мы отложили региональное развитие и занимаемся поиском вариантов трансформации сайта», —
говорит Андрей Ксенчук.
Главный редактор сайта Тайга.инфо Евгений Мездриков сомневается, что информационный проект может стать прибыльным. Сейчас региональные порталы существуют либо при спонсорстве интернет‑провайдеров (Академ.орг, Sibnet), либо ставят приоритетом сервисную составляющую (НГС).
«По моим оценкам, аудитория, которой потенциально интересны новости в Новосибирске, — не более 10–15 тыс. человек в сутки, такой посещаемости недостаточно, чтобы привлекать массовую рекламу», —
уверен Евгений Мездриков.
С середины прошлого года Сиб.фм начал зарабатывать еще и на pr-услугах. Андрей Ксенчук полагает, что в будущем pr-услуги станут главной статьей доходов Сиб.фм. Соревноваться в популярности с самыми посещаемыми в Новосибирске сайтами Сиб.фм не планирует. Как говорит Андрей Ксенчук, для этого пришлось бы поменять формат, превратив Сиб.фм в клона НГС:
«Мне хочется сохранить концепцию портала, а не подчинять его рынку».
Юлия Светлова
* - внесен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.