Меню

Татьяна Людмилина рассказала, как превратить в бизнес музыкальные фестивали

В марте‑апреле 2014 г. Новосибирская филармония провела беспрецедентное для города музыкальное мероприятие — Транссибирский Арт‑Фестиваль. "ДК" выяснил, какова отдача от мероприятия.

Директор Филармонии Татьяна Людмилина и замминистра культуры НСО Игорь Решетников рассказали «ДК», как оценить отдачу от мероприятия. 

Музыканты мировой величины и раньше посещали наш город, но обычно поодиночке. А Фестиваль, худруком которого стал выдающийся скрипач Вадим Репин, собрал целый пантеон суперзвезд, в числе которых знаменитый дирижер Кент Нагано, Английский камерный оркестр, балерина Светлана Захарова.

Оркестр проявил отвагу

«Самым главным «ресурсом» Фестиваля был сам Вадим Репин, —

уверена генеральный директор Новосибирской филармонии Татьяна Людмилина. —

Ведь только личность, непосредственно находящаяся в когорте музыкальных звезд, имела возможность убедить именитых сотоварищей скорректировать свои на год вперед расписанные графики и собрать их в одно время в одном месте. Да еще и «заготовить» две мировые премьеры — первое исполнение концерта «Голоса скрипки» Беньямина Юсупова и шоу уникальных импровизаций «Скрипкомания».

По ее словам, когда фестивальная программа была представлена, уже не возникло никаких сложностей (только каждодневные физические и временные затраты Новосибирского академического симфонического оркестра): одного Кента Нагано хватило бы для того, чтобы привлечь к форуму внимание зрителей. Как говорит Татьяна Людмилина, вопреки мифу о несобранности творческих людей Вадим проявил себя прекрасным организатором: приходил утром — уходил ближе к ночи, был полностью сосредоточен на деле.

Когда произошла главная неожиданность Фестиваля — отмена приезда Валерия Гергиева, который должен был дирижировать на концерте‑закрытии, Вадим Репин нашел нестандартное и спасительное решение. Он договорился с Новосибирским симфоническим оркестром о том, что играть они будут… без дирижера. Поскольку «Концерт № 1 для скрипки с оркестром» Дмитрия Шостаковича — крайне сложная для исполнения вещь, то никто в истории не играл эту музыку без дирижера. Хотя риск «сбоя», безусловно, был, оркестр проявил отвагу, и в итоге вместо эксцесса на закрытии Фестиваля состоялась мировая премьера.

Привлек «главный ресурс» Фестиваля отставной ныне губернатор Василий Юрченко. Он не только сумел договориться с Репиным, но и выделил на мероприятие средства из областного бюджета. По словам заместителя министра культуры Новосибирской области Игоря Решетникова, в переговорах с Репиным была велика роль и директора Новосибирской специальной музыкальной школы (колледжа) Александра Марченко, и руководителя Новосибирского академического симфонического оркестра Льва Крокушанского, и всей Филармонии, но ключевым стало решение Юрченко, уверенного, что мероприятие нужно городу.

«Из областного бюджета было выделено порядка 40 млн руб., —

констатирует г‑н Решетников. —

Я знаю, что бюджеты западных фестивалей подобного уровня гораздо больше».

Основную часть расходов составили гонорары приглашенным знаменитостям, но существенных затрат потребовало и PR‑сопровождение Фестиваля: в Новосибирск были приглашены более 40 российских, европейских, американских журналистов.

Вторым знаковым ресурсом Фестиваля был Государственный концертный зал имени Арнольда Каца, открывшийся в сентябре 2013 г. и рассчитанный на 1 100 зрителей. Он позволил провести масштабное мероприятие и продать большое количество билетов (на каждом концерте зал был переполнен).

В организации любого большого арт‑мероприятия главный фактор — это желание (чиновников, руководителей культурных учреждений, деятелей искусства), уверен Игорь Решетников.

«Если есть сильное желание и хорошая идея, то деньги, как правило, находятся, —

говорит он. —

Отыскал же Александр Кулябин (дир. театра «Красный факел», —  прим.ред.) фонд Михаила Прохорова, который финансирует значительную часть бюджета фестиваля «Ново‑Сибирский транзит».

Игорь Решетников уточняет, не всегда поддержка придет в виде живых денег. К примеру, с отелем можно договориться о существенных скидках на размещение участников мероприятия. Гостиничный оператор на это пойдет, потому что ему гарантируется внушительное число постояльцев.

«Вообще, придумывая культурные проекты, лучше ориентироваться не на государственную помощь, а на частных спонсоров. Хотя, сферу классической музыки, пожалуй, опекать должны чиновники. Здесь у меня подход как у Берии. Когда создавался закрытый город Озерск, то Берия, курировавший ядерный проект, решил, что сначала нужно построить театр и дом культуры. Такие вложения — инвестиции в будущие поколения»,—

объясняет он.

Музыка привлекает туристов

«Проведение Транссибирского Арт‑Фестиваля, помимо всего прочего, позволило нам выстраивать планы на будущее, мы думали о долгосрочной перспективе, —

говорит Татьяна Людмилина. —

Во‑первых, это сработало на повышение узнаваемости Новосибирска. Название города упоминалось в самых разных СМИ, и тысячи людей узнали, что у нас есть большой концертный зал, отвечающий современным техническим требованиям».

По ее словам, вторым положительным результатом стала популяризация самой Филармонии, а третьим — установление контактов с музыкантами первой величины. Достигнуты договоренности с несколькими из них о выступлениях в концертном зале в течение ближайших лет. И с другими крупными артистами теперь будет проще договариваться.

Татьяна Людмилина считает, что «выхлоп» в СМИ стоил затрат:

«Количеством рецензий мы довольны. Французский телеканал Mezzo даже снял фильм о нашем Фестивале. В него вошли интервью с Репиным и другими звездами форума, а также фрагменты выступлений иностранных исполнителей с новосибирскими коллективами. Фильм должен выйти на экраны осенью».

Игорь Решетников уверен, что, оценивая отдачу от Транссибирского Арт‑Фестиваля, нужно посчитать количество гостей Новосибирска, привлеченных событием, и их расходы на проживание, питание, покупки.

«Точных цифр у меня нет, но иногородних и иностранных зрителей было много, —

сообщил собеседник. —

Из Омска, Томска, Красноярска заинтересованные слушатели добирались целыми автобусами. Можно предположить, что вложенные в Фестиваль средства окупились».

Следующий фестиваль соберет молодых музыкантов

Подводя итоги действа, Вадим Репин пообещал, что второй Транссибирский Арт‑Фестиваль состоится весной 2015 г. Он пообещал постараться больше задействовать молодое поколение артистов. Игорь Решетников считает, что привлечение молодежи выгодно с точки зрения позиционирования Новосибирска: молодые музыканты, впоследствии разлетаясь по миру, будут живой рекламой наших учебных заведений и музыкальной культуры.

Татьяна Людмилина пока больше говорит о текущих задачах. И первая — это омоложение аудитории Филармонии. Известно, что, например, основная часть постоянных слушателей симфонического оркестра — люди старше 50 лет.

«Чтобы привлечь молодых, репертуар нужно сегментировать, —

рассказывает она. —

Например, сейчас у нас есть музыкальный цикл для женщин в ожидании детей. Есть отдельные программы для малышей, для дошкольников, для тинейджеров, для молодежи. Второе — адаптация самого музыкального материала: неожиданное оформление, включение в репертуар современных композиторов. Конечно же, внушительной частью концертных программ останется классика. Но ее можно по‑новому преподносить в информационном пространстве».

Филармония планирует также задействовать в своем продвижении интернет‑каналы.

«Не слишком освоенное нами направление — кросс‑реклама: партнерство с другими культурными учреждениями, возможность нам привлекать аудиторию театра «Старый дом», например, и наоборот», —

объясняет Татьяна Людмилина. Ну и, наконец, сейчас инфраструктура Филармонии позволяет ей быть интересной для молодежи — в здании есть уютное симпатичное кафе, бесплатный Wi‑Fi.

Искусство — это не бизнес, но оно, как и коммерческое предприятие, может приносить прогнозируемый доход, уверена топ‑менеджер. Для этого нужна дифференцированная ценовая политика, отстроенные процессы продвижения и продаж. Став руководителем Филармонии, Татьяна Людмилина пересмотрела цены на билеты: часть репертуара (самые востребованные концерты) выросла в стоимости. В сбыте планируется активнее задействовать единые городские кассы и интернет. Пока через онлайн‑канал продается только 15–17% билетов.

Игорь Решетников называет Татьяну Людмилину настоящим менеджером.

«Ее деятельность оценивают неоднозначно, но это скорее реакция людей, которые не понимают, что мы живем уже не в социалистическом обществе, —

полагает замминистра. —

Имущественные фонды, в том числе в культурной сфере, должны использоваться эффективно. Новый зал Филармонии не должен простаивать! Пусть он будет открыт и для «высокого искусства», и для эстрадных артистов (конечно, о низкопробной попсе речь не идет). Я могу сказать, что в Европе популярные певцы выступают в самых именитых концертных залах, и это никого не возмущает».

Пока с точки зрения бизнеса работа Филармонии радует руководство.

«Благодаря новому залу в первом полугодии 2014 г. доходы выросли на 70–80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, —

говорит Татьяна Людмилина. —

К тому же мы можем получать доход от аренды зала. Спрос уже есть. Вот, телекоммуникационная компания решила отметить у нас свой юбилей. Со временем спрос вырастет, и выручка от аренды станет стабильной и существенной в общем обороте Филармонии. У нас есть постоянные партнеры, оказывающие поддержку, например, банк «ВТБ‑24», мы им благодарны. Но с новым концертным залом мы и сами сможем эффективно зарабатывать!»

Игорь Решетников считает, что со временем в Новосибирске будет больше масштабных культурных мероприятий. Все больше иностранцев и столичных гостей видят наш потенциал (и культурный, и зрительский), а значит новые проекты неминуемо будут рождаться.

«Прежде всего нам нужны мероприятия, которые продвигают бренд Новосибирска, —

считает чиновник. —

В этом году министерство культуры готовится к проведению в Новосибирске джазового фестиваля. Это очень актуально: мы — джазовый город, у нас два замечательных джазовых коллектива, восприимчивая публика. Если мы не будем позиционироваться таким образом, то статус города джаза может отнять у нас, к примеру, Томск».

По словам Игоря Решетникова, культурный туризм в Новосибирске развивать гораздо проще, чем, к примеру, промышленный, и заниматься этим нужно системно, начиная с создания карты культурных мероприятий. Впрочем, для начала надо решить единственную проблему, которая препятствует развитию в этом направлении, — избавиться от дефицита арт‑продюсеров и арт‑менеджеров.

Евгения Кузьмина