Меню

Мы можем и будем

Иллюстрация: «Ъ-Сибирь»

За последние несколько сезонов глобус российского туризма буквально превратился в кубик Рубика. Одни звезды индустрии померкли, другие воссияли, освещая радикально изменившийся рыночный ландшафт

Для кого-то геополитические коллизии и их рыночные последствия стали нежданным даром судьбы, а другим они просто пригодились. Потому что их успех – по большей части собственная заслуга. О примере такого прорыва – в беседе с Андреем Петуховым, генеральным директором санатория «Родник Алтая».

Андрей Юрьевич, в человеческих возрастных пропорциях 18-летие – пора дебютов и надежд. А для курортного бренда что это за возраст?

Наше 18-летие вообще очень интересная фаза. Можно сказать, марочное совершеннолетие. В роли известной сибирской здравницы «Родник Алтая» уже вполне состоялся, а теперь выходит на общероссийский уровень. Очень много перемен, интересных трендов, некоторые нас самих приятно удивили.

Можно ли назвать этот новейший период этапом перезапуска бренда «Родник Алтая»?

Да, именно перезапуск. С сохранением имени, но с новыми оттенками марочного «я», с новой ролью. С ролью, которая тщательно высчитывалась. Один из нюансов нынешней команды – это серьёзная исследовательская и аналитическая составляющая. Мы очень тщательно изучаем аудиторию, её потребности, эволюцию вкусов. Изучили рыночный контекст и решили, что самая позитивная и эффективная ниша – санаторий семейного отдыха и сервис класса «комфорт +». Перезапуск бренда включал обширный комплекс действий. По большому счету, этот процесс все еще идет. Во-первых, мы по умолчанию существуем в очень плотной конкурентной среде – санаториев в Белокурихе множество, она фактически ими застроена. Следовательно, надо было искать своё «я». Должен отметить, что мы изначально отказались от соблазна состязательности – от намерений кого-то в чем-то превзойти. Борясь за первенство в чем-то, ты все равно находишься в общем ряду, в массе. Разумнее найти именно свою, уникальную роль. Такую мы и нашли – роль семейного санатория.

Понятие «комфорт+» ассоциируется больше с отелем, нежели с санаторием. Принято считать, что санаторий – это лечение, но вовсе не нега, не релакс. Приходилось ли бороться с этим стереотипом?

Да, когда типологический ряд гостей только начал меняться, были у многих и стереотипные опасения, связанные с советским послевкусием понятия «санаторий». Например, были отделу продаж такие вопросы: «А у вас туалет на каждом этаже или на улице?». То, что у нас комфортабельный санузел в каждом номере, а сами номера обстроены как отельные, было для них потрясением.

Вы упомянули про изменение типажа гостей. В чем эти перемены состоят?

Обобщенный образ нашего нового гостя – молодой горожанин, топ-менеджер или владелец бизнеса, глава молодой семьи. Как правило, с семьёй и приезжающий. Часто – тремя поколениями, привозя и своих детей, и родителей. Эти люди, привыкшие к комфорту зарубежных курортов – публика достаточно взыскательная. Прежде ни наш санаторий, ни Белокуриха вообще не входили в зону их интересов. Но «тектонические сломы», которые произошли в индустрии отпускного отдыха в последние два года, обратили взоры этих людей внутрь страны. И, к слову, для нас это не было просто «внезапно привалившим счастьем», ибо к изменению приоритетов мы были готовы. Мы начали меняться задолго до «переломного двухлетия». Кроме того, изменился экономический типаж гостя. Он взыскателен, он ждет не просто оздоровления в полубольничной атмосфере, а именно респектабельного уюта и сервиса, потому что платит свои кровные. Курортно-оздоровительная отрасль – это, кстати, уникальная реалия, которая существовала лишь в СССР и странах социалистического блока. Ни во Франции, ни в Италии, ни в Израиле ничего подобного не было. Там существует только рекреационный туризм с небольшой оздоровительной составляющей. СПА, косметология, воды. А такой сферы, как в СССР – отрасли на стыке медицины и индустрии отдыха, да еще и с мощной профсоюзно-корпоративной составляющей, – не было нигде больше. К слову, эта корпоративная составляющая и была на определенном этапе тормозом. Ведь как человек попадал в санаторий? По профсоюзной путёвке, по направлению. То есть отдых в санатории воспринимался как нечто данное «за так» и потому как бы не очень ценное и интересное. Крутым вариантом отпуска считался заграничный вояж, а направление в санаторий – что-то вроде не очень вкусного дармового угощения. Потому и ситуативная ценность была невелика, оздоровительным потенциалом такого отпуска не особо дорожили. Сейчас же пропорция совершенно иная. Большая часть нашего гостевого потока – это именно «покупные» путевки, а не профсоюзные. Соответственно, изменился и образ отпускника, и его мотивации.

То есть люди, прежде отдыхавшие на зарубежных курортах, стали вашей аудиторией?

Да, именно. Причем изменился и географический ареал. Он теперь реально общероссийский. Много гостей из Забайкалья, с Дальнего Востока. Много тюменцев. Есть гости из Центральной России, что нас, кстати, даже удивило – рекламной кампании мы в тех регионах не вели.

А не окажется ли в гостевом потоке контингент, привыкший проводить отпуск бурно?

Да, такой архетип отпускника существует. Но он, во всяком случае, теперь «ищет себя» не у нас. Наш типаж – адекватные семейные люди. Весь уклад подчинен этому концепту. Например, у нас нет «веселья с отрывом» – шумных дискотек, клубных пати. Нет алкогольного компонента в барах. Конечно, никому не возбраняется выпить бокал вина в любом ресторане или баре, коих в Белокурихе множество – отпуск есть отпуск. Но сама территория санатория – без горячительных напитков вообще. Даже пива нет. При том, что есть свой пивзавод.

Парадокс… Как это – пивзавод есть, а пива в баре нет?

Пивзавод варит пиво специфического назначения – для оздоровительных пивных ванн, технологии, которую мы много лет назад «привезли» из Чехии. У пива тут только такая роль. Всё пространство – безалкогольная территория. Впрочем, у нас столь интересный ассортимент напитков в фито-барах, что про горячительные наши гости и не вспоминают. Погудеть в отпуске – это не их целевая модель. Наши «фишки» – это именно оздоровление и респектабельный релакс. У нас 15 врачей по 11 узким специальностям, комплексные программы оздоровления по разной медицинской проблематике. И добротная сфера релакса. Например, наш комплекс открытых бассейнов – самый большой на курорте. Очень красивая композиция. В которой, кстати, очередное пополнение – четвертая чаша для самых маленьких гостей. К слову, детские потребности учтены и при планировке номеров. Семье с детьми нужно больше простора, там другая эргономика пространства. И это мы учли при реконструкции шестого этажа. Есть даже кроватки для самых маленьких. Лечебных программ для детей младше четырех лет у нас нет, но, если приезжает семья с малышом, вопроса, куда пристроить ребенка, у них не будет – комфорт их продуман и проработан, они здесь желанные гости.

А что в планах?

Дальнейшая «полировка» концепции. И превращение в лучший семейный санаторий России. Именно так, ни больше, ни меньше. Это не «маниловщина», а прописанный пошаговый план. Мы к этой роли тщательно готовились. И верим, что всё получится.

 
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.