Меню

Надежда Вавилина: женщины стали умнее мужчин

Женщины стали умнее мужчин Евросоюз недавно принял решение разработать закон о квотах для женщин в руководстве крупных корпораций. Российские политики уже «примеряют» эти нормы к нашим условиям

Женщину-руководителя в крупном бизнесе встретишь не часто. Почему это происходит и как можно изменить ситуацию, рассказывает ректор Нового сибирского института, доктор социологических наук, член Общественной палаты РФ Надежда Вавилина.

Женщины стали умнее мужчин

Евросоюз недавно принял решение разработать закон о квотах для женщин в руководстве крупных корпораций. Российские политики уже «примеряют» эти нормы к нашим условиям. Надо ли квотировать представительство женщин в бизнес-структурах? «Русская служба» BBC организовала в своем эфире дискуссию на эту тему между новосибирским социологом Надеждой Вавилиной и политиком Ириной Хакамадой. Первая считает квотирование необходимым, а вторая— не нужным.
— То, что госпожа Хакамада против предлагаемых мер, это закономерно— в ней говорит успешная женщина. Она уже состоялась как личность, как бизнес-леди, и она понимает все преграды, которые стоят на пути деловых женщин. Ирине Хакамаде удалось пройти этой дорогой, и сегодня с высоты своей успешности она говорит: зачем квотировать, бизнес— дело творческое. А моя позиция— это оценка профессионального социолога-исследователя, оценивающего ресурсы сообщества и эффективность их использования.
Я говорила в ходе дискуссии о том, что сегодня сложилась экстраординарная ситуация, когда общество и женщина сталкиваются с проблемой конфликта личных и общественных интересов. Рыночная экономика предоставляет вроде бы слабому полу широкие возможности для приложения сил и креативных способностей. Но у женщины, которая ищет и находит такие возможности, непременно возникает внутренний конфликт: ей хочется делать карьеру и при этом необходимо выполнить свою гендерную роль— родить ребенка. В итоге она вынуждена уйти из бизнеса на год-два, а вернуться удается не всем. И вот это обстоятельство, на мой взгляд, является первым барьером эффективного развития сообществ, как европейских, так и российского, особенно.
Чтобы убрать барьер, нужны экстраординарные меры. Такие, как квоты для женщин в руководстве компаний.

Нужно научить женщин быть «толстокожими»
В России в последние два десятилетия при получении высшего профессионального образования гендерное соотношение выглядит следующим образом: 60-70% специалистов с высшим образованием составляют женщины, а 30-40%— мужчины. Нетрудно догадаться, что человеческий потенциал, или, как сейчас принято говорить, человеческий капитал, который сложился у женщин за последние двадцать лет, значительно выше, чем у мужчин.
Иными словами, женщины стали умнее мужчин?
— Да, если жестко формулировать проблему, то так и есть. Конечно, знания и ум не одно и то же. Я потому так и говорю— человеческий капитал, профессиональный багаж, которыми располагает женская гендерная группа, больше, чем мужской. В этом контексте формируется уже общественный конфликт. Общество, имея ресурс в лице женской группы населения, не может его эффективно использовать. Потому что эта группа должна в первую очередь решать другую гендерную задачу— рожать и воспитывать детей. Отсюда и возникают экстраординарные условия, в рамках которых возможно принятие экстраординарного закона о квотировании представительства женщин в руководстве бизнес-компаний. Но подобные меры и нормы имеют ограниченный период действия— на время разрешения проблемы.
Но если в Европе решили разработать и принять такой закон, то в России, по-моему, до принятия таких экстраординарных мер очень далеко. Одно дело— закон сочинить, другое— поменять общественное сознание.
— Совершенно верно. И, к слову сказать, наши российские женщины не могут занимать высокие позиции в бизнесе в значительной степени из-за стереотипов. Ведь даже женщину за рулем у нас до сих пор воспринимают как нечто неестественное, таящее угрозу. И я в ходе дискуссии как раз настаивала на том, что ресурсы, которыми располагает женская гендерная группа, необходимо срочно включать в общественное развитие.
И как это можно сделать?
— Я считаю, необходимо учить женщин, которые располагают достаточно высоким профессиональным капиталом, быть более смелыми, более «толстокожими» к стереотипам массового сознания. К сожалению, до сих пор у нас немного программ, которые бы помогали женщинам вырабатывать такие жизненные принципы. Кстати, специалисты Нового сибирского института разработали программу, которая называется «Институт успешной женщины». Она направлена на то, чтобы помочь женщинам увидеть их сильные позиции: чем они располагают, что формирует их социальный капитал, как распорядиться им эффективно. Я считаю, что практически каждая женщина может стать успешной. Вы только задумайтесь, сколько всего мы успеваем сделать и дома, и на работе, и в общественной жизни. Если этот ресурс направить в сферу бизнеса, государство и все мы только выиграем.
Женщины побеждают благодаря консерватизму
По оценкам социологов, среди российских городов Новосибирск отличается наибольшим процентом женщин с высшим образованием. А по доле женщин-руководителей наш город отстает лишь от столицы. И все же на руководящих должностях женщин не слишком много.
— Женщины в Новосибирске в общей массе действительно более образованные, чем мужчины. Образование позволяет им хорошо видеть, системно мыслить и оценивать.
Более того, если не брать в расчет Москву, Новосибирск является городом, где наибольшее число женщин-руководителей. Но все равно их в России единицы... Вы посмотрите на состав совета директоров ведущих компаний: «Газпром», «Сургутнефтегаз» и других — там нет ни одной женщины! А кто, собственно, решил, что нефтегазовая отрасль— сугубо мужская? Мужчины предпочитают революционный стиль руководства. А ведь в рамках любой отрасли есть функции, которые требуют консервативного (в хорошем смысле слова) подхода— и здесь место женщине с ее любовью к порядку, стабильности. Эти функции могут более эффективно выполняться именно женщинами.
Женщине на руководящей должности нередко ставят в вину слабость характера. Можно ли совместить природную женскую слабость и волевые качества ее как руководителя?
— Здесь надо учитывать два момента. Когда ты сидишь в кабинете и руководишь, не надо забывать, что ты женщина, не надо выходить из своей гендерной роли. Если ты по-мужски стучишь кулаком, кричишь, позволяешь крепкие выражения, то происходит диссонанс в головах подчиненных, несовпадение образа и реальности. И твоя деятельность будет непродуктивной. Нельзя выходить из роли, предписанной твоим гендерным предназначением.
А как только ты переступаешь порог дома, ты должна забыть, что ты руководитель. Дома у тебя другая роль. И если ты не успеваешь переключиться, то плохо исполняешь роль мамы, жены, любимой. Если ты с порога заявляешь: «Я устала, где ужин, почему «барыне лапти не поданы», то здесь, конечно, возникнет конфликтная ситуация. Но это, скорее, не вина, а трагедия женщины. Ее никто не учил точно и красиво исполнять свои, столь разные роли.
Конечно, становление бизнес-лидера с женским лицом— явление новое для российского общества и путь его будет труден. Но иного, более легкого, нам не дано. Если мы хотим быть успешной страной, иметь эффективную экономику, то следует очень бережно и эффективно относиться ко всем ресурсам, которыми мы располагаем. «Мудрая» Европа, осознав это, уже пошла «женским» путем.
И это будет дорогой всех современных государств. Я уверена, что и в России, и в Новосибирской области бизнес получит гендерный эффект.
Надежда Вавилина
Родилась в Алтайском крае
Образование:
1975 г. — окончила гуманитарный факультет Новосибирского государственного университета.
Карьера:
1975-1992 гг. — преподаватель кафедры истории КПСС и философии Горно-Алтайского педагогического института, затем кафедры истории КПСС Новосибирского электротехнического института;
1992-2006 гг. — заведующая кафедрой социологии Сибирской академии государственной службы;
с 1997 г. — ректор Нового сибирского института.
Доктор социологических наук, член Общественной палаты РФ.
Семья: замужем, двое детей.