В сентябре 2007 г. Новосибирский Муниципальный банк оснастит пять машин дорожно-постовой службы (ДПС) в городе терминалами, принимающими к оплате банковские карты. В результате нерадивые водители п
Российские банки заинтересовались технологией автоматизации оплаты штрафов ГИБДД, разработанной платежной системой «Золотая корона». В апреле 2007 г. Далькомбанк, а в мае Крайинвестбанк соответственно в Благовещенске и Краснодаре оснастили патрульные машины ДПС терминалами, работающими по этой технологии. Управляющий директор платежной системы «Золотая корона» Вадим Грицаненко говорит, что сейчас идет подготовка к реализации подобных проектов еще в пяти городах и, в частности, в Новосибирске, где партнером системы выступает Новосибирский Муниципальный банк (НМБ). Другие банки и города, в которых планируется реализовать проект, «Золотая корона» не раскрывает.
Первый шаг к упрощению механизма оплаты штрафов ГИБДД в Новосибирске НМБ сделал еще восемь месяцев назад: банк установил терминалы во всех районных отделениях ГИБДД и ГУВД города, а также на шести отдаленных стационарных постах ГИБДД. Сейчас установлено 28 терминалов. По данным НМБ, в июле 2007 г. с помощью терминалов было оплачено более 1000 штрафов. Средний размер штрафа – 50-100 руб. «Больше половины транзакций по оплате штрафов через терминалы приходится на Советский район. Там выше процент держателей пластиковых карт «Золотая корона», выше культура использования населением современных финансовых инструментов», – рассказывает заместитель директора по развитию НМБ Сергей Васильев.
Но стационарные терминалы не решают проблему оплаты штрафов, считает руководитель управления по работе с клиентами «Золотой короны» Алексей Щур. По его словам, Кодекс РФ об административных правонарушениях запрещает оплату штрафов на месте нарушения наличными: «Запрета на безналичную оплату нет. А для большинства водителей оплата штрафа на месте удобнее всего. Сложившаяся сейчас процедура оплаты отнимает много времени: надо приехать в банк, а потом в ГИБДД и отстоять там очередь, только чтобы отдать квитанцию об оплате. Оплата 50-рублевого штрафа может отнять целый день, что для многих непозволительная роскошь». Щур рассчитывает, что безналичная система оплаты позволит повысить собираемость штрафов ГИБДД.
Всего в Новосибирске – около 100 патрульных автомобилей. Первые пять машин ДПС НМБ намерен оснастить терминалами (стоимость каждого – около 20 тыс. руб.) в сентябре, говорит Васильев: «Сотрудники банка уже обучили пять экипажей ГИБДД работе с новой техникой». По его словам, решение об использовании терминалов в других патрульных машинах будет принято совместно с УВД города через три месяца по результатам анализа эффективности этого «пилотного проекта». Щур говорит, что в Краснодаре терминалы были установлены сразу во всех автомобилях ДПС, в Благовещенске – поэтапно. Он считает одновременное оснащение терминалами всех машин предпочтительным: «Иначе владельцы карт будут недовольны из-за того, что не каждый экипаж ГИБДД сможет предложить им оплатить штраф на месте с помощью карты». Алексей Щур считает, что в тех городах, где терминалами оснащаются сразу все автомобили ДПС, затраты инвестора окупятся не более чем за год. От суммы каждого безналичного штрафа НМБ будет получать комиссию в размере 6% при оплате в отделениях ГИБДД и УВД и 10% – при оплате на стационарных постах ГИБДД и через терминалы в автомобилях ДПС. Воспользоваться услугами установленных НМБ терминалов пока могут лишь владельцы карт «Золотая корона» разных банков-эмитентов. «Мы рассматриваем возможность сотрудничества в этом проекте и с другими платежными системами, но для этого необходимо доработать технологию работы терминалов», – поясняет Васильев.
НМБ планирует зарабатывать не только на штрафных комиссионных, но и на выпуске предоплаченной «Карты водителя», которая появится в 2008 г. Возможность оплаты штрафов через терминал будет одним из сервисных приложений к карте наряду с получением скидок на приобретение запчастей, заправку топливом на АЗС, объясняет Васильев. Карты номиналом от 300 до 5000 руб. планируется продавать на АЗС и автомойках, в киосках и торговых сетях.
Заместитель директора Благовещенского филиала Далькомбанка Артем Дорошенко говорит, что с апреля по май в Благовещенске шло тестирование терминалов, а реально они заработали с июня 2007 г. По его словам, пока штрафы оплачиваются картами «Золотая корона», но, возможно, до конца года к оплате начнут приниматься и карты MasterCard. За первые два месяца работы проекта в Благовещенске по терминалам оплачено штрафов на сумму около 20 тыс. руб. «Это примерно 1% собираемых штрафов», – делится первыми результатами Дорошенко. Через полгода Далькомбанк намерен довести объем штрафных транзакций до 500 тыс. руб. в месяц. Для этого до конца 2007 г. банк потратит около 1 млн руб. на рекламу новой услуги. А предоплаченная «Карта водителя» (в Благовещенске поступит в продажу до конца августа) позволит Далькомбанку значительно увеличить свою клиентскую базу, уверен Дорошенко: «Распространение предоплаченных карт позволит охватить огромное количество водителей, многие из которых, возможно, ранее и не посещали банк».
Опрошенным «ДК» банкирам симпатична идея НМБ – уставшим от типичного набора услуг розничным клиентам нравятся новые нестандартные предложения. Но, предупреждают конкуренты, НМБ стоит как можно быстрее договориться с международными платежными системами. «Сейчас востребованность услуги ограничена кругом держателей карт «Золотая корона», в то время как широкое распространение в Новосибирске имеют карты международных платежных систем», – говорит начальник кредитно-кассового офиса новосибирского филиала ТрансКредитБанка Павел Романов. «На мой взгляд, среди автомобилистов больше владельцев именно международных карт», – вторит Марина Кокоулина, директор по розничному бизнесу новосибирского филиала Альфа-Банка. По данным ЦБ РФ, на начало 2007 г. в Новосибирской области было эмитировано 1,4 млн банковских карт, из которых 58,4% приходилось на «Золотую корону», и на Visa и MasterCard – 27,4% и 10,2% соответственно. Но по количеству вновь эмитируемых карт международные системы обгоняют российские. Пользователи международных карт также куда чаще совершают безналичные платежи: в общем объеме эквайринговых платежей в Новосибирской области 2006 г. карты Visa занимали 46% против 24,3% у «Золотой короны».
По словам Кокоулиной, банки находят все новые ниши на розничном рынке. Так, сам Альфа-Банк в октябре 2006 г. оснастил платежными терминалами 150 автомобилей компании «Рено-Такси» в Москве. Проект реализуется вместе с международной платежной системой Visa International и сотовым оператором «Вымпелком». «Реализация подобного проекта в Новосибирске пока не планируется», – говорит Кокоулина.
детали
Кто поможет автомобилистам
В рейтинге «Интерфакс-ЦЭА» по размеру активов (3,2 млрд руб.) НМБ занимает 290 место в РФ. По данным отчетности НМБ, собственный капитал банка на 1 апреля 2007 г. составлял 320,5 млн руб., прибыль за первый квартал 2007 г. – 18,6 млн руб. Основные акционеры банка: «Европа-Сибирь» (18,6%), «Вэнс» (14%), страховая компания «Жизнь» (9,2%).
«Золотая корона» – национальная платежная система, созданная в 1994 г., обслуживает более 4,9 млн держателей карт. Карты «Золотая корона» принимаются к обслуживанию в 510 городах России, а также на Украине, в Белоруссии, Киргизии, Китае и Монголии.