Прошедший год принес автодилерам неприятные сюрпризы: резко подорожали кредиты, на которые дилеры финансировали строительство автосалонов и закупали автомобили у производителей, снизился объем п
собрала марки
Прошедший год принес автодилерам неприятные сюрпризы: резко подорожали кредиты, на которые дилеры финансировали строительство автосалонов и закупали автомобили у производителей, снизился объем продаж. Для некоторых компаний это означало отказ от развития бизнеса, для других и вовсе банкротство. Генеральный директор Управляющей компании «СЛК-Моторс» Наталья Жданова рассказала «ДК», от чего все беды игроков рынка и как компании будут жить дальше.
— Дилерские предприятия, которые постигла участь банкротства, пострадали в первую очередь из-за неправильного подхода к балансу портфеля инвестиций. Так, часто компании для финансирования строительства автосалонов, которое окупается минимум за три года, брали кредиты в банках всего на год. Во времена, когда мы о кризисе еще ничего не слышали, перекредитовать такие ресурсы было пустяковым делом. Однако по мере развития кризиса, с начала 2008 г., такая возможность свелась практически к нулю. И на «латание дыр» пошли предоплаты клиентов. Результат всем известен: два из самых громких банкротств российских дилеров произошли в Новосибирске.
А «СЛК-Моторс» как удалось избежать финансовых проблем?
— «СЛК-Моторс» выросла из лизингового бизнеса, мы в первую очередь финансисты, поэтому всегда тщательно контролировали соотношение пассивов и активов. В развитии нашей компании наиболее крупные объемы инвестиций пришлись на 2006-2007 гг., когда мы строили первые дилерские центры. И нам хватило времени, чтобы частично вернуть вложенные средства. Естественно, что вкладывать деньги в развитие необходимо всегда. Но экономика развивается циклично, и за то время, что наша страна живет в рыночных отношениях, мы поняли, что изменения происходят примерно раз в десять лет. Поэтому, осуществляя вложения, главное— попасть во время, когда рынок на подъеме. Тогда к моменту спада есть шанс вернуть большую часть инвестиций.
От каких проектов вашей компании пришлось отказаться?
— Мы остановили строительство дилерского центра Lexus на ул. Большевистской— объемы продаж снизились, и мы c производителем посчитали, что запуск нового центра, который потребует значительных инвестиций, пока несвоевременен. Возможно, возобновить строительство мы сможем в 2011 г. Пока же ведем переговоры об открытии временного салона и продолжаем продажу автомобилей Lexus на площадке Тойота Центр Новосибирск.
Наталья Жданова уверена, что финансовая политика производителей, а также меры по стимулированию спроса со стороны государства смогут оживить рынок новых автомобилей. Увеличивать доходы дилеры будут и за счет продажи автомобилей с пробегом.
Какие меры предпринимала компания, чтобы остановить спад продаж?
— Меры по удержанию спроса принимались на всех уровнях: над этим работали и дилеры, и производители, и государство. Еще до кризиса наша компания обеспечила себе достаточную финансовую устойчивость, поэтому мы могли предлагать специальные условия покупки, в сотрудничестве с банками-партнерами разрабатывать финансовые инструменты, которых ждал рынок. И производители, и дилеры сегодня внедряют множество программ по стимулированию спроса— так, цены на дилерские автомобили по некоторым маркам упали почти до стоимости на вторичном рынке. Например, скидки на автомобили Nissan составляют сегодня от 30 до 400 тыс. руб. Концерн General Motors снизил цены на разные модели Ford от 30 до 100 тыс. руб. Актуальной для рынка стала правительственная программа льготного автокредитования, по которой государство субсидировало часть процентной ставки по кредиту для бюджетных автомобилей российской сборки.
Какой прогноз вы можете дать на 2010 г.? Как изменится динамика рынка по сравнению с предыдущим годом?
— По оптимистическому прогнозу, в этом году рынок новых автомобилей в России вырастет на 5-10%. Новосибирские дилеры по итогам 2009 г. продали чуть более 7 тыс. автомобилей. По нашему прогнозу, к концу декабря 2010 г. они продадут около 9 тыс. автомобилей.
В прошлом году продажи в Новосибирске обрушились значительнее, чем в других городах. Во многом это произошло потому, что прекратил работать «Автолэнд-Сибирь»— были остановлены продажи автомобилей семи брендов. В 2010 г. полноценная работа дилерских центров таких марок, как Ford, Mitsubishi, Hyundai, Volvo приведет к росту рынка. Наша компания планирует продать 4,5 тыс. новых автомобилей, это в два раза больше, чем в прошлом году.
В чем вы видите точки роста?
— Во-первых, это кредитование. Сейчас 20-30% автомобилей физическим лицам мы продаем в кредит. И если в начале прошлого года займы предоставляли в основном банки производителей, то сейчас и другие финансовые организации возвращаются на рынок автокредитования. Еще одной точкой роста бизнеса дилеров является работа, связанная с подержанными автомобилями и, в частности, trade-in. Для развития этого направления мы специально открыли на базе «СЛК-Моторс Север» в бывшем помещении Hyundai салон «Автомобили с пробегом». Это дало нам возможность стать в своем бизнесе предприятием «полного цикла», которое учитывает потребности и возможности более широкой аудитории. Тенденции сейчас таковы— если люди покупают автомобиль с пробегом, они все равно желают получить приличный сервис, а также прозрачную историю его эксплуатации.
Это направление бизнеса до кризиса официальные дилеры не воспринимали всерьез. Они не стремились зарабатывать на продаже подержанных авто, поэтому по схеме trade-in брали автомобили весьма избирательно— леворульные относительно новые машины, купленные у официальных дилеров.
Дилеры заработают на сервисе
На более зрелых рынках США и Европы дилеры ориентированы на получение основной доли доходов от сервисного обслуживания. Представители российского автобизнеса на волне активного роста зарабатывали в основном на оборотах с продаж. Кризис не только количественно, но и качественно изменил ситуацию: игрокам придется укрепить сервисную составляющую, сделав ее основной движущей силой развития и конкурентным преимуществом.
— Конкуренция развернется прежде всего за позиции лидера в сервисном обслуживании. В западных странах дилеры получают 65-70% доходов от сервиса, порядка 20%— от продажи автомобилей и в среднем около 10%— от прочих услуг (финансовый сервис, продажи подержанных авто и т.д.). В России же до кризиса была прямопротивоположная ситуация. Но все меняется, сейчас соотношение доходов у российских автодилеров стремится к традиционным европейским нормам. Справедливости ради стоит отметить, что пока не столько благодаря росту доходов от сервиса, сколько из-за падения доходов от продаж. Однако эта перемена для нас сигнал к тому, что за сервисным обслуживанием — будущее развития автобизнеса. Человек, задумываясь приобрести автомобиль у дилера, решает не только вступить в честную игру, но раз и навсегда избавиться от головной боли, которую могут доставлять проблемы с техникой. Уже в этом году около 65% доходов ГК «СЛК-Моторс» принесут именно сервисные направления против 30% в прошлом году.
Наталья Жданова
Образование: 1989-1994 гг.— Новосибирский институт народного хозяйства.
Карьера: 1995-1999 гг.— Западно-Сибирский банк Сбербанка РФ. От специалиста до управляющего отделением
1999-2002 гг.— «Баварский Моторный Центр», финансовый директор.
2002-2006 гг.— «СЛК-Авто» (лизинговая деятельность), генеральный директор.
С 2006 г.— «СЛК-Моторс» (автомобильный бизнес), генеральный директор.
Семья: Замужем. Воспитывает сына и дочь. «СЛК-Моторс» захватила четверть рынка
2440 автомобилей (без учета подержанных) продала в 2009 г. |
26% новосибирского рынка новых иномарок занимает «СЛК-Моторс» по итогам 2009 г. |
7 марок в дилерском портфеле «СЛК-Моторс» |
Источник: «СЛК-Моторс», AEB