Заместитель руководителя Проектного офиса Минпромторга России Ольга Белоконева рассказала о перспективах научных разработок из регионов и их поддержке в рамках госпрограмм.
25 октября в рамках международного форума «OpenBiо» в наукограде Кольцово состоялось заседание Круглого стола «Перспективы коммерциализации разработок, поддержанных в рамках госпрограммы «Фарма-2020». Ольга Белоконева рассказала о форматах работы Проектного офиса Минпромторга России.
Каковы предварительные итоги программы «Фарма-2020» применительно к инновационным разработкам? Какие результаты принесла господдержка стартапов в фармацевтике?
— С 2011 года в рамках госпрограммы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» по линии Минпромторга России были поддержаны почти две сотни инновационных проектов от более чем ста разработчиков. Половина из них реализована на базе научных и образовательных бюджетных учреждений, остальные представляют бизнес, в том числе и крупный. Подавляющее большинство разработок находится на стадии доклинических исследований, только четвертая часть из них перешла на стадию клинических испытаний. Следует отметить, что именно проекты фармацевтических компаний оказались намного более успешными в своем продвижении в сторону рынка, нежели разработки научных учреждений и малых предприятий.
Много ли среди поддержанных по госпрограмме инновационных проектов представлены компаниями из Сибири?
— Пока немного. Более 70% участников программы из столичного региона, тем не менее, многие из проектов научных организаций сибирского региона вполне можно назвать лидерами среди инновационных разработок, поддержанных по программе «Фарма-2020». Их мало, но они крутые, — вот так можно охарактеризовать региональные проекты. Многие из них пользуются повышенным интересом со стороны индустриальных партнеров и инвесторов, поскольку отличаются высоким научным уровнем и качеством проведения исследований, грамотно «упакованы» и правильно позиционированы с точки зрения рынка. Прежде всего стоит отметить проекты томской группы компаний «ИФАР», а также Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН. Кстати, одна из разработок Института «Рекомбинантный штамм осповакцины для терапии солидных опухолей» в этом году стала абсолютным победителем федерального конкурса инновационных проектов «Стартап-ралли», который проектный офис организовывал под эгидой Минпромторга России. Перспективна для рынка и разработка медицинского центра имени Мешалкина — ботулотоксин, который предотвращает развитие аритмии после открытых вмешательств на сердце. Все эти разработки отличаются высоким научным уровнем и правильным образом развиваются с точки зрения науки и с точки зрения бизнеса.
Какие главные барьеры сейчас встают на пути коммерциализации российских инновационных проектов?
— Самый серьезный из барьеров — непродуманное патентование. Отрицательную роль играет большое число правообладателей одного патента, отсутствие зарубежного патентования, неудачное определение патентной формулы, зачастую в значительной степени приближающийся к завершению срок действия патента. Все эти обстоятельства препятствуют инвестиционной сделке, снижая коммерческую привлекательность проекта. Так, Николай Лысков, заведующий отделением химии, биотехнологий и медицины Федерального института промышленной собственности Роспатента, выступая на Круглом столе привел данные, согласно которым из 500 заявок по белкам, антителам, генно-терапевтическим препаратам, поступающих в Роспатент в течение года, более чем ¾ принадлежит иностранным заявителям. От российских компаний в год поступает лишь 100-200 заявок, из которых до стадии коммерциализации доходят 10-15%, и лишь 1–2 заявки в итоге оказываются высокодоходными. Одна из наиболее важных причин такой ситуации заключается в том, что в рамках выполнения НИОКР индикаторным показателем эффективности ранее практически всегда являлось не получение какого-то коммерциализированного результата профессиональной деятельности, а наличие публикации в цитируемом научном издании, что само по себе неплохо, но сужает возможность патентования и дальнейшей коммерциализации. Об этом также говорил на круглом столе директор по науке и инновационному развитию АО «Фармасинтез» Михаил Шурыгин.
Также осложняют коммерциализацию юридические и экономические факторы, среди которых особо стоит отметить наличие конкурентных разработок, находящихся на сопоставимой или опережающей стадии развития. Так что у малой инновационной компании, занимающейся разработками в сфере лекарственных препаратов, шансов самостоятельно вывести лекарство на рынок немного. Одна из возможностей — продажа результата интеллектуальной деятельности крупному производителю для дальнейшей коммерциализации. Об этом как раз много говорилось в ходе дискуссии на OpenBio. Например, директор по интеллектуальной собственности компании Биокад Андрей Москвич в своем выступлении отметил, что Биокад готов поддерживать проекты, начиная с самой ранней стадии научных исследований и проведения доклиники. Хотя в научной среде бытует мнение, что крупный бизнес готов подключаться к реализации инновационного проекта только на завершающей стадии клинических испытаний или когда препарат уже зарегистрирован.
Какую роль играет OpenBio для взаимодействия научных коллективов и инвесторов?
— OpenBio — живая динамичная, площадка, здесь чувствуется жизнь. Сибирь, и, в частности, наукоград Кольцово — очень перспективный регион, где много разработчиков и научных коллективов. Наша задача как проектного офиса — увеличить число региональных научных разработок, которые будут развиваться в коммерческом направлении и, может быть, выйдут на федеральный уровень. Регион еще скажет свое слово в развитии фарминдустрии. Доминирование московских проектов — пространственный фактор, не более того. На мой взгляд, компании-разработчики из регионов не всегда достаточно информированы, необходимо гораздо шире вовлекать их в наши проекты, в том числе конкурсные.
В чем отличия новой программы «Фарма-2030» от предыдущей?
— В настоящее время Минпромторг России разрабатывает новые инструменты господдержки, которые учитывают опыт реализации «Фармы-2020». В госпрограмме «Фарма-2030» предусматриваются механизмы венчурного финансирования ранних фаз исследований и инноваций, а также инструменты компенсации затрат, связанных с выходом российской фармацевтической продукции на внешние рынки. Приоритетом новой госпрограммы станут проекты с очевидной рыночной перспективой.