Президент компании Microsoft в России убежден, что низкая производительность труда – главная проблема в России. Он знает и как справиться с ней, и чем помочь организаторам следующих Олимпийских игр.
В прошлом году Microsoft заявила, что меняет стратегию развития. Какие изменения уже произошли?
- Microsoft трансформирует бизнес, чтобы создавать различные устройства — смартфоны, планшеты, компьютеры, игровые консоли Xbox и сервисы, которые помогут человеку работать, отдыхать и развлекаться. Количество устройств под управлением Windows 8 на рынке продолжает расти. Мы рады, что появились разные форм-факторы планшетов и ноутбуков-трансформеров, все больше домашних и бизнес-пользователей ценят их преимущества. Так, в конце прошлого года мы провели опрос в точках продаж, в котором приняли участие более 1000 потенциальных покупателей планшетов, опросили и бизнес-пользователей. Бытует мнение, что многие покупают эти устройства только для развлечений, однако выяснилось, что 71% людей планируют использовать их и для работы. И действительно, все, что нужно для работы – многозадачность, полноценный пакет офисных программ, совместимость с широким спектром периферийных устройств и аксессуаров – и составляют основные преимущества планшетов на Windows.
Вам должна быть близка эта тема, потому что вы были руководителем «Вымпелкома». Наверно, у вас есть и своя команда?
- Стратегия devices and services («устройсва и сервисы») мне очень близка. Я 18 лет занимался телекомом. Сотовые телефоны, тарифные планы, их соединение – а это тоже devices and services.
В Сочи завершились XXII Олимпийские зимние игры 2014 года. ООО «Майкрософт Рус» была официальным поставщиком в категории «Программное обеспечение». Что именно вы делали?
- Наши решения широко использовались для технической поддержки игр: от обеспечения бесперебойной работы официального сайта и до создания ИТ-инфраструктуры оргкомитета «Сочи 2014». Были использованы такие продукты Microsoft, как облачная платформа Windows Azure, портальные решения и системы объединенных коммуникаций, а также бизнес-решения компании – единая система управления ресурсами предприятия (ERP) на базе Microsoft Dynamics AX и система управления взаимоотношениями с клиентами Microsoft Dynamics CRM.
Вы довольны результатами сотрудничества? Есть чем похвастаться?
- Очень довольны, тем более, что объемы пиковых нагрузок было практически невозможно предсказать заранее. Можно сказать, мы способствовали установлению нового технологического стандарта в организации крупных спортивных мероприятий в России и мире. Windows Azure обеспечила бесперебойную работу сайта sochi2014.com, вот некоторая статистика:
· За время проведения Олимпийских игр в Сочи официальный сайт имел свыше 100 млн посещений.
· В момент пиковой нагрузки на сайте одновременно присутствовало свыше 175 тысяч посетителей, что в 15 раз превышало количество пользователей в периоды минимального потребления. Они просматривали страницы с онлайн-результатами, совершая более 90 тысяч запросов в секунду.
· Ежедневно сайт посещали свыше 5 миллионов пользователей. Они просматривали более 30 миллионов страниц.
· Windows Azure использовалась для предоставления информации для мобильных устройств на любых платформах (на сегодняшний день установлено более 6 миллионов копий официальных приложений Сочи 2014).
· Количество просмотров сайта за время игр превысило 500 миллионов, а количество запросов к виртуальным машинам Azure составило более 25 миллиардов.
· Департамент консалтинга и технической поддержки корпоративных заказчиков Microsoft, под чьим руководством велось проектирование и внедрение официального сайта, также осуществлял техническую поддержку. Команда, 23 эксперта, работала на месте в течение всего периода проведения игр в режиме 24/7.
Цифры действительно впечатляют. Планируете сотрудничество с организаторами будущих игр?
- Мы всегда открыты для новых проектов. Сайт sochi2014.com – хорошая возможность оргкомитетам будущих игр воспользоваться опытом построения и архитектурными решениями, разработанными Microsoft и другими технологическими партнерами оргкомитета «Сочи 2014.
Как вы оцениваете рынок в 2014 году?
- Мы получили прогноз IDC. В следующем финансовом году они прогнозируют низкий рост рынка. Я рассчитываю на рост российской экономики и надеюсь, что мы прошли нижнюю границу слабого рынка и усилиями всех игроков нам удастся добиться бОльших результатов, чем те, которые указаны в прогнозе.
Вы ожидаете, что будете опережать этот рост?
- Да, наша цель расти вместе с рынком и немножко его опережать.
На какой рост вашей продукции вы рассчитываете?
- Это зависит от разных периодов. Пока я наблюдал следующее: когда происходит кризис, рынок IT падает очень быстро. Но когда начинается экономический рост, мы начинаем устойчиво расти. Одна их наших задач – вырваться из этого порочного круга. У нас есть слоган: надо экономить не на IT, а с помощью IT. В России главная проблема – низкая производительность труда, она в четыре раза ниже американской и в три раза ниже европейской. Мы можем ее повысить с помощью информационных технологий, чтобы человек не стоял в пробках, не ездил по другим городам, не тратил время на бюрократию и очереди, а работал эффективно из любого места. И если раньше мы не могли этого сделать – не было планшетов, не было защищенных корпоративных сетей, то сейчас это возможно. В моем кабинете нет бумажек. У меня есть планшет и смартфон, с которыми я работаю из любого места, я полностью в корпоративной сети и мне больше ничего не надо.
Больший рост, на ваш взгляд, будет в корпоративном секторе или в частном?
- Мы видим, что потенциал роста есть и там, и там. Корпоративный сектор стабилен и может расти вместе с рынком. Но по большому счету, потребительский рынок имеет бОльший потенциал роста.
- Xbox One пока нет в России. С чем это связано?
- Это вопрос времени. Последние запуски показывают, что нам удается включать Россию в число первых стран, где все запускается. Однако в этот раз мы не вошли в первую волну, т.к. должны были убедиться, что выпускаемый в России продукт и уровень локализации соответствуют требованиям российских потребителей и нашим внутренним стандартам. В следующих волнах мы планируем получить Xbox One в России, точные сроки комментировать пока не могу.
Вы сами играли в Xbox One?
- Пробовал в тестовом режиме. Хорошие впечатления. Консоль была представлена на наших корпоративных мероприятиях, мне удалось ее попробовать в Европе. Мы установили Xbox One в технологическом павильоне Microsoft в Олимпийском парке Сочи, поиграть мог любой посетитель. Надеюсь, мы достаточно оперативно выведем консоль на российский рынок, и она будет иметь успех. В нашей стране долгие зимы, и мы проводим больше времени дома, поэтому актуально, когда у тебя есть такой центр с играми и развлечениями.
Ритейл готов принять поставки?
- У нас хорошие отношения с ритейлерами, мы успешно работаем с ними по линейке Xbox 360. И крупные сети, и нишевые игроки очень ждут наши новые продукты. Доля бренда Xbox на российском игровом рынке велика, и запуск нового продукта, конечно же, будет означать для наших партнеров новый источник доходов.
Microsoft всегда чувствовала себя уверенно на рынке ПО. Не секрет, что многие пытаются скачать Office из Интернета. Вы сотрудничаете с компаниями, которые отслеживают в сети ваш нелегально распространяемый контент?
- Мы работаем с рядом ассоциаций, среди которых такие как НППП, BSA. В последнее время существенно сократилось число выявляемых административных правонарушений, одна из причин – изменение способов распространения контрафактной продукции. Например, значительно снизилось количество продавцов пиратских дисков, а часть распространителей переместилась в интернет. Какого-то снижения уровня пиратства в интернете в отношении программного обеспечения мы, к сожалению, пока не наблюдаем. Число дел, выявляемых правоохранительными органами в отношении организаций, использующих (а не распространяющих) пиратское ПО, о которых нам стало известно, осталась примерно на том же уровне. Мы надеемся, что в дальнейшем позиция государства в вопросах защиты интеллектуальной собственности станет еще активнее, ведь темпы снижения уровня пиратства в последние годы несколько замедлились.
На антипиратский закон какие-нибудь надежды возлагаете?
- Мы возлагаем надежду на четкую позицию государства по защите интересов правообладателей, и пока прослеживалась тенденция на усиление охраны интеллектуальной собственности. Принятие IV части Гражданского Кодекса, а также других законодательных актов нам очень помогли. В настоящее время «антипиратский закон» предусматривает новые для России механизмы защиты исключительных прав, но судить о практике его применения еще рано. Какого-то резкого снижения уровня пиратства в Интернете мы, к сожалению, не наблюдаем.
Что вы готовы предложить сделать в этом направлении?
У нас есть определенные меры, например, информирование пользователей о финансовых, юридических, репутационных и технологических рисках пиратства. Также мы предлагаем новые технологические возможности, например, во многом переход в cloud можно назвать той моделью, где не будет пиратства. Ведь облачные сервисы можно оплачивать по мере необходимости, ежемесячно или ежегодно. Если ты не платишь, то сервис отключается. Как известно, некоторые становятся пиратами, потому что не могут сразу заплатить необходимую сумму за лицензионное ПО. Таким пользователям, возможно, будет проще перейти на облачный сервис.