эксперты Владислав Бурдун продукт-менеджер компании «Левел» Игорь Головченко продукт-менеджер компании «НЭТА» Дмитрий Горбачев старший менеджер продаж компании «Интант-Н» (сеть магазинов «Ноутбум»)
Какие модели мобильных компьютеров предпочитают новосибирцы
Насколько подешевели ноутбуки за год
эксперты
Владислав Бурдун
продукт-менеджер компании «Левел»
Игорь Головченко
продукт-менеджер компании «НЭТА»
Дмитрий Горбачев
старший менеджер продаж компании «Интант-Н» (сеть магазинов «Ноутбум»)
Лидия Евтихеева
директор корпоративных и оптовых продаж новосибирского филиала компании «Арсиситек»
Олеся Лунина
PR-менеджер «СиТиГруп»
Василий Мочар
заместитель директора ITResearch
Михаил Кучмент
коммерческий директор «М.Видео»
Юрий Топтыгин
заместитель директора компании «Кардинал»
По оценке аналитической компании Gartner Group, в 2006 г. в России было продано около 5 млн настольных ПК и почти 1,9 млн ноутбуков. Продажи компьютеров выросли на 22% по сравнению с 2005 г., причем рынок ноутбуков вырос на 60%, а настольных компьютеров – всего на 12%. Аналитическое агентство ITResearch считает, что в прошлом году в России было продано примерно 1,6 млн ноутбуков. Темпы роста рынка составили за год около 70%. В этом году, ожидает Gartner, россияне приобретут 2,9 млн ноутбуков.
Продажи ноутбуков в Новосибирске, по словам участников рынка, начали активно расти с 2005 г., демонстрируя 70-80% прироста ежегодно. Сегодня крупными игроками розничного рынка являются компании «СиТиГруп», «Адитон», «НЭТА», «Левел», «Техносити».
Мобильные компьютеры постепенно вытесняют стационарные у домашних пользователей, единодушно говорят торговцы ПК.
Так, по словам продукт-менеджера «НЭТА» Игоря Головченко, в 2005 г. на ноутбуки приходилось около 10% продаж всех ПК, а по итогам 2007 г. ожидается, что доля мобильных компьютеров составит не менее 30% в продажах компании. В «Арсиситеке» (имеет розничные точки в Новосибирске, Кемерове, Томске, Барнауле, Алейске), рассказывает директор корпоративных и оптовых продаж новосибирского филиала компании Лидия Евтихеева, на ноутбуки уже приходится не менее 60-65% от объема продаж всех компьютеров.
Высокий спрос на ноутбуки подвиг томскую компанию «Интант-Н» открыть в декабре 2006 г. в Новосибирске магазин «Ноутбум» (сеть также представлена в Красноярске и Томске), в котором доля мобильных компьютеров в ассортименте составляет около 70% (всего около 75 моделей ноутбуков разных моделей). По словам старшего менеджера продаж компании «Интант-Н» Дмитрия Горбачева, продажи растут на 40% ежемесячно: «Мы наблюдаем лавинообразный спрос на ноутбуки. Планируемый прирост второго полугодия по отношению к первому составит около 250-300%».
Основную долю продаж (70%), по словам Головченко, занимают ноутбуки с диагональю экрана в 15 дюймов, на втором месте – ноутбуки с диагональю 14 дюймов (около 10%), остальные 20% – ноутбуки с диагоналями 7, 10, 12, 13 и 17 дюймов. С ним соглашается и Горбачев: «15-дюймовые ноутбуки весят оптимальные для пользователей 2,5 кг, а по размерам приближены к экранам десктопов». У новосибирцев, по словам участников рынка, максимальные объемы продаж ноутбуков приходятся на вендоров Acer, Asustek, Hewlett-Packard, Samsung.
Больше половины продаваемых ноутбуков оснащены процессорами Intel: «Это объясняется техническим и маркетинговым лидерством Intel в изготовлении платформ для ноутбучных систем», – говорит Головченко. По версии журнала «Бестселлеры ИТ-рынка» (издается аналитическим агентством ITResearch), продажи портативных ПК на процессорах Intel в прошедшем году составили чуть менее 80% рынка. На долю систем на базе мобильных процессоров AMD приходится 16,4% и еще около 4% составляют продажи ноутбуков на базе чипов VIA. А в пятерку крупнейших производителей ноутбуков по итогам 2006 г. вошли компании Acer, Asustek, Fujitsu Siemens, Rover Computers и Toshiba. Cуммарная доля десяти ведущих вендоров составляет 91,7% рынка, в 2005 г. доля первой десятки составляла 85,9%.
По данным Евтихеевой, львиную долю сегмента ноутбуков – 50-60% – по-прежнему занимают недорогие модели стоимостью 16-20 тыс. руб., около 20-25% приходится на ноутбуки ценой от 20 до 30 тыс. руб., остальные 15% дают машины стоимостью свыше 30 тыс. руб.
Горбачев, напротив, отмечает рост продаж более дорогих моделей: «Дешевые модели покупают для мобильного использования интернета и электронной почты, в «Ноутбуме» на такие ноутбуки приходится не более 15%. Модели стоимостью от 20 до 40 тыс. руб. покупают в качестве второго домашнего компьютера, а также для работы или в подарок. Они занимают около 60% продаж. Более дорогие модели (от 40 тыс. руб.) покупают люди с высоким уровнем дохода, корпорации для своих управленцев и научные сотрудники». Дорогие ноутбуки приносят «Ноутбуму» 25% выручки, рассказывает Горбачев.
Рост популярности ноутбуков участники рынка объясняют несколькими факторами. Основная – снижение цен и доступность мобильных компьютеров, а также их некоторые потребительские преимущества перед стационарными ПК. «Мобильность – ключевой фактор. Ноутбук можно взять в командировку, он позволяет работать в автомобиле, а во время путешествий – скачивать фотографии, – утверждает Владислав Бурдун, продукт-менеджер компании «Левел». – Молодые семьи и все, кто стремится сэкономить пространство в малогабаритных квартирах, предпочитают ноутбуки».
Снижение цен на ноутбуки вызвано усилением конкуренции между вендорами. «Так, если в прошлом году минимальные цены в розничных магазинах Новосибирска составляли около 20 тыс. руб., то в этом году ноутбук можно купить за 14-16 тыс. руб.», – говорит Бурдун. По данным Василия Мочара, заместителя директора ITResearch, средневзвешенная стоимость мобильного ПК в России в 2006 г. составила $1236, тогда как в предшествующем году – $1280. «При этом надо учесть падение долларового курса и смещение спроса в сторону более дорогих моделей – факторы, приводящие к увеличению среднеценовых показателей. Падение на этом фоне средней цены отражает по-прежнему высокую степень технологической ценовой эрозии на этом рынке», – говорит Мочар.
Это внушает оптимизм участникам рынка. Бурдун считает, что через два года число проданных ноутбуков в Новосибирске, как и в целом на российском рынке, сравняется с продажами настольных компьютеров. Евтихеева уверена, что паритет наступит уже через год: «В прошлом году продажи ноутбуков выросли на 40-50%, в то время как стационарных компьютеров – лишь на 10-13%». «Спрос на ноутбуки растет в Сибири быстрее, чем в среднем по России. Если по стране рост продаж составляет 60% в год, то в Новосибирске – около 70-80%, – утверждает Головченко. – Динамика увеличения доли продаж ноутбуков сохранится в ближайшие годы, и через 3-4 года ноутбуков будет продаваться больше, чем десктопов».
Спрос на ноутбуки растет со стороны как розничных, так и корпоративных покупателей. «Изначально основной рост был обеспечен продажами корпоративным клиентам, но в последние годы мультимедийные возможности ноутбуков заметно улучшились, а стоимость снизилась. Это сделало ноутбук доступным и востребованным для домашнего применения. В результате продажи ноутбуков именно частным лицам динамично развиваются», – объясняет Головченко.
До 2006 г. новосибирский филиал компании «Арсиситек» продавал ноутбуки оптовым и розничным покупателям. В прошлом году компания начала развивать направление корпоративных продаж. Сегодня, по словам Евтихеевой, розничные клиенты обеспечивают 55% продаж, корпоративные – 30%, на оптовых покупателей приходится 15%. «Все больше компаний покупают ноутбуки топ-менеджерам и управленцам среднего звена, для которых очень важна мобильность. Конкуренция усиливается во многих сегментах экономики. Зачастую вопрос времени – решающий, мобильные компьютеры способны ускорить бизнес-процессы», – говорит Евтихеева. По ее словам, ноутбук перестает быть элементом престижа: «Скорее это уже непременный атрибут делового стиля. Зачастую топ-менеджеры покупают ноутбук на свой рабочий стол не потому, что он нужен для работы, а в качестве обязательного элемента интерьера, чтобы подчеркнуть деловую атмосферу кабинета».
Спрос на компьютеры имеет ярко выраженную сезонность. Пики продаж приходятся на май – июнь, сентябрь и конец года, отмечают эксперты: перед отпусками люди покупают ноутбук, чтобы взять его с собой в путешествие, осенью – для учебы и работы, а в конце года – в качестве подарка или второго домашнего компьютера вдобавок к первому, настольному. «Если покупается второй домашний компьютер, то это точно будет ноутбук, и предпочтение, как правило, отдается дорогим моделям стоимостью 30-35 тыс. руб. и выше, с наличием таких опций, как bluetooth и ТВ-тюнер (осуществляет прием телевизионных программ)», – отмечает Евтихеева.
А вот среди предприятий госсектора и у образовательных учреждений ноутбуки популярностью не пользуются – для этого типа потребителей важно соотношение технических характиристик и цены. «На настольном ПК за $600 можно играть в прогрессивые игрушки, а ноутбук за $800 годится только для несложной офисной работы, – рассуждает Горбачев. – Минус и в сроке эксплуатации ноутбука, он не превышает пяти лет. Десктоп более надежен и может прослужить до 10 лет». Но уже через три года соотношение цены и технических возможностей ноутбуков сравняется со стационарными, равно как и их рыночные доли, уверен Юрий Топтыгин, заместитель директора компании «Кардинал».
Участники рынка говорят, что рост продаж стационарных ПК отчасти обеспечивается развивающимся рынком платежных систем и терминалов. «Любая платежная система имеет в своем составе процессор, благодаря которому и осуществляются все функции. В будущем платежные системы будут открывать новые для себя ниши, обеспечивая тем самым продажи стационарных ПК, поэтому десктопы будут занимать определенную долю продаж, считает Евтихеева. А вот ноутбукам могут в будущем составить конкуренцию карманные ПК, рынок которых растет на 150-160% в год, полагает Бурдун.
Традиционные продавцы ноутбуков, компьютерные салоны, торопятся заработать на растущем рынке, но все большую конкуренцию им составляют сети бытовой техники, включившие в свой ассортимент компьютеры. «Сегодня на ноутбуки в сети «М.Видео» приходится 50% от всего объема продаж ПК, и их доля постоянно растет, – рассказывает коммерческий директор «М.Видео» Михаил Кучмент. – Львиная доля продаж приходится на ноутбуки бизнесс-класса в ценовом диапазоне от 25 до 35 тыс. руб.».
«Низкий уровень цен способен сразить многих покупателей, и, купив холодильник, человек спонтанно решает купить еще и недорогой ноутбук, тем более что его можно взять в кредит», – рассуждает Бурдун. «Сети бытовой техники зачастую устанавливают демпинговые цены в расчете на массового покупателя. За более дорогими и сложными моделями покупатель все же идет в специализированный компьютерный магазин», – говорит Евтихеева. По ее оценкам, сейчас «бытовики» занимают около 10% розничных продаж ноутбуков. С ней соглашается и Горбачев, считающий, что доля сетей бытовой техники будет расти, но больше 30% рынка они занять не смогут.
Конкуренция усиливается, уже через четыре года на рынке останется не более пяти крупных компьютерных сетей, прогнозирует Бурдун. А ужесточение таможенных правил может сократить и без того тающий состав мелких игроков еще быстрее, полагают участники рынка. Согласно новым таможенным правилам, вступившим в силу с 20 июня этого года, импортеры должны вписывать в грузовую таможенную и транзитную декларации серийные номера и год выпуска ноутбуков. До этого времени нарушители ввозили технику «вчерную» (без уплаты пошлин) или «всерую» (с занижением стоимости товара, чтобы уменьшить расходы на выплату НДС, равного 18% от таможенной стоимости). Доля поставок «серых» компьютеров в Новосибирске сейчас не превышает 20%, к осени рынок «обелится», ожидают торговцы компьютерами. «На розничных ценах это не отразится. Скорее, мелкие игроки просто уйдут с рынка», – рассуждает Горбачев.
Некоторые продавцы ноутбуков предпринимают попытки наладить собственную сборку компьютеров. По этому пути два года назад пошла компания «СиТиГруп» (г. Барнаул, управляет сетью розничных магазинов «Матрица» в Новосибирской, Кемеровской областях и Алтайском крае). Компания производила и продавала ноутбуки под маркой CTR. Однако сейчас объемы производства незначительны, говорит PR-менеджер «СиТиГруп» Олеся Лунина: «Наши ожидания результативности этого направления оказались чересчур оптимистичными». Будет ли компания продолжать развивать сборку, пока неясно. Весной этого года «СиТиГруп» объединилась с московской сетью «СтартМастер». После ребрендинга, который начнется с магазина в Новокузнецке, все салоны сети «Матрица» в других городах сменят название на «СтартМастер», говорит Лунина.
Неудачный опыт «СиТиГруп» не смущает «Левел». По словам Бурдуна, «Левел» изучает сейчас возможность наладить фирменную сборку ноутбуков: «Это не такое сложное, но очень перспективное направление. За счет собственной сборки компания может повысить общую доходность бизнеса, а конечный покупатель – получить продукт на 10% дешевле аналогов раскрученных брендов, и при этом в той комплектации, какая нужна ему, не переплачивая деньги за дополнительные опции».
Пока же «Левел» набирается опыта в развитии розничного направления и повышения лояльности клиентов. В марте этого года «Левел» открыл первый в Новосибирске компьютерный магазин формата cash & carry. «Такие преимущества, как доступ к товару, более широкий модельный ряд (около 60 моделей ноутбуков, в обычном магазине «Левел» – около 40), возможность рассмотреть и протестировать выбранный компьютер, делают формат более востребованным и выгодным для компании: покупатель сам забирает товар со стеллажа и несет его на кассу у выхода. Это минимизирует количество обслуживающего персонала и ускоряет процесс покупки», – доволен Бурдун. Кроме эксперимента с форматом, «Левел» внедрил систему money back – возможность вернуть товар в течение 10 дней с момента приобретения без объяснения причин, получив назад 100% стоимости покупки.
детали
Acer выбился в лидеры рынка
В десятку крупнейших вендоров на российском рынке в 2006 г., по версии ITResearch, вошли Acer, Asustek, Dell, Fujitsu Siemens, HP, Lenovo, Rover Computers, Samsung, Sony, Toshiba. Состав изменился незначительно, из новых имен в число лидеров вошли компании Lenovo и Sony. А вот степень консолидации рынка увеличилась: если в 2005 г. на первую десятку приходилось 85,8% всех продаж в натуральном выражении, то в 2006 г. – 91,7%. Агрессивнее других растет в России Acer: если в 2004 г., по данным исследовательской компании Gartner, тайваньский производитель занимал 9,6% рынка ноутбуков, то во втором квартале 2006 г. – уже 24,7%. За ним следуют Asustek (16,3%) и Rover Computers (10%).