Меню

Ноутбуки бьют рекорды продаж

эксперты Владислав Бурдун продукт-менеджер компании «Левел» Игорь Головченко продукт-менеджер компании «НЭТА» Дмитрий Горбачев старший менеджер продаж компании «Интант-Н» (сеть магазинов «Ноутбум»)

Рынок мобильных компьютеров переживает настоящий бум. Продажи ноутбуков в Новосибирске растут небывалыми темпами – до 80% в год, в то время как прирост объемов продаж настольных ПК не превышает 13%. Доля ноутбуков в общем объеме продаж через два года составит 50% всего компьютерного рынка. Почему домашние пользователи переключаются на ноутбуки
Какие модели мобильных компьютеров предпочитают новосибирцы
Насколько подешевели ноутбуки за год

эксперты
Владислав Бурдун
продукт-менеджер компании «Левел»
Игорь Головченко
продукт-менеджер компании «НЭТА»
Дмитрий Горбачев
старший менеджер продаж компании «Интант-Н» (сеть магазинов «Ноутбум»)
Лидия Евтихеева
директор корпоративных и оптовых продаж новосибирского филиала компании «Арсиситек»
Олеся Лунина
PR-менеджер «СиТиГруп»
Василий Мочар
заместитель директора ITResearch
Михаил Кучмент
коммерческий директор «М.Видео»
Юрий Топтыгин
заместитель директора компании «Кардинал»

По оценке аналитической компании Gartner Group, в 2006 г. в России было продано около 5 млн настольных ПК и почти 1,9 млн ноутбуков. Продажи компьютеров выросли на 22% по сравнению с 2005 г., причем рынок ноутбуков вырос на 60%, а настольных компьютеров – всего на 12%. Аналитическое агентство ITResearch считает, что в прошлом году в России было продано примерно 1,6 млн ноутбуков. Темпы роста рынка составили за год около 70%. В этом году, ожидает Gartner, россияне приобретут 2,9 млн ноутбуков.

Продажи ноутбуков в Новосибирске, по словам участников рынка, начали активно расти с 2005 г., демонстрируя 70-80% прироста ежегодно. Сегодня крупными игроками розничного рынка являются компании «СиТиГруп», «Адитон», «НЭТА», «Левел», «Техносити».

Стационарные компьютеры сдают позиции

Мобильные компьютеры постепенно вытесняют стационарные у домашних пользователей, единодушно говорят торговцы ПК.

Так, по словам продукт-менеджера «НЭТА» Игоря Головченко, в 2005 г. на ноутбуки приходилось около 10% продаж всех ПК, а по итогам 2007 г. ожидается, что доля мобильных компьютеров составит не менее 30% в продажах компании. В «Арсиситеке» (имеет розничные точки в Новосибирске, Кемерове, Томске, Барнауле, Алейске), рассказывает директор корпоративных и оптовых продаж новосибирского филиала компании Лидия Евтихеева, на ноутбуки уже приходится не менее 60-65% от объема продаж всех компьютеров.

Высокий спрос на ноутбуки подвиг томскую компанию «Интант-Н» открыть в декабре 2006 г. в Новосибирске магазин «Ноутбум» (сеть также представлена в Красноярске и Томске), в котором доля мобильных компьютеров в ассортименте составляет около 70% (всего около 75 моделей ноутбуков разных моделей). По словам старшего менеджера продаж компании «Интант-Н» Дмитрия Горбачева, продажи растут на 40% ежемесячно: «Мы наблюдаем лавинообразный спрос на ноутбуки. Планируемый прирост второго полугодия по отношению к первому составит около 250-300%».

Основную долю продаж (70%), по словам Головченко, занимают ноутбуки с диагональю экрана в 15 дюймов, на втором месте – ноутбуки с диагональю 14 дюймов (около 10%), остальные 20% – ноутбуки с диагоналями 7, 10, 12, 13 и 17 дюймов. С ним соглашается и Горбачев: «15-дюймовые ноутбуки весят оптимальные для пользователей 2,5 кг, а по размерам приближены к экранам десктопов». У новосибирцев, по словам участников рынка, максимальные объемы продаж ноутбуков приходятся на вендоров Acer, Asustek, Hewlett-Packard, Samsung.

Больше половины продаваемых ноутбуков оснащены процессорами Intel: «Это объясняется техническим и маркетинговым лидерством Intel в изготовлении платформ для ноутбучных систем», – говорит Головченко. По версии журнала «Бестселлеры ИТ-рынка» (издается аналитическим агентством ITResearch), продажи портативных ПК на процессорах Intel в прошедшем году составили чуть менее 80% рынка. На долю систем на базе мобильных процессоров AMD приходится 16,4% и еще около 4% составляют продажи ноутбуков на базе чипов VIA. А в пятерку крупнейших производителей ноутбуков по итогам 2006 г. вошли компании Acer, Asustek, Fujitsu Siemens, Rover Computers и Toshiba. Cуммарная доля десяти ведущих вендоров составляет 91,7% рынка, в 2005 г. доля первой десятки составляла 85,9%.

По данным Евтихеевой, львиную долю сегмента ноутбуков – 50-60% – по-прежнему занимают недорогие модели стоимостью 16-20 тыс. руб., около 20-25% приходится на ноутбуки ценой от 20 до 30 тыс. руб., остальные 15% дают машины стоимостью свыше 30 тыс. руб.

Горбачев, напротив, отмечает рост продаж более дорогих моделей: «Дешевые модели покупают для мобильного использования интернета и электронной почты, в «Ноутбуме» на такие ноутбуки приходится не более 15%. Модели стоимостью от 20 до 40 тыс. руб. покупают в качестве второго домашнего компьютера, а также для работы или в подарок. Они занимают около 60% продаж. Более дорогие модели (от 40 тыс. руб.) покупают люди с высоким уровнем дохода, корпорации для своих управленцев и научные сотрудники». Дорогие ноутбуки приносят «Ноутбуму» 25% выручки, рассказывает Горбачев.

Цены падают – продажи растут

Рост популярности ноутбуков участники рынка объясняют несколькими факторами. Основная – снижение цен и доступность мобильных компьютеров, а также их некоторые потребительские преимущества перед стационарными ПК. «Мобильность – ключевой фактор. Ноутбук можно взять в командировку, он позволяет работать в автомобиле, а во время путешествий – скачивать фотографии, – утверждает Владислав Бурдун, продукт-менеджер компании «Левел». – Молодые семьи и все, кто стремится сэкономить пространство в малогабаритных квартирах, предпочитают ноутбуки».

Снижение цен на ноутбуки вызвано усилением конкуренции между вендорами. «Так, если в прошлом году минимальные цены в розничных магазинах Новосибирска составляли около 20 тыс. руб., то в этом году ноутбук можно купить за 14-16 тыс. руб.», – говорит Бурдун. По данным Василия Мочара, заместителя директора ITResearch, средневзвешенная стоимость мобильного ПК в России в 2006 г. составила $1236, тогда как в предшествующем году – $1280. «При этом надо учесть падение долларового курса и смещение спроса в сторону более дорогих моделей – факторы, приводящие к увеличению среднеценовых показателей. Падение на этом фоне средней цены отражает по-прежнему высокую степень технологической ценовой эрозии на этом рынке», – говорит Мочар.

Это внушает оптимизм участникам рынка. Бурдун считает, что через два года число проданных ноутбуков в Новосибирске, как и в целом на российском рынке, сравняется с продажами настольных компьютеров. Евтихеева уверена, что паритет наступит уже через год: «В прошлом году продажи ноутбуков выросли на 40-50%, в то время как стационарных компьютеров – лишь на 10-13%». «Спрос на ноутбуки растет в Сибири быстрее, чем в среднем по России. Если по стране рост продаж составляет 60% в год, то в Новосибирске – около 70-80%, – утверждает Головченко. – Динамика увеличения доли продаж ноутбуков сохранится в ближайшие годы, и через 3-4 года ноутбуков будет продаваться больше, чем десктопов».

Среди покупателей ноутбуков все больше частных клиентов

Спрос на ноутбуки растет со стороны как розничных, так и корпоративных покупателей. «Изначально основной рост был обеспечен продажами корпоративным клиентам, но в последние годы мультимедийные возможности ноутбуков заметно улучшились, а стоимость снизилась. Это сделало ноутбук доступным и востребованным для домашнего применения. В результате продажи ноутбуков именно частным лицам динамично развиваются», – объясняет Головченко.

До 2006 г. новосибирский филиал компании «Арсиситек» продавал ноутбуки оптовым и розничным покупателям. В прошлом году компания начала развивать направление корпоративных продаж. Сегодня, по словам Евтихеевой, розничные клиенты обеспечивают 55% продаж, корпоративные – 30%, на оптовых покупателей приходится 15%. «Все больше компаний покупают ноутбуки топ-менеджерам и управленцам среднего звена, для которых очень важна мобильность. Конкуренция усиливается во многих сегментах экономики. Зачастую вопрос времени – решающий, мобильные компьютеры способны ускорить бизнес-процессы», – говорит Евтихеева. По ее словам, ноутбук перестает быть элементом престижа: «Скорее это уже непременный атрибут делового стиля. Зачастую топ-менеджеры покупают ноутбук на свой рабочий стол не потому, что он нужен для работы, а в качестве обязательного элемента интерьера, чтобы подчеркнуть деловую атмосферу кабинета».

Спрос на компьютеры имеет ярко выраженную сезонность. Пики продаж приходятся на май – июнь, сентябрь и конец года, отмечают эксперты: перед отпусками люди покупают ноутбук, чтобы взять его с собой в путешествие, осенью – для учебы и работы, а в конце года – в качестве подарка или второго домашнего компьютера вдобавок к первому, настольному. «Если покупается второй домашний компьютер, то это точно будет ноутбук, и предпочтение, как правило, отдается дорогим моделям стоимостью 30-35 тыс. руб. и выше, с наличием таких опций, как bluetooth и ТВ-тюнер (осуществляет прием телевизионных программ)», – отмечает Евтихеева.

А вот среди предприятий госсектора и у образовательных учреждений ноутбуки популярностью не пользуются – для этого типа потребителей важно соотношение технических характиристик и цены. «На настольном ПК за $600 можно играть в прогрессивые игрушки, а ноутбук за $800 годится только для несложной офисной работы, – рассуждает Горбачев. – Минус и в сроке эксплуатации ноутбука, он не превышает пяти лет. Десктоп более надежен и может прослужить до 10 лет». Но уже через три года соотношение цены и технических возможностей ноутбуков сравняется со стационарными, равно как и их рыночные доли, уверен Юрий Топтыгин, заместитель директора компании «Кардинал».

Участники рынка говорят, что рост продаж стационарных ПК отчасти обеспечивается развивающимся рынком платежных систем и терминалов. «Любая платежная система имеет в своем составе процессор, благодаря которому и осуществляются все функции. В будущем платежные системы будут открывать новые для себя ниши, обеспечивая тем самым продажи стационарных ПК, поэтому десктопы будут занимать определенную долю продаж, считает Евтихеева. А вот ноутбукам могут в будущем составить конкуренцию карманные ПК, рынок которых растет на 150-160% в год, полагает Бурдун.

Сети бытовой техники вступили в борьбу за пользователей ПК

Традиционные продавцы ноутбуков, компьютерные салоны, торопятся заработать на растущем рынке, но все большую конкуренцию им составляют сети бытовой техники, включившие в свой ассортимент компьютеры. «Сегодня на ноутбуки в сети «М.Видео» приходится 50% от всего объема продаж ПК, и их доля постоянно растет, – рассказывает коммерческий директор «М.Видео» Михаил Кучмент. – Львиная доля продаж приходится на ноутбуки бизнесс-класса в ценовом диапазоне от 25 до 35 тыс. руб.».

«Низкий уровень цен способен сразить многих покупателей, и, купив холодильник, человек спонтанно решает купить еще и недорогой ноутбук, тем более что его можно взять в кредит», – рассуждает Бурдун. «Сети бытовой техники зачастую устанавливают демпинговые цены в расчете на массового покупателя. За более дорогими и сложными моделями покупатель все же идет в специализированный компьютерный магазин», – говорит Евтихеева. По ее оценкам, сейчас «бытовики» занимают около 10% розничных продаж ноутбуков. С ней соглашается и Горбачев, считающий, что доля сетей бытовой техники будет расти, но больше 30% рынка они занять не смогут.

Конкуренция усиливается, уже через четыре года на рынке останется не более пяти крупных компьютерных сетей, прогнозирует Бурдун. А ужесточение таможенных правил может сократить и без того тающий состав мелких игроков еще быстрее, полагают участники рынка. Согласно новым таможенным правилам, вступившим в силу с 20 июня этого года, импортеры должны вписывать в грузовую таможенную и транзитную декларации серийные номера и год выпуска ноутбуков. До этого времени нарушители ввозили технику «вчерную» (без уплаты пошлин) или «всерую» (с занижением стоимости товара, чтобы уменьшить расходы на выплату НДС, равного 18% от таможенной стоимости). Доля поставок «серых» компьютеров в Новосибирске сейчас не превышает 20%, к осени рынок «обелится», ожидают торговцы компьютерами. «На розничных ценах это не отразится. Скорее, мелкие игроки просто уйдут с рынка», – рассуждает Горбачев.

Торговцы экспериментируют со сборкой

Некоторые продавцы ноутбуков предпринимают попытки наладить собственную сборку компьютеров. По этому пути два года назад пошла компания «СиТиГруп» (г. Барнаул, управляет сетью розничных магазинов «Матрица» в Новосибирской, Кемеровской областях и Алтайском крае). Компания производила и продавала ноутбуки под маркой CTR. Однако сейчас объемы производства незначительны, говорит PR-менеджер «СиТиГруп» Олеся Лунина: «Наши ожидания результативности этого направления оказались чересчур оптимистичными». Будет ли компания продолжать развивать сборку, пока неясно. Весной этого года «СиТиГруп» объединилась с московской сетью ­«СтартМастер». После ребрендинга, который начнется с магазина в Новокузнецке, все салоны сети «Матрица» в других городах сменят название на «СтартМастер», говорит Лунина.

Неудачный опыт «СиТиГруп» не смущает «Левел». По словам Бурдуна, «Левел» изучает сейчас возможность наладить фирменную сборку ноутбуков: «Это не такое сложное, но очень перспективное направление. За счет собственной сборки компания может повысить общую доходность бизнеса, а конечный покупатель – получить продукт на 10% дешевле аналогов раскрученных брендов, и при этом в той комплектации, какая нужна ему, не переплачивая деньги за дополнительные опции».

Пока же «Левел» набирается опыта в развитии розничного направления и повышения лояльности клиентов. В марте этого года «Левел» открыл первый в Новосибирске компьютерный магазин формата cash & carry. «Такие преимущества, как доступ к товару, более широкий модельный ряд (около 60 моделей ноутбуков, в обычном магазине «Левел» – около 40), возможность рассмотреть и протестировать выбранный компьютер, делают формат более востребованным и выгодным для компании: покупатель сам забирает товар со стеллажа и несет его на кассу у выхода. Это минимизирует количество обслуживающего персонала и ускоряет процесс покупки», – доволен Бурдун. Кроме эксперимента с форматом, «Левел» внедрил систему money back – возможность вернуть товар в течение 10 дней с момента приобретения без объяснения причин, получив назад 100% стоимости покупки.

детали
Acer выбился в лидеры рынка
В десятку крупнейших вендоров на российском рынке в 2006 г., по версии ITResearch, вошли Acer, Asustek, Dell, Fujitsu Siemens, HP, Lenovo, Rover Computers, Samsung, Sony, Toshiba. Состав изменился незначительно, из новых имен в число лидеров вошли компании Lenovo и Sony. А вот степень консолидации рынка увеличилась: если в 2005 г. на первую десятку приходилось 85,8% всех продаж в натуральном выражении, то в 2006 г. – 91,7%. Агрессивнее других растет в России Acer: если в 2004 г., по данным исследовательской компании Gartner, тайваньский производитель занимал 9,6% рынка ноутбуков, то во втором квартале 2006 г. – уже 24,7%. За ним следуют Asustek (16,3%) и Rover Computers (10%).