Ну, что я могу сделать – уж коли сказал «а», то есть – о причинах такого долгого разговора о составе правительства, нужно говорить и «б», то есть – обсуждать сам состав.
Правда, есть возможность сослаться на свои собственные рассуждения и обсуждать не персоналии (тем более, что реально про них мало кто что знает, а если и знает, то молчит, поскольку выиграть у чиновников дело о клевете в нашем, простите за неприличное слово, суде, не может никто), а общую модель этого самого правительства.
Итак, для начала – новые люди. Они полностью соответствуют моему предположению о том, что одним из ключевых моментов, который определял состав этого правительства, является гарантия того, чтобы он не стал центром антипутинского «комплота». Большая часть новых министров в принципе не имеет политического веса, это чистые аппаратчики, для которых окрик со Старой площади не просто важен, а – принципиально важен. А потому – они будут тщательно следить, чтобы, не дай Бог, у них, в подведомственных структурах, никто не устраивал политические заговоры, не провоцировал беспорядки, не разжигал ненависть к власти в регионах, ну, и так далее. А иначе они потеряют столь неожиданно появившийся статус.
Другое дело, что не все из них достаточно адекватны и сильны для этого (хотя замы и бывшие замы почти наверняка справятся), но на это есть второй круг кремлевской обороны, а именно, новый руководитель аппарата правительства Сурков. Он, конечно, не большой знаток белодомовской «кухни», но, в силу опыта и способностей, довольно быстро во многом разберется. Сможет ли он придать какую-то осмысленность деятельности аппарата с точки зрения достижения каких-то результатов – это большой вопрос (я, например, не уверен, что сегодня это вообще возможно), но то, что при нем вероятность политических комплотов будет минимальна, я практически уверен. За одним исключением ...
Исключение это – экономический блок. В нем практически ничего не поменялось. Ну, Набиуллину заменили на Дворковича. Формально, конечно, министром стал Белоусов, но Набиулллина, будучи министром, подчинялась непосредственно Шувалову, а Белоусов стал подчиняться Дворковичу, который, в свою очередь, подчиняется Шувалову. Таким образом, фактически, Белоусов просто стал первым замом министра в ранге министра (как был в свое время Уринсон), а реально стратегические вопросы будет решать, в меру своего понимания, разумеется, Дворкович. Тем более, что одним из замов Белоусова является старый друг и бывший зам Дворковича Станислав Воскресенский, который получил от него статус «шерпы», то есть прямой выход на Президента.
Зачем нужно было оставлять Шувалова, я не знаю. С точки зрения экономики он – пустое место, впрочем, большой специалист по «прихватизации». С учетом предстоящих приватизационных процессов, не исключено, что его способности будут использованы для того, чтобы соответствующее имущество досталось «правильным» людям по «правильным» ценам. Впрочем, специалистов в этом деле у нас много, и можно было бы их выделить в отдельную команду, а не поручать им еще и рулить экономикой, поскольку в этом деле ни Шувалов, ни остальные персонажи, ничего особо не понимают. Ну, за исключением Белоусова.
Этот как раз понимает, я хорошо помню, как в конце лета 1997 года мы, для доказательства того, что дела в экономике действительно плохи, привели к Лившицу, который тогда был зам.главой администрации президента, двух человек: находившуюся тогда в глубокой опале Парамонову и Андрей Белоусова. И тогда Лившиц нам поверил, доклад о неизбежности дефолта Ельцину направил. Но с тех пор Белоусов попал во власть и ему там понравилось.
И для него встал серьезный вопрос: быть принципиальным и повторить нашу судьбу (напомню, Экономическое управление президента было разогнано весной – в начале лета 1998 года), либо – встроиться в либеральную команду как «умный еврей при губернаторе». Белоусов выбрал второй вариант, а это значит, что его личные знания как ученого, в общем, никакого влияния на его аппаратное поведения оказывать не будут. А потому – это все не имеет никакого значения.
Есть еще одно интересное место, о котором я писал: это контроль со стороны администрации президента за деятельностью отдельных министров. Тут есть несколько вариантов. Первый – чисто спецслужбистский. Он, конечно, будет присутствовать, но эффективность его весьма и весьма ограничена – поскольку понять, о чем и зачем говорят профессионалы может только того же уровня профессионал, а их в спецслужбах кот наплакал. Если вообще они есть.
Второй – личный контроль, авторитетных руководителей. Часть министров перешли в администрацию Путина. И та же Набиуллина будет напрямую звонить своим бывшим замам и давать им «руководящие» указания. Это еще более ослабит Белоусова на посту министра, а значит, уменьшит содержательность деятельности экономического блока правительства.
Третий вариант – контроль за существом деятельности правительства. Это то, что делало Экономическое управление (и, частично, Главное правовое управление) и это то, за что его фактически ликвидировали. Теоретически, его можно восстановить, однако, конечно, не Набиуллина это сможет сделать.
Если сравнивать второй и третий варианты, то они различаются принципиально. Во втором, администрация сможет добиться от правительства нужных ей результатов (ну, в меру организационных способностей последнего, то есть, не исключено, что максимально вкривь и вкось), но никак не сможет знать, чем занимаются отдельные члены правительства, их замы, помы и прочие чиновники во время, которое они свободны от исполнения поручений президента. Отметим, кстати, что поручения эти исполнялись в последние годы, от силы процентов на 20 ... А третий – может дать результат (собственно, и давал, так что тут просто есть опыт), но – он требует принципиального изменения кадров.
Впрочем, тут Путин принимает решения самостоятельно, так что я ему не советчик. А правительство ... А что, правительство ... делать оно ничего не будет, потому как не может. Ну, точнее, с точки зрения интересов страны. А с точки зрения интересов конкретных персонажей, оно просто продолжит деятельность предыдущего.
По материалам worldcrisis.ru