Новосибирск разместил облигационный заем на 2 млрд руб. В мэрии считают, что сейчас выпуск облигаций выгоднее привлечения кредитов, поскольку позволит сэкономить на расходах по обслуживанию долга.
Последний облигационный заем город погасил в 2010 г. Для финансового рынка двухлетний перерыв — существенный срок, признает мэр Новосибирска ВЛАДИМИР ГОРОДЕЦКИЙ. Чтобы поддержать имидж открытого и надежного заемщика, городу нужно продолжать историю публичных долговых заимствований.
— Безусловно, решение об эмиссии облигаций связано не только с важностью поддержания имиджа города Новосибирска, но и с финансовыми факторами, — поясняет мэр. — Имея потребность в заемном финансировании, мы вынуждены выбирать между привлечением кредитов и выпуском облигаций. Если в 2010 2011 гг. на рынке кредитования условия привлечения ресурсов были более привлекательны: более низкие процентные ставки при более длинных сроках, то в 2012 г. ситуация начала изменяться в пользу рынка ценных бумаг. Таким образом, выпуская облигации, мы сможем сэкономить на расходах по обслуживанию долга.
Кроме того, размещение ценных бумаг позволило диверсифицировать структуру муниципального долга.
Довольны ли вы итогами размещения?
— Считаю размещение нового выпуска облигаций успешным. Это самый крупный за историю заимствований Новосибирска облигационный заем, и нам удалось разместить его в полном объеме — 2 млрд руб. на пять лет. При этом объем спроса превысил заявленный объем выпуска примерно в 1,3 раза и составил 2,6 млрд руб. Цена размещения составила 100% от номинала, а средняя купонная ставка — 8,42% годовых, что ниже текущих ставок на рынке кредитования и рынке ценных бумаг в сегменте субфедеральных и муниципальных заемщиков. Выпуск предусматривает частичное погашение облигаций, поэтому средневзвешенный срок обращения бумаг — 2,44 года.
Результаты размещения подтвердили, что участники финансового рынка оценивают Новосибирск как надежного заемщика.
В чем заключается специфика этого выпуска?
— В особой структуре, предусматривающей отсутствие купонных платежей до конца года. Это позволит снизить расходы на обслуживание муниципального долга Новосибирска в текущем году, а также существенно сократить долговую нагрузку на 2016 2017 гг., когда купонная ставка по облигационному займу составит менее 7% годовых.
На какие цели пойдут привлеченные средства?
— Средства, полученные от размещения ценных бумаг, планируется направить на финансирование дефицита бюджета, то есть на те расходы, которые в текущем году город не может осуществить за счет полученных доходов. Кроме того, частично благодаря новому займу будет проводиться реструктуризация кредитного портфеля города.
Можете оценить итоги в соотношении с размещениями, которые в текущем году проводили другие города и субъекты федерации РФ?
— Средние купонные ставки по выпускам субфедеральных и муниципальных заемщиков в текущем году колебались в пределах 8,0 9,73% годовых при средневзвешенных сроках 1,8 3,5 лет. Тогда как средняя ставка по выпуску Новосибирска составила 8,42%, что ниже, чем у выпусков эмитентов с таким же уровнем кредитных рейтингов: Липецкой области — 9,0% и Ярославской области — 8,85% при близких сроках.
Новосибирск — заемщик с хорошей репутацией, взвешенной долговой политикой, поэтому может конкурировать не только с городами, но и с регионами на рынке облигаций.
Каков долговой портфель Новосибирска в настоящее время? Сколько банков, по каким ставкам мэрия привлекает средства?
— На сегодняшний день структура муниципального долга представлена преимущественно кредитами коммерческих банков, которые составляют 50%. Бюджетные кредиты от вышестоящих бюджетов насчитывают 26%, а на муниципальные облигации приходится 24%.
В 2012 г. город не привлекал новых банковских кредитов, поэтому сейчас обслуживаются только кредиты прошлых лет. Сейчас в нашем портфеле остались кредиты Сбербанка, Росбанка и Муниципального банка. Средневзвешенная ставка по займам составляет 7,3% годовых, при этом средневзвешенный срок достаточно длинный — 3,8 лет.
В настоящее время при текущей ситуации на финансовых рынках привлечение кредитов в коммерческих банках на аналогичных условиях не представляется возможным.
Какой дефицит бюджета прогнозируется на будущий год? Предусматриваете ли вы возможность его увеличения?
— Необходимость отреагировать на все важнейшие для города расходы не позволяет сформировать на 2013 г. бездефицитный бюджет. Размер дефицита предварительно обсуждается в объеме около 1 млрд. руб. Возможность увеличения дефицита бюджета есть, она может быть использована в случае возникновения непредвиденных расходов.
В экономике нарастают кризисные ожидания. Насколько финансовая система города готова к форс мажору?
— Конечно, необходимые предупредительные меры предпринимаются. В части управления муниципальным долгом города ведется работа по сглаживанию пиков погашения обязательств и замене заимствований с более близкими датами погашения на более долгосрочные. Такой перенос снижает риски рефинансирования долга, увеличивая средние сроки. Кроме того, определенную «подушку безопасности» создают открытые кредитные линии в банках, которые выбраны не в полном объеме.
Значительное внимание уделяется поступлению доходов в городской бюджет. На уровне мэрии и администраций районов проводится активная работа с неплательщиками.
Прошедший кризис показал, что город в сложных условиях не потерял финансовую стабильность, и все социальные расходы были выполнены в необходимом объеме. Полученный опыт позволяет считать, что финансовая система города готова к возможным неблагоприятным экономическим ситуациям.
Юлия Иванова