Меню

Новосибирская IT-компания решила поменять образовательную систему в России

Немногие знают, что известный разработчик ПО, компания Movavi, развивает направление по работе со школами, предоставляя им программы для повышения медиаграмотности детей. Зачем?

Менеджер по работе с образовательными учреждениями в Movavi Владислав Насонов рассказал DK.RU о том, для чего Movavi решила встроиться в образовательную систему, какие шаги для этого предприняла, и почему идеи не так легко воплотить в России. 

— Сегодня IT — это самая перспективная сфера, через несколько лет оцифровано будет буквально все, и медиаграмотность — это то, что просто необходимо развивать и у взрослых, и особенно у школьников.

Новый ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) требует от учеников по окончании школы умения обрабатывать видео- и графическую информацию, работать со звуком. А для учителей это боль: они не знают, на чем это преподавать. Мы решаем эту проблему, давая инструменты, на которых можно преподавать информатику.

Movavi создает софт, делает простые программы, которые можно освоить легко и быстро. Для школы это идеальные инструменты, так как они несложны для учеников и дают возможность учителю сосредоточиться на решении своих педагогических задач. Поэтому мы решили предлагать свой софт школам на безвозмездной основе.

Решив идти этим путем, мы подумали, что нас снесет поток желающих. Но этого не произошло. Образование в России сегодня слишком консервативная система. В школе работает два вида учителей — обреченные и увлеченные, и «счет», к сожалению, далеко не в пользу последних, а значит, большинству педагогов нет дела до того, как обучать детей и с помощью каких инструментов. Мало кто думает над тем, чтобы внедрять и осваивать что-то новое. Поэтому у нас очень тяжело выстраивалась работа со школами. Пять лет назад Movavi работала с 87 новосибирскими школами. В России — 41 тысяча школ, в нашем регионе — примерно 960, из них 220 — в Новосибирске. То есть 87 школ — это была капля в море. 

Мы решили масштабировать этот опыт, и за год набрали еще 900 школ в проект, в том числе из Москвы. Сейчас у нас порядка 1400-1500 школ, с которыми мы заключаем договоры на предоставление лицензионных программ. У нас более 20 разных программ — для работы с видео, с фото, с pdf, с презентациями. В школы мы отдаем две основные — фото- и видеоредактор.

Все это делается абсолютно бесплатно, но нам очень трудно объяснить школам, зачем и почему мы это делаем, трудно сформировать в головах консервативных директоров мысль о том, что сегодня в цене — экспертность, и, если кто-то ею делится, нужно сотрудничать. Пока, к сожалению, услышав, что мы готовы помочь, нам чаще всего говорят, условно, «дайте денег», а то, что мы можем дать намного больше своей экспертностью, мало кто понимает.

Мы работаем в 220 странах мира, наши программы переведены на 14 языков. Соответственно, мы не ставим в приоритет быстрые деньги, а хотим жить долго и счастливо. Но нам трудно объяснить, в чем наш интерес, когда мы предлагаем свои продукты бесплатно.

Я хочу, чтобы через 10 лет, когда люди говорили о Movavi, они знали, что эта компания изменила образование, она сделала его лучше. И пусть мы не можем, просто толкнув двери, войти со своими идеями в министерство образования, мы хотим поменять систему и стараемся делать это хотя бы на том уровне, на котором можем.

Нам важно, чтобы дети стали более медиаграмотными, чтобы преподаватели использовали медиатехнологии.

В какой-то момент мы поняли, что мало — отдать программы, нужно еще научить с ними работать. За прошлый год мы с командой суммарно пролетели около 100 тыс. км по России, провели под сотню мероприятий в разных городах России, начали взаимодействие с WorldSkills. Наша задача — увлечь медиатехнологиями как можно больше детей, чтобы они научились работать с программами, за которыми — будущее.  

Уже с детства они ведут блоги, они представлены в соцсетях, от этого никуда не деться, поэтому важно не закрывать на это глаза, а вырастить медиаграмотное поколение, научить пользоваться всеми инструментами для создания качественного контента как для учебы и работы, так и для ведения своих соцсетей, например. Наша задача — научить этим пользоваться правильно.

Я считаю, что наш случай достаточно уникален, ведь региональные компании зачастую не занимаются такими проектами на федеральном уровне, а уж тем более бесплатно. Мы каждый раз пытаемся объяснить, зачем мы это делаем, и почему нет подводных камней. Мы делаем лицензионные договоры, которые защищают школы при сотрудничестве с нами, но все равно встречаем настороженность и непонимание.

В идеале нам бы, конечно, хотелось заключить договор с министерством образования, передать им «ключи», чтобы централизованно оснастить все школы программным обеспечением. Мы готовы обучать учителей, директоров. Мы готовы стимулировать использование медиатехнологий в образовании. Мы горячо поддерживаем любые активности, связанные с медиатехнологиями. 

Мы открыты и хотим такого же отклика от профильных организаций и властей. Мы пытаемся изменить образование, потому что понимаем его проблемы. А одна из главных проблем школ и колледжей — отсутствие практикоориентированности. А это ведь одна из основ дидактики. Образование законсервировано, нет понимания, зачем нужна медиаграмотность.

Первый человек, который к нам пришел и предложил учить детей вместе, — это основатель Новосибирского городского открытого колледжа Сергей Чернышов*, он сказал, что ему нужна наша экспертность. Нам очень нравится идея их колледжа, и мы ведем переговоры о том, чтобы вместе делать IT-классы в школах. Но это крайне редкий случай, когда люди вот так откликаются на инициативы.

У нас выросло поколение людей, которые ждут, что им что-то принесут и дадут. Их мозг не заточен на то, чтобы что-то генерировать и чему-то учиться. Все ждут, никто не хочет поработать. Сама система настолько твердолобая, что ее трудно «пробить». Это делают отдельные энтузиасты, которых пока очень мало.

* - выполняет функции иностранного агента