Банк России понизил ключевую ставку на 0,25%. Снижение несущественное, однако это тенденция, и к чему она идет, ДК спросил у новосибирских финансовых аналитиков и руководителей банков.
Мнения аналитиков и банкиров несколько разделились, кто-то считает, что существенного снижения ставки ждать не стоит, кто-то прогнозирует падение до 7,5%; кто-то видит перспективы восстановления деловой активности, а кто-то считает, что ждать большого снижения процентных ставок по банковским кредитам (а следовательно – и активации бизнеса) пока рано.
Григорий Сосновский, директор филиала «БКС Премьер» в Новосибирске:
«Согласно нашим ожиданиям, ЦБ не будет кардинально снижать ставку в этом году. Недавние снижение на 0,25 % дает возможность регулятору для маневра и, вероятно, до конца года ставка останется у текущих значений. Если инфляцию удастся удерживать у 4-5% в течение года-двух, ЦБ начнет снижать ставки, и уже к 2019 году не исключено, что ставка опустится ниже 7,5%. Существенное снижение ставки может спровоцировать резкий рост деловой активности, поскольку деньги станут более доступными, и ставка не будет перекрывать рентабельность среднего бизнеса. Объем денежной массы существенно увеличится в экономике, что в свою очередь спровоцирует потребительскую активность. Изменения будут в массе позитивными, учитывая, что на этом фоне рубль будет все же постепенно снижаться к доллару, это подстегнет рост производства внутри страны».
Анна Кокорева, замдиректора аналитического департамента Альпари:
«ЦБ РФ понизил ключевую ставку до 9,75%, не оправдав в полной мере ожидания рынка. Часть экспертов ожидала снижения на 0,5%, хотя ранее регулятор заявлял о том, что перейдет к более плавному сокращению ставки. Решение регулятора было продиктовано снижением инфляционных рисков, инфляция сокращается быстрее, чем ожидалось. Экономика страны также демонстрирует успехи, банк отмечает рост экономической активности прогнозирует рост ВВП по итогам 2017 года на 1-1,5%. Подобное решение ЦБ демонстрирует осторожность регулятора и неготовность идти на поводу у правительства. Как независимый орган монетарной власти банк старается проводить независимую политику, и это похвально. Со снижением ставки стоит ожидать сокращения ставки по кредитам и депозитам. Самое главное – что подобное решение не повлияло серьезным образом на рублевые пары. Фактически рубль останется устойчивым при новых рыночных условиях и сможет продолжить укрепление, но чуть более медленными темпами, особенно с учетом падения цен на нефть. Мы предполагаем, что в апреле паре доллар/рубль все же удастся пощупать отметку 56,5 руб. повторно, а паре евро/рубль – снизиться до 60-60,5 руб. «Медведей» будет стимулировать тот факт, что регулятор будет смягчать монетарную политику более медленными темпами, чем ожидалось. Сохранение достаточно жесткой денежно-кредитной политики обеспечит рост рублю в перспективе».
Ирина Демчук, старший вице-президент – управляющий Новосибирским филиалом ПАО Банк «ФК Открытие»
«Незначительное снижение ключевой ставки пока не может оказать кардинального влияния на экономику банковского сектора, скорее это вектор, который хотел бы видеть Банк России на перспективу. Поэтому, исходя из текущего состояния рынка, можно сказать, что резкого снижения ставки не может происходить, а соответственно, нет как такового положительного или отрицательного влияния на работу банков. Данное решение ЦБ можно оценить как нейтральное по отношению к участниками финансового рынка. Существенное снижение ключевой ставки, конечно, автоматически повлияло бы на ставки по вкладам и депозитам юридических лиц. Однако небольшое снижение не отразится на стоимости заемных и привлеченных средств. Тенденция такова, что в последние 1-2 года в большей мере на изменение банковской среды влияет рыночная конкуренция за клиента, выигрывают прежде всего отношения, качественный сервис. При этом, конечно же, процентная ставка как по кредитам, так и по депозитам имеет значение. Как говорится, «ничего личного – бизнес!»
Лариса Кучендаева, директор филиала «Новосибирский» Уральского банка реконструкции и развития:
«Банки, планируя стратегию своей работы, всегда ориентируются на уровень ключевой ставки Банка России. Ключевая ставка – это индикатор стоимости ресурсов на межбанковском рынке, и от нее в конечном счете зависит стоимость кредитов и вкладов для частных и корпоративных клиентов. По моим прогнозам, в течение года ключевая ставка будет снижаться и в конце года составит 8-7,5%. В связи со снижением ставки банки будут пересматривать свои кредитные предложения и тоже корректировать ставки в сторону снижения. Это, в свою очередь, отразится на активности клиентов. Думаю, что до конца 2017 года количество заявок на кредиты для малого и среднего бизнеса может вырасти на 20-30%, а для частных клиентов – на 15-20%».
Анна Тихонова, директор регионального центра «Сибирский» Райффайзенбанка:
«Мы предполагали, что снижение ключевой ставки произойдет, но не ожидали такого раннего решения регулятора. Не исключаю, что ЦБ может снизить ключевую ставку и в апреле. В пользу этих прогнозов говорит текущий уровень инфляции Росстата (4,3% г./г.) и сохранение среди населения тенденции к сберегательной модели поведения. Вместе с тем, мы полагаем, что снижения ключевой ставки останутся осторожными. На сегодняшний день в нашей линейке уже есть услуги с низкими ставками: ипотека, рефинансирование, потребительское кредитование – мы снижали ставки несколько раз в течение последнего полугодия. Но каких-то изменений клиентопотока в связи с новостью о снижении ключевой ставки мы вряд ли почувствуем. Сделки по ипотеке проходят активно, и мы не ожидаем никаких замедленных темпов выдач кредитов. Ведь на рынке сейчас преобладают сделки «для себя», а не для инвестиций. Когда квартира нужна сегодня и ставки по ипотеке привлекательные, люди не откладывают такую важную покупку. В целом мы, конечно, зависим от ключевой ставки. Если она будет активно снижаться и далее, то, мы, безусловно, будем следовать за ней».
Елена Зайцева, руководитель розничного филиала ВТБ в Новосибирске:
«Регулятор снизил ключевую ставку на ожидаемое количество базисных пунктов. Основанием для снижения ключевой ставки послужила макроэкономическая ситуация. Статистика по ценам и потребительскому спросу указывает на то, что проводимая Центральным Банком денежно-кредитная политика способствует дезинфляции. Так, в последние два месяца инфляция остается на уровне 0,1–0,3%, что соответствует годовому росту цен ниже целевых 4%. По данным аналитиков ВТБ Капитал, динамика потребления и сбережений свидетельствуют о том, что домохозяйства продолжают придерживаться сберегательной модели поведения: оборот розничной торговли в январе снизился на 2,3% г/г, на сбережения в декабре было направлено 21,3% денежных доходов, что стало сезонным максимумом. С одной стороны, мы считаем, что прямого влияния на стоимость заемных средств такое снижение иметь не будет, с другой, основной тренд, который уже зафиксировали все участники рынка, – снижение процентов по всем видам депозитов. На наш взгляд, этот факт незначительно, но отразится на депозитной базе крупнейших банков, и как следствие часть населения будет искать более доходной инструментарий для вложений, чем депозиты».
Наталия Орлова, главный экономист Альфа-Банка:
«ЦБ прервал паузу, понизив ставку на 0,25%. После сохранения ставки на уровне 10% с сентября 2016 г. и несмотря на жесткий комментарий по итогам предыдущего заседания, ЦБ понизил ставку на 0,25%, до 9,75%. Хотя наш базовый сценарий предусматривал неизменность ставки, мы полностью понимаем аргументацию ЦБ: в феврале и марте инфляция резко замедлилась и при благоприятном сценарии может достичь 4%-го ориентира летом этого года, отражая успешность жесткой политики ЦБ. Два дефляционных фактора – это курс и банковский сектор: несмотря на усилия Минфина ослабить курс рубля, он остается сильным; корпоративное кредитование продолжает сокращаться. Понижение ставки на 0,25% говорит о том, что у ЦБ нет опасений по поводу невозможности достижения цели по инфляции в этом году».