Меню

Новосибирские банкиры: «Мы должны быть готовы к тому, чего мы еще не знаем»

ДК провел первый в новом году круглый стол, в котором приняли участие представители банковской отрасли, а также эксперты СГУ Банка России. Какое будущее предрекли они рынку?

Участники круглого стола поговорили о том, чем завершился для отрасли 2017 год, какие тренды демонстрирует 2018-й, а также поделились мнениями о том, на что сегодня нужно делать ставки, куда держать курс и как относиться к изменениям среды. Модератором круглого стола выступил управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков.

Первой итогами года поделилась первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России  Марина Асаралиева:

В работе банков Новосибирской области в прошлом году Наблюдалось семь трендов. Банки, зарегистрированные у нас, завершили год с прибылью, которая по итогам 2017-го была увеличена на треть — до 6,6 млрд рублей; а прибыльность — один из показателей устойчивости банков. Несмотря на снижение ставок, выросли вклады. Так, ставки по срочным вкладам снизились с января по ноябрь 2017 года примерно на процент (с 7,7% в январе до 6,5% в ноябре). Вклады за это время выросли на 6% — до 447 млрд. рублей, это итог сберегательной активности населения. Кстати, вклады у нас растут вдвое быстрее, чем в среднем по стране. Как и вклады, вдвое быстрее, чем в среднем в России, выросло кредитование (на 10% в Новосибирской области и на 6% в России). За 11 месяцев заемщикам было выдано 513 млрд руб. В итоге на 1 декабря кредитный портфель заемщиков области вырос на 10% (плюс 50 млрд руб.). Практически две трети всех кредитов в 2017 году было выдано бизнесу. Это говорит о том, что банки поддерживают, прежде всего, экономику. Хорошо «прибавили» МСП по новым кредитам в 2017 году — на 16 млрд рублей, что на 15% выше прошлогодних объемов. В течение 2017 г. мы наблюдали оживление розничного кредитования за счет отложенного спроса. Напомню, кредитная активность граждан снижалась до этого два года подряд. За 11 месяцев 2017 года населению выдано 169 млрд рублей. Стабильным сегментом кредитного рынка остается ипотека. На нее приходится четверть всех выданных кредитов населению. Почти 40 млрд руб. выдано за год. Ипотечный портфель вырос примерно на 10%.  Этим трендам помогает то обстоятельство, что ставки находятся на исторических минимумах. Что немаловажно — все эти тренды сопровождает снижение просрочки по кредитам. «Плохие» долги за 11 месяцев2017 года снизились на 3 млрд руб. Кредитный риск оставался ключевой проблемой для банков в последние годы, в конце 2017 года доля просрочки не превысила 10%.  Последним, важным фактором, который влиял на работу банков, были условия банковского кредитования. Они смягчаются. В декабре почти 70% предприятий, которые мы опросили, отметили смягчение условий. Это подтверждается и оценками самих банков. Доля банков, отметивших этот тренд, увеличилась и в четвертом квартале достигла 38%. С такими итогами мы завершили 2017 год без учета данных за декабрь, и эти тренды будут определять работу банков в ближайшей перспективе.

Затем модератор попросил банкиров высказаться относительно того, какие тренды они видят в экономике, и как в связи с этим будут чувствовать себя банки.

Генеральный директор Банка Левобережный Владимир Шапоренко:

Какие изменения я вижу сегодня в российской экономике? В 2017 году уровень инфляции достиг 2,5%. Рост ВВП составил порядка 1,5%. Если сравнивать этот показатель со среднемировым ростом, где он находится на уровне 3-4%, то мы продолжаем отставать, хотя и двигаемся вперед. Когда уровень инфляции дошел до рекордно низких показателей, все поняли, что модель развития экономики, которая раньше строилась на росте рынков, сегодня уже не работает. Все, кто ожидал, что эта модель вдруг перезапустится и заработает, проиграли, потому что выбрали неправильную стратегию. И сегодня все должны понимать, что предстоит выбор другой модели роста. А какую модель выбирать, какая окажется правильной? Я считаю, что новая модель роста должна строиться исключительно на работе с сокращением издержек, повышением производительности и эффективности бизнеса. Сколько объектов нашей экономики приняло эту модель? Или хотя бы задумалось об этом? Наверное, максимум процентов тридцать. Остальные до этого пока не дошли. Поэтому я предполагаю, что 2018-2019 годы будут такими же тяжелыми, каким был 2017-й. Нам нужно понять и принять, что это уже не кризис, а новая ступень развития экономики, под которую мы должны подстроиться. Кто-то говорит, что это надо пережить, но на самом деле нужно просто жить в этой новой реальности. И здесь уже каждый сам для себя выбирает модель.

Это мнение поддержал и директор филиала «Металлинвестбанк» в Новосибирске Кирилл Балаганский:

На сегодняшний момент говорить о долгосрочной стратегии и строить какие-то прогнозы по экономическому развитию очень сложно. Это даже как минимум наивно, и в этом можно проиграть. На сегодня наша задача как банкиров, а также бизнесменов и вообще участников всех рынка — верно работать. Если говорить о стратегии, то сегодня она действительно скорее краткосрочна, и к разным регионам и разным сегментам бизнеса необходимо применять одновременно несколько стратегий. Исходя из этого, кто сегодня сделает это лучше, тот будет более комфортно, уверенно и устойчиво себя чувствовать на рынке и формировать будущую экономику.

Директор регионального центра «Сибирский» Райффайзенбанка Анна Тихонова рассказала, какая модель, по ее мнению, сегодня может быть эффективной:

Мы все, для того чтобы быть здоровыми и не подвести клиентов, которые доверяют нам свой бизнес, должны быть готовы к тому, чего мы еще не знаем. Можно это называть кризисом или как-то еще. Опыт, который у нас есть, очень важен и полезен, но что будет дальше, мы не знаем, и каждый раз происходит что-то новое. Поэтому в нашей реальности какие-то длинные перспективы не работают, только одна — быть устойчивым, как спрут, чтобы каждая «лапка» чувствовала все движения и изменения в каждом направлении бизнеса — в малом, крупном, среднем. И только если у тебя есть такая устойчивость, ты можешь называть себя здоровым банком.  

Региональный директор банка ДельтаКредит Иван Зинченко, в свою очередь отметил:

Я поддерживаю коллег в том, что времена меняются, и мы должны сегодня формировать новые стратегии, адаптироваться к новой реальности, и стратегии должны быть направлены на уменьшение издержек и увеличение эффективности на рынке. В этом смысле мы с коллегами сейчас «смотрим в одну сторону». Как снижать издержки? Сейчас идет большой тренд на диджитализацию, и я вижу, что многие банки потихоньку к этому приходят. Переход в диджитал поможет очень сильно сократить издержки и увеличить интерес клиентов, которым станет удобнее работать с банками.

 

Руководитель филиала «Новосибирский» Уральского банка реконструкции и развития Лариса Кучендаева считает, что сейчас активно меняется клиентская среда, и это означает и необходимость перемен в банках, у которых открываются большие горизонты работы:

Кризис 2014-2015 годов научил нас мыслить и работать по-другому. В то время стремительно менялась рыночная ситуация, менялось поведение клиентов, банки были вынуждены меняться вслед за ними, чтобы предлагать актуальные услуги и продукты. В период, когда получить заемные средства было очень сложно из-за высоких ставок и требований банков, люди предпочитали сберегать. В 2017 году мы увидели перелом ситуации, когда сберегательная модель поведения сменилась на потребительскую. И цифры это подтверждают — в 2017 году мы выдали кредитов на 379 млн рублей, что на 51% больше показателей за 2016 год. То есть, народ живет, развивается, покупает, движется. Портфели становятся качественнее, просрочка сокращается, потому что мы применяем новые критерии, по которым оцениваем заемщиков. Кроме того, у нас изменились способы и скорости общения с клиентами, потому что технологии движутся вперед. Нам есть, к чему стремиться, особенно в развитии дистанционных каналов обслуживания клиентов.

Мысль о том, что банки могут влиять на общение с клиентами, на их привлечение и, таким образом, на движение рынка вперед, поддержали и другие участники круглого стола, однако высказали некоторые опасения.  

Например, Анна Тихонова отметила, что видит «фантастические перспективы» в диджитализации, которая, тем не менее, должна привести к изменению банковского ландшафта:

Диджитал — это дорого, и этот переход может утопить тех, кто не имеет возможность вкладываться в новые дорогие технологии. А они должны быть дорогие, потому что клиенты уже избалованы, им нужен сервис. Скорость изменений — это то, в чем мы проживем весь 2018 год.

Вице-президент, управляющий Розничным филиалом ВТБ в Новосибирске Станислав Могильников выразил мнение, что в этом году рынок все-таки начнет жить чуть лучше:

Судя по цифрам банка ВТБ и других источников, банковский рынок растет. Растут выдачи и кредитов наличными, и ипотеки, и автокредитов, причем растут достаточно убедительными темпами. Вспомним конец 2014 — начало 2015 года: как резко тогда остановилось потребление! Все очень быстро истратили деньги, купив телевизоры и холодильники с инвестиционной целью — произошел коллапс потребления, после которого все остановились, на протяжении практически двух лет мы жили с затянутыми поясами, и это выразилось в том, что реальные доходы населения упали, а вместе с ними и обороты розничной торговли тоже. Через какое-то время мы нащупали дно, на этом графике потребления есть вполне прозрачные индикаторы — это розничный товарооборот. В последний год мы наблюдаем рост розничного товарооборота, и если во время «затянутых поясов» мы больше сберегали, и сберегательная повестка была более ярко развернута, и кредиты упали фактически до 40 и даже до 60%, то уже в 2017 году на банковском рынке и ипотека, и потребительское кредитование начали показывать рост. То, от чего можно отказаться, начало пользоваться популярностью — люди берут кредиты наличными, автокредиты, ипотеку, значит, они готовы покупать. Соответственно, если люди что-то покупают, значит, появляется маржинальность в бизнесе. Дальше — больше: мы видим, что 2018 — начало 2019 года с точки зрения поведения нефти будет чувствовать себя неплохо. На этой волне возможен определенный толчок для того, чтобы вновь начать покупать и отдать какую-то маржинальность бизнесу. Поэтому я сохраняю осторожный оптимизм, который обоснован цифрами. Мы не говорим о росте, мы говорим о тренде, а он показывает рост.

Владимир Шапоренко согласился с коллегой, однако назвал выводы чересчур радужными. По его мнению, обороты в рознице действительно возросли, финансовое поведение людей изменилось со сбережения на потребление, и в целом модель меняется, но как быстро она будет меняться дальше, рынок пока не знает. «По моему мнению, предпосылок для взрывного роста экономики пока нет», — отметил банкир.

Заместитель директора территориального офиса Росбанка в Новосибирске Оксана Шмелева отметила:

Я поддержу коллег с оптимистичным взглядом на будущее, потому что увеличивающаяся доля кредитования говорит о росте потребления, а значит, и о росте спроса у бизнеса. Что касается кредитования, то у многих банков сейчас прослеживается тенденция к снижению просроченной задолженности — портфели становятся более «чистыми», соответственно, просроченные долги, которые мы как банки копили много лет, уходят, что тоже является подтверждаем платежеспособности населения на данный момент. То, что у конечного потребителя сейчас растет спрос, — это также, в свою очередь, будет подстегивать и рост малого бизнеса, который занимается производством.

Директор по розничному бизнесу Альфа-Банка Марина Кокоулина также отметила, что рынок активно меняется, и нужны новые шаги:

Я могу сказать, что у нас идет большая перестройка сейчас, мы кардинально меняем наши услуги, что выражается не только в изменении структуры, но и в продуктах. Мы их упрощаем, наша задача — чтобы клиенты меньше ходили в отделения и тратили на это время. Мы идем в основном по пути диджитализации, все наши услуги, в том числе для любого вида бизнеса, будут сводиться к диджитализации, мы будем идти к клиенту по пути банка «Тинькофф», то есть будем доступны дистанционно, будем смотреть на количество наших точек присутствия со временем. Мы уже видим тренды, когда колл-центры заменяются чатами в мессенджерах. У нас чат в Альфа-мобайл — это самая популярная услуга. И мы строим наш бизнес именно на том клиентском сегменте, для которого эти услуги близки. Наверное, это действительно такой тренд, который уже начал касаться всех участников рынка.

Управляющая банком Авангард Александра Сак считает, что рынок и вовсе должен разделиться:

На мой взгляд, сейчас уже существует деление на две ниши в банковском бизнесе — банки, которые делают основной акцент на процентный доход, и банки, в приоритете которых доходы от операционной деятельности, комиссионный доход. Но для того, чтобы зарабатывать на комиссиях, нужен безупречный сервис, который требует значительных вложений, поэтому очень важна ориентация на потребности клиентов. Наш банк давно выбрал стратегию ориентации на комиссионные доходы, поэтому нас так не «трясет», как других, особенно тех, кто выдавал инвестиционные кредиты на срок 7-10 лет. Мы выдаем кредиты в основном тем, кто находится у нас на комплексном обслуживании, потому что видим «всего клиента», все операции и финансовое состояние. И у нас нет прямого интереса переманить заемщиков у конкурентов, мы изначально идем от открытия расчетного счета. Я думаю, что, по большому счету, такие банки, которые будут зарабатывать на расчетно-кассовом обслуживании, будут и чувствовать себя на рынке лучше. Что касается вообще вопроса дальнейшей жизни банков на рынке, то я считаю, сейчас они ориентированы не на то, чтобы прирасти, а на то, чтобы хотя бы сохранить то, что имеют, и научиться жить по законам «новой реальности». И пока состояние нашей экономики вязкое, раскачивающееся, все будет зависеть от прямой работы с клиентами, сотрудничества и взаимодействия банков друг с другом, с Центробанком, с налоговой.

Помимо прочего, в ходе круглого стола банкиры поговорили об инвестиционном кредитовании, отметив рост спроса на долгосрочные займы для реализации крупных проектов, что тоже, по их мнению, говорит об оживлении бизнеса. Эксперты решили не ставить точку в обсуждении, сойдясь во мнении, что на 2018 год стоит сохранить осторожный оптимизм и работать, выбирая оптимальные модели построения своего бизнеса. 

Фоторепортаж Сергея Колесникова