Меню

Новосибирские бизнесмены обратились к Центробанку с просьбой вернуть лицензию «Банку24.ру»

После сообщения об отзыве лицензии у Банка24.ру всполошилась буквально вся Россия. Как оказалось, в Новосибирске большинство малых и средних компаний пользовались услугами именно этого банка.

16 сентября ЦБ РФ разместил на своем сайте информацию об остановке деятельности свердловского Банка24.ру. Волна паники среди бизнесменов поднялась тут же – те, у кого остались на счетах большие суммы, тут же поехали в офис, где их встретили закрытые двери. 
 
Однако банк незамедлительно уведомил своих клиентов о том, где они могут получить нужную им информацию, и в какие страховые компании они могут обратиться за помощью. 
 
Более того – Банк24.ру опубликовал публичные извинения перед своими клиентами как на корпоративном сайте, так и на своей странице в социальной сети Facebook.com. Это ли подкупило клиентов или же банк действительно работал безукоризненно, понять сложно, однако почти все клиенты банка не то что не предъявили организации претензий, но встали на ее защиту.
 
Сейчас бизнесмены подписывают коллективное обращение к председателю Центробанка России Эльвире Набиуллиной.
 
«Уважаемая Эльвира Сахипзадовна! Центробанк отозвал лицензию у Банк24. Для десятков тысяч предпринимателей и их клиентов в России это огромная потеря, поскольку 24-ка - самый продвинутый банк, который разрабатывает флагманские технологии и оказывает лучший клиентский сервис. Мы отдаем себе отчет, что отзыв лицензии произошел из-за несоблюдения банком законодательства. Ребята очень старались не допустить этого, и многое исправили с начала этого года, а особенно в последние месяцы. При этом у Банка24.ру достаточно активов и капитала, чтобы исполнить обязательства перед всеми клиентами. Мы просим разрешить возвращение лицензии уникальному банку с самыми продвинутыми технологиями и клиентским сервисом!», – гласит петиция. 
 
DK.RU выяснил у новосибирских бизнесменов, как на них сказалось это событие, какие чувства они сейчас испытывают, и что намерены делать дальше.
 
Директор компании ITConstruct  Роман Петров:
 
«У нас там было немного денег, это было ИП моей супруги. Как-то так получилось, что буквально за час до отзыва лицензии знакомый сказал: "Выводи деньги", и мы успели их перекинуть в другой банк, зависло совсем немного. Сказалось достаточно сильно. Мне очень нравился Банк24 своими услугами. Это реально организация с удобным клиент-банком, через который можно делать все операции без визита в банк. Удобные и достаточно низкие тарифы (в среднем мы платили 400 р./месяц за всё) Сейчас мы подключаемся к другому банку. Чтобы это сделать, секретарь потратила полдня, пытаясь узнать условия тарифов и документы, которые нужны для оформления. Средний тариф в банках города как минимум в 2-3 раза выше по абонентской плате, чем у Банка24 (в среднем абонентка 600-900 р). Самое обидное при поиске нового банка – то, что на многих банках просто нет информации об их тарифах. Дополнительно, при заключении договора с большинством банков требуются выписки из ЕГРИП, которые на самом деле непонятно зачем нужны – все банки давно могут получить их онлайн через свои системы. Получение выписки – это затратная процедура (по времени), что особенно мешает в условиях цейтнота. Отмечу, что многие банки сделали акцию для подключения клиентов Банк24.ру. От нового банка мне и многим моим знакомым нужно, чтобы я как можно меньше с ним взаимодействовал. В идеале – подключился, и дальше всё делал удаленно.
 
Для меня само закрытие было неожиданно. В целом, это не сильно повлияло на наш бизнес, так как в банке было не основное юрлицо. Если бы было основное – была бы катастрофа. Мысли такие: если банк знал, что нарушает закон, то почему не исправился? А если ЦБ знал, что Банк24 нарушает – почему не закрыл раньше? Если же это устранение конкурента, то это печально. Обидно. Внешне это был самый удобный банк».
 
 
Директор магазина «Краса-мама» Елена Есипова:
 
«Эмоции, конечно, негативные… Я не отслеживаю каждый день, что происходит в сфере банковских услуг, у меня есть своя сфера, которая меня интересует. Поэтому работала совершенно нормально, потом – раз, как обухом по голове стукнуло. Приехала к офису – там уже толпа народу, все уже закрылось. Никто ничего не знает, никто никому ничего не говорит. В общем, неожиданно все произошло для большинства клиентов банка. Надо сказать, что банк был достаточно удобный. Я сейчас изучаю предложение на рынке, другого такого я не могу найти, где не брали бы лишние деньги за открытие, за ведение счета, за внесение даже собственной выручки. Оказывается, другие банки берут за это процент, я даже не знала. Очень удобный был интернет-банк, все можно было сделать удаленно, работая дома, на компьютере, или из офиса. Я, наверное, больше года в банк даже не заходила, потому что не было такой необходимости. 
 
На бизнесе это, конечно, сказалось: я сразу прикрыла безналичную оплату, потому что непонятно, что с ней будет дальше. А сейчас очень много людей рассчитывается картами, соответственно, кто-то пошел деньги снимать, а кто-то развернулся и ушел из магазина. Я не могу сейчас оплачивать поставщикам с расчетного счета, у меня зависли там деньги, пусть и небольшие, но все же. Сейчас ищем другой банк. Но, надо отдать должное Банку24.ру – вечером того же дня была прислана СМСка, где были даны ссылки на работающий сайт их банка, на работающий сайт страховой компании, где была выложена вся информация. Вот за это большое спасибо, а также за то, что на этих сайтах выложено обращение с извинениями перед клиентами. Насколько я знаю, никто из банков, с которыми произошла такая ситуация, этого вообще никогда не делал».
 
 
Юлия Десятникова, владелица ИП:
 
«Наши потери заключаются в замораживании средств на счетах. На какой это период –  точно сказать невозможно. Возможно, это потеря части средств, если после обязательных выплат выяснится, что средств у банка больше ни на что не осталось. Ситуация была абсолютно неожиданна, так как мы находимся сейчас в Таиланде. Говорят, что банк рассылал СМСки за день до отзыва с предупреждением тех, кто за рубежом, но нам СМС не дошла. Изучаем информацию об условиях открытия/ведения расчетного счета в других банках. По личному опыту работы с банками – это был один из лучших в части качества работы с клиентами, удобства интернет-банка, тарифов на обслуживание. В ситуациях, когда было непонятно, как решить проблему, сотрудники банка всегда круглосуточно моментально включались и помогали ее решить. В чем-то работа с банком выглядела даже непривычно – ведь традиционный формат общения банка с некрупным предприятием: "в очередь", "читайте договор", "у нас в 18:00 заканчивается рабочий день". Банк был несомненно лучшим для малого бизнеса. Не знаю насчет обоснованности претензий ЦБ, но думаю, что банк, работающий с множеством реальных малых предприятий, работающий в плюс, не выводящий свои активы при угрозе закрытия, не должен был лишаться лицензии, так как потери государства от неких сомнительных операций полезнее для государства компенсировать штрафами, а не убийством банка. Возможно, ЦБ не уверен в достаточной обоснованности своих претензий, чтобы они прошли проверку судом. Также вероятно, что нашлись конкуренты, которые использовали свои связи, чтобы убрать с рынка банк, с которым они по-честному конкурировать не в состоянии».
 
 
 
«Услугами банка пользовался более трех лет, с 2011 года. Вообще клиентом его я стал не по рекомендациям, не став жертвой маркетинга или каких-то прочих внешних воздействий. Открывал новое юрлицо и искал банк с минимумом бюрократии и максимум возможностей дистанционной работы. Недельный анализ показал, что 24.ру – идеален и, главное, – не дорог. Специалист обещал выехать для открытия счета прямо ко мне и немедленно. Я решил удостовериться, что банк все-таки банк, приехал в офис лично. Сомнения были связаны с тем, что про данный банк в Новосибирске тогда еще никто ничего не знал. Отзывов в интернете не было. Офис был приличный, я бы сказал, идеальный для СМП и SOHO сегмента. Всё в маркетинге банка наталкивало на мысль, что нужно работать, двигаться вперед. Дальше следовало три года беззаботного пользования услугами банка. Если быть откровенным, никаких новшеств в самом банке я не увидел. Но зато очень мощный пиар. В определенных кругах, среди активных пользователей интернета банк приобрел популярность. Они не тратили деньги на рекламу, основной упор был сделан на соцсети, блоги и прочее. Работа велась грамотно, но ажиотажа в офисе я никогда не видел. За эти три года пользования услугами банка для меня как для клиента не было новшеств. Интернет-банк, ЭЦП –  то есть то, что есть в любом банке. Мобильный банк был убогим. Но с тем, что есть, проблем не было. Интернет-банк для меня был доступен 24/7, при звонке в банк я слышал не голосовое меню в 16 уровней, а приятный женский голос отвечал мне тут же "Да, Дмитрий Евгеньевич". Я не гуру биржевых и банковских дел, не слежу за новостями банков, наверное,  поэтому для меня проблемы 24.ру стали новостью. Еще день назад я сидел в интернет-банке, делал выгрузки, думал о том, насколько интересен для меня "клуб профессионалов", который запустил банк, а на следующий день увидел неприятную надпись. Не знаю почему, но я не сильно удивился. Может быть, потому, что это был маркетинг-банк для меня. На счету было несколько тысяч, за день до закрытия я успел оплатить крупный заказ поставщику и снять выручку наличными для оплаты мелких расходов. Пока не было времени думать, что делать дальше с банком. Пока пришлось срочно переводить все потоки на другое юрлицо и перестраиваться. Несмотря на всю неприятность ситуации, меня не покидает мысль, что аналогов 24.ру сейчас нет. Это не говорит об их профессионализме или удачности бизнес-модели, или наоборот. Просто в этой нише маркетинг-банков других игроков нет. Возможно как раз в связи с убыточностью этой модели бизнеса».
 
 
 
«У меня был открыт счет в данном банке, я являлась партнером Банка24.ру. Устраивало меня все, он самый удобный банк из всех в городе. Моим клиентам он тоже был удобен. У них отличный сервис. Я в полном расстройстве, приезжали к банку в день лишения, двери были все закрыты – так грустно и неожиданно! Хорошо, что руководители банка добросовестно отвечают на вопросы в фейсбуке, пытаются помочь, держат в курсе. Люди очень расстроены, что потеряли такой комфортный банк. У меня открыт второй счет в Муниципальном банке, наверное, буду пользоваться им. Но есть чувство уязвимости в связи с тем, что мы доверяем, а третьи организации все могут испортить. Даже не предупреждают! Я написала письмо президенту с жалобой на Центробанк. Мне не по душе отношение Набиуллиной к нам, организациям, чьи счета открыты в банках, которые она лишает лицензии! Я подписала петицию на отзыв решения о лишении лицензии, буду участвовать во всех предложенных мероприятиях, так как я в ответе за своих клиентов! А из-за того, что нас не предупредили и отнесли в общую массу организаций-обналичников, вероятно, страдают и хорошие предприятия. Чем теперь платить зарплаты и аренды? На что закупать товар, если все деньги вдруг оказались 16 сентября на счету «Двадцатьчетверки»?»
 
 
Юрист Виталий Ветров считает, что нужно хорошо знать, с кем имеешь дело, и следить за жизнедеятельностью организации, которой доверил деньги.
 
«Стоит обращать внимание на любые факты нарушения законодательства РФ банком. Особо на те, которые приводят к отзыву лицензии. К любым контрагентам (в том числе – банкам) стоит относиться внимательно, знать их методы/формы ведения бизнеса. Если мы понимаем, что допускаются нарушения, то должны понимать, что они могут негативно сказаться и на нас. А если не понимаем, то последствия такого непонимания будут еще тяжелее. Стоит повышать собственный уровень понимания.  Даже если это отнимает время, деньги, требует привлечения специалистов в этой сфере. Превентивные меры всегда должны быть».
 
А вот владелец шоколадной мастерской D.Mateychik в Москве Дима Матейчик призывает клиентов Банка24.ру во всех городах нести цветы к офисам, «поддерживать лучший банк России» и подписывать петицию, адресованную Эльвире Набиуллиной, о восстановлении лицензии банка. Бизнесмен считает: то, что банки в России периодически закрываются – это уже привычное дело, рядовое событие. А в данном случае, по мнению Матейчика, имеет место явление из ряда вон выходящее. Все-таки банк обслуживал целые компании, и это серьезный удар по бизнесу. 
 
 
 
 
Он хочет дать людям понять, что здесь не просто очередная история «зачистки» банковской системы, это уже история взаимоотношений бизнеса и власти. И здесь важно поддержать бизнес большой акцией «восстания» против решения ЦБ РФ.
 
«ЦБ буквально выстрелом в лоб прибил "ученика-отличника" с отличной ликвидностью,  при этом "закошмарил" кучу здоровых предпринимателей. Суть акции «Красивое закрытие банка» или «Цветы у банка 24.ру»  сводится к тому, чтобы обратить внимание общественности и СМИ на возникшую проблему (раньше ликвидные банки не закрывали, закрывали те, у которых не было денег), а также поддержать работников банка, которые сейчас борются за деньги клиентов», – выразил свою позицию Матейчик.