Депутаты Заксобрания Новосибирской области приняли обращение об улучшении закона о банкротстве.
Обращение о совершенствовании в сфере несостоятельности (банкротства) к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину и председателю Госдумы Федерального Собрания РФ Вячеславу Володину озвучила зампредседателя комитета новосибирского заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Ирина Диденко.
Поводом к обсуждению проблемы стала нашумевшая история банкротства одного из крупнейших новосибирских ритейлеров — торговой сети «Холидей». Заложниками ситуации, по данным депутатов, стали около 200 предприятий из Новосибирской, Омской, Томской областей, Алтайского края и других регионов России. Это товаропроизводители, сельхозпредприятия, малые и средние предприниматели, промышленники, фермерские хозяйства, которые были поставщиками товаров для сети.
В общей сложности количество сотрудников в пострадавших от банкротства ритейлера компаниях составило 16 тысяч человек, объявили депутаты. Дело о банкротстве компании «Холидей» рассматривает Арбитражный суд Новосибирской области, который, по словам Ирины Диденко, не принимает во внимание доводы поставщиков о том, что платежи, произведенные в их пользу за поставленный товар, осуществлены в рамках обычной хозяйственной деятельности.
Добросовестные поставщики, получив оплату за поставленный еще в 2017-2019 годах товар, вынуждены возвратить денежные средства компании «Холидей» для оплаты долга другим должникам, в частности, банкам, отметили в заксобрании.
Подобные ситуации затрагивают интересы широкого круга граждан, мы должны обезопасить наших товаропроизводителей, в том числе и путем внесения изменений в закон о банкротстве. Сегодня формируется практика формального исполнения закона о банкротстве с целью сохранения конкурсной массы. Наряду с закреплением особенностей банкротства для банков, застройщиков, стратегических предприятий, необходимо также прописать особенности банкротства ритейлеров, связанные в том числе и с особым статусом сторон, — отметила Ирина Диденко.
По ее словам, банкротство «Холидея» — это первый масштабный случай банкротства торговой сети (ритейлера) на территории РФ.
Федеральное законодательство необходимо изменить с целью недопущения подобных ситуаций в будущем, когда в рамках банкротства одного юридического лица интересы должника и его отдельных кредиторов дестабилизируют финансовое положение многочисленных добросовестных поставщиков-товаропроизводителей, что может негативно отразиться на экономической и социальной стабильности в целом, и на продовольственной безопасности региона. Следует также отметить, что уже в марте текущего года прошел ряд судебных заседаний, по итогам которых были вынесены противоположные решения — не в пользу конкурсного управляющего, что подтверждает необходимость оперативной корректировки норм федерального законодательства с целью их однозначной трактовки, — заключила Ирина Диденко.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат, также участвовавший в разрешении ситуации вокруг банкротства торговой сети «Холидей», добавил, что будет проводиться работа и с другими регионами России, с их региональными парламентами, чтобы они поддержали обращение новосибирского законодательного.
Чтобы предвосхитить возможные ситуации банкротств других ритейлеров с негативными последствиями для поставщиков, спасти малый и средний бизнес, нужно как раз и принимать такие изменения в закон о банкротстве, — заявил он.
В своих обращениях к Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Мишустину и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вячеславу Володину Законодательное Собрание Новосибирской области предлагает рассмотреть возможность установления в Федеральном Законе от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» особенности банкротства торговых сетей.
Предлагается вписать в закон понятия: «торговая сеть (ритейлер)»; «обычная хозяйственная деятельность» — для торговых сетей (ритейлеров) и критерии отнесения к такой деятельности; «профессиональный кредитор» (кредитные и некредитные финансовые организации, в частности, микрофинансовые, кредитные кооперативы, ломбарды, страховые организации, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам) и «непрофессиональный кредитор» (поставщики-производители товара).
Кроме того, региональные законодатели предлагают выделить требования поставщиков-товаропроизводителей в самостоятельную очередь, имеющую приоритетное право погашения, а также внести основание для суммирования сделок поставщиков-товаропроизводителей как взаимосвязанных, установить критерии для признания сделки торговой сети (ритейлера) с поставщиком-товаропроизводителем недействительной.