«Деловой квартал» поговорил за круглым столом с представителями рынка перевозок о бедах отрасли и предложениях, которые игроки рынка хотят озвучить властям.
В заседании круглого стола приняли участие президент и председатель правления Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев, руководитель Сибирского обособленного подразделения ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы»
Денис Крылов, директор компании «Сибирский экспедитор» Дмитрий Минор, руководитель Сибирского обособленного подразделения ООО «РТ-Инвест», директор региона Сибирь и Дальний Восток SPSR-Express Елена Бандурина, руководитель отдела страхования ВТБ Страхование Антон Патрушев, генеральный директор «Трансагентство» Дмитрий Котов, директор VipTrans Мария Кладова, директор «Сибирь Контейнер» Владимир Солуян. Модератором круглого стола выступил управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков.
Система «Платон» и проблема весового контроля
Первой темой для обсуждения стала система «Платон», в которой перевозчики отработали в течение трех лет. Каков результат, что ждет рынок в будущем?
Денис Крылов поделился статистикой работы в системе «Платон» за три года:
Напомним, что за первые два года работы учтены и полностью реализованы все предложения грузоперевозчиков: в частности, введена отсрочка внесения платы, расширены логистические и финансовые отчеты для выгрузки в личном кабинете пользователя, добавляются новые каналы оплаты. На сегодняшний день продолжается плановая работа по усилению контроля за нарушителями, что также отвечает требованиям законопослушных перевозчиков. Контроль за нарушителями на федеральных трассах обеспечивают 100 специальных автомобилей и более 480 рамных конструкций. Из них в Новосибирской области — 2 машины и 6 рамок. Для удобства соблюдения законодательства открыты все самые современные каналы обслуживания и доступны различные способы внесения платы. По стране открыто 138 центров обслуживания, где готовы помочь с регистрацией, разъяснить, что необходимо для этого сделать, и выдать бесплатное бортовое устройство. Мы как разработчики IT-платформы «Платона» видим, что возможности созданной системы гораздо шире: она уже сегодня может стать основой для решения приоритетных задач государства и запросов бизнеса. Государственная система «Платон» — это почти миллион зарегистрированных транспортных средств, 745 тысяч бортовых устройств, 100 автомобилей и 480 рамок контроля. Все эти источники позволяют собирать «большие данные» о рынке грузоперевозок, они находятся в распоряжении государства. Данные государственной системы «Платон» могут быть использованы в интересах бизнеса — самих перевозчиков и сервисных компаний. Это важный шаг для создания сервисной экосистемы на транспорте, — отметил Денис Крылов.
Вячеслав Трунаев:
В системе «Платон» работает около 80% зарегистрированных перевозчиков, но поскольку система контроля за Уралом далека от совершенства, многие малые предприятия стараются не платить. Большие и средние предприятия почти все работают по закону. Таким образом, расстановка сил на рынке получается несправедливой. Поскольку жить без «Платона» нам уже не суждено, нужна хорошая система контроля, чтобы все перевозчики были в равных условиях, чтобы платили одинаково. Также важный момент — учет в системе «Платон» транспортного налога. Предприятия имеют право брать в аренду автомобили, зарегистрированные на физлицо, и в этой системе возмещения транспортного налога не происходит, так как собственник транспортного средства — физлицо, а не ООО. Эта налоговая коллизия мешает работать адекватно, мы написали обращение к властям, так как этот момент связан с серьезными финансовыми потерями, но нам пока не ответили.
Дмитрий Минор:
Люди часто в открытую говорят, что они не платят, потому что их никто не карает — это самая большая проблема, которая стоит по «Платону» на сегодняшний день. Наше предприятие платит за все исправно, и потому это отражается на наших тарифах, следовательно, мы проигрываем тем, кто не платит.
Мария Кладова:
Нам известно, что перевозчики исправно платят только в Москве и Московской области, потому что там идет учет всех транспортных средств, и там боятся штрафов, а у нас — нет. Это региональная проблема, которую нужно решать совместными усилиями. А с налогами сейчас многие поступают так: физлицо оплачивает «Платон», а юрлицо, которое берет у него в аренду автомобили, возмещает эти траты, и тогда физлицо может этот налог себе возвратить. Вот такой выход нашли сейчас перевозчики.
Владимир Солуян:
В Новосибирской области у нас работает 70 автомобилей, и вопрос с «Платоном» для нас не стоит так остро, потому что пробег — только по региону. А вот весовой контроль для нас действительно большая сложность. Мы осуществляем контейнерные перевозки железнодорожным транспортом, и для нас нестыковка автомобильных и дорожных правил создает множество проблем, так как разрешительная документация совсем разная. Мы работаем на свой страх и риск, так как загружаем контейнеры и пломбируем их до того, как они проходят весовой контроль. Железная дорога, конечно, ничего не хочет менять в своих правилах, к автомобильному законодательству мы тоже обращались не один раз, и тоже не получили ответа. К тому же, штрафы слишком большие, и получается, что мы теряем дважды: мы и груз не можем сформировать правильно, и штрафы платим. Мы обращались к законодателям с предложением — либо поднять нормативы нагрузки на ось до 10 тонн, либо считать норматив так, как его считают в Европе — по общей массе поезда. Потому что при таком раскладе в Европе машина нормально проходит по показателям, а в России — нет.
Елена Бандурина:
Что касается проблемы весового контроля, то она действительно актуальна для многих перевозчиков. Например, для нас первые два штрафа обернулись призывом к коррупции. Нам предложили оплатить их несколько дешевле, но мы не воспользовались такими услугами, потому что у компании принципиальная позиция. Мы оплатили штрафы, но решили инвестировать в закупку собственных весов, которые позволяют взвесить машину у терминала перед рейсом. Это непросто и недешево, но это выход.
Вячеслав Трунаев также высказался о проблеме весового контроля и обратился с призывом к новосибирским властям:
У Новосибирска нет должных объездных трасс, транзитный транспорт с запада на восток и с востока на юг в период весенних ограничений проехать не может, тогда как, например, Омск, у которого есть объездные трассы, таких ограничений не вводит. Это проблема, с которой мы сталкиваемся из года в год, и я считаю это более серьезной загвоздкой, нежели сложности с «Платоном». Плюс — весовой контроль: показания рамок, через которые проходит автомобиль на трассе, при определенных условиях могут отклоняться на 50% от реальных, поэтому перевозчики получают большое количество неоправданных штрафов. Проходя рамку, водитель не знает, что его машина перегружена, все штрафы приходят уже потом, а на протяжении пути он проходит 10 таких рамок — представляете, какие огромные штрафы он привозит?! Мы предлагаем сделать Новосибирскую область пилотным регионом по внедрению новой, совершенно простой технологии, которой давно пользуются в Европе, — это статические весы. Когда водитель проходит рамку, получает сигнал о перегрузе, и по основной дороге ему ехать нельзя, то ему рекомендовано съехать вправо. Он съезжает и попадает на автоматический пост стационарных весов, где есть ветровые защиты и возможность взвешивания в статике. Если все в порядке, он получает «зеленый свет» для выезда на трассу. Я предлагаю руководству области построить у нас в регионе хотя бы один такой пост контроля! Давайте будем первыми в Российской Федерации, кто перенял передовой опыт европейских стран! Мы пытаемся донести до Росавтодора, что мы, как никто, заинтересованы в качестве дорог, и эти весы, как в Европе, помогут не выпустить на дороги перегруженный транспорт и не разорить малые предприятия штрафами.
Второй темой круглого стола стал транспортный налог. Вячеслав Трунаев поделился с участниками опытом снижения ставки и планами по отмене налога:
Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков много работала как над снижением ставки налога, так теперь работает и над отменой. Пока что мы не получаем отклика от власти, сейчас наступила некая пауза в обсуждениях и общении властью. Есть еще проблема по налогу, который нежданно-негаданно появился по N 401-ФЗ (о внесении изменнеий в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации). Это налог на движимое имущество: до сих пор транспортные средства, которые приобретались с 2013 года, налогом не облагались, была нулевая ставка, сейчас федеральная власть приняла закон, отдающий на откуп регионам решение, вводить или не вводить налог, и новосибирские законотворцы приняли решение, что, конечно, нужно вводить налог, более того, они ввели максимальную ставку — 2,2% на движимое имущество. Весь этот перечень финансовых нагрузок делает наш бизнес нерентабельным. Почему бы нам не сделать свой регион инвестиционно привлекательным? Пока на этот вопрос власть не отвечает, и мы стараемся донести проблемы перевозчиков до законотворцев через все источники.
IT-решения
Третий вопрос, который перевозчики подняли за круглым столом, — это новые IT-решения, позволяющие облегчить работу участников отрасли. Как рассказал Вячеслав Трунаев, Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков стала первопроходцем во внедрении уникальной технологии для ускорения прохождения медицинских осмотров водителей:
Наша ассоциация одной из первых решилась внедрить, слегка опережая время, систему телемедицины. Все водители коммерческого грузового и пассажирского транспорта должны проходить пред- и пострейсовый осмотр, и это всегда занимает много времени. К тому же, в последнее время это уже стало зоной нарушения правил. На наш взгляд, эта система сейчас сильно формализована: у многих процедура осмотров упрощена до проштамповки путевых листов и росписи за фельдшера. В лучшем случае фельдшер или медработник присутствуют на предприятии в течение часа, «для галочки», но чаще их даже нет в доступе. Что предлагает телемедицина? На каждом предприятии установлен терминал, все водители внесены в список, и их данные с их согласия, вместе с фотографиями, переданы в медицинский коллектор. Таким образом, с помощью терминала водитель самостоятельно снимает показатели давления, состояния работы сердца, наличия алкоголя в крови и пр. Данные уходят в медицинский колл-центр, к врачу, который может находиться в любой точке страны. Врач смотрит все показания и отправляет свое решение в виде электронно-цифровой подписи. Водитель нажимает на специальный принтер, откуда выходит стикер, который он клеит в путевой лист, и, в случае допуска, отправляется в рейс. Эта процедура в целом занимает около трех минут. Договориться с врачом на расстоянии невозможно. Таким образом, процедура проводится быстро и честно.
Денис Крылов рассказал, что Минтранс России представил новые проекты по программе «Цифровая экономика». Одним из них стала цифровая платформа транспортного комплекса на основе сервисов «Платона» и РЖД. Цифровая платформа предназначена для бизнеса и для государственных органов власти. Активное участие в создании платформы принимает именно бизнес из всех видов транспорта. Это формирование стандартов и сервисов.
Мы видим основной задачей тотальное снижение издержек, как на уровне бизнеса, так и в госрегулировании процесса перевозок, а также в унификации транспортно-логистических решений на одной платформе. Страна огромная — вариантов перевозки различными видами транспорта огромное количество, интеграция между ними почти всегда отсутствует. Допустим, человек, зайдя в систему, отправляет груз из Забайкальска в Смоленск. Система предлагает ему несколько вариантов — ж/д, самолет, автотранспорт и их совмещение. А также разную цену и сроки. Он должен лишь ввести информацию по установленным государством правилам, система ему рассчитывает перевозку, несколько вариантов доставки грузов. Заказчику остается выбрать оптимальный для него вариант. Все сервисы платформы должны быть реализованы по принципу «одного окна», где можно будет отслеживать перемещение груза, получать все необходимые документы в электронном виде, юридически значимом для ФНС и ФТС. И здесь особенно важно, что данная платформа будет использовать действующую инфраструктуру системы «Платон», которая полностью принадлежит государству, а также других систем — например, ЭРЫ-ГЛОНАСС, — рассказал он.
По завершении круглого стола, подводя итоги обсуждений, перевозчики сошлись на том, что отрасли необходимо более тесное общение и взаимопонимание с законотворцами, а также новые IT-решения, помогающие сделать все процессы максимально прозрачными.
Фоторепортаж Personal Photo