Меню

Новосибирские SEO-студии предпочитают московских заказчиков

эксперты Борис Беланов руководитель отдела интернет-рекламы компании «ИнтелСиб» Данил Иванов директор по развитию компании «Родан» Андрей Панасенко учредитель компании «ИнтелСиб» Роман Петров дирек

В своих слоганах «Яндекс» обещает пользователям: «Найдется все!». SEO-студии обещают владельцам сайтов, что найдется именно их ресурс. При этом им приходится не просто покупать контекстную рекламу и ссылки, но и делать контент сайта качественным и интересным. Согласно статистике, около 85% пользователей ищут информацию при помощи поисковых машин, которые обеспечивают от 70% до 85% посещаемости сайтов. Это делает рекламу в интернете одним из самых дешевых способов привлечения клиентов.

эксперты
Борис Беланов
руководитель отдела интернет-рекламы компании «ИнтелСиб»
Данил Иванов
директор по развитию компании «Родан»
Андрей Панасенко
учредитель компании «ИнтелСиб»
Роман Петров
директор компании IT-Construct
Кирилл Пономарев
руководитель отдела продвижения компании «Оксвеб»
Алексей Радкевич
директор SEO-студии «Номер Один»
Александр Филюрин
директор рекламной группы «Мелехов и Филюрин»

 

В связи с высокой ценой на размещение рекламы на радио- и телеканалах в печатных изданиях и наружную рекламу многие компании отказываются от затратных способов, предпочитая более дешевую рекламу в интернете. К основным способам интернет-рекламы опрошенные «ДК» эксперты относят поисковое продвижение, контекст- ную рекламу, а также размещение на сайтах баннеров, статей, пресс-релизов и т.д. По словам директора SEO-студии «Номер Один» Алексея Радкевича, в Новосибирске спрос на интернет-рекламу только зарождается. «Мы начали работать в 2004 г. Тогда в Новосибирске клиентов не нашлось, поэтому мы ориентировались в основном на московских заказчиков. Если к 2006 г. у нас было всего 10% региональных клиентов, то в 2007 г. их доля выросла почти до 50%», — говорит он. Услуги продвижения сайтов сейчас на рынке оказывают два вида компаний — агентства интернет-рекламы, для которых продвижение сайтов — профильное занятие, и веб-студии, которые открыли это направление наряду с разработкой сайтов.

SEО-студии ориентируются на федеральные проекты

Опрошенные «ДК» эксперты смогли назвать только три компании, для которых профильным бизнесом является продвижение сайтов — «Номер Один», «ИнтелСиб» и «Рекламное Интернет-Агентство КЕРО». Эти компании работают в основном с заказчиками из центральных регионов России. По словам Кирилла Пономарева, генерального директора «Рекламного Интернет-Агентства КЕРО», это агентство работает только с крупными федеральными заказчиками. «Работу в Сибирском регионе мы развиваем в рамках компании «Оксвеб», где я являюсь руководителем отдела продвижения», — говорит он.

Учредитель компании «ИнтелСиб» Андрей Панасенко оценивает долю новосибирских заказчиков не более 20%. По словам Алексея Радкевича, в SEO-студии «Номер Один» сейчас соотношение московских и новосибирских заказчиков примерно равно. Если профессиональные SEO-студии выполняют, как правило, заказы на продвижение во всем рунете, то веб-студии берутся в основном за региональные проекты, где конкуренция сайтов ниже.

Участники рынка жалуются на дефицит кадров в городе. «Специалистов, которые способны выполнить проект федерального масштаба, не более 20-30 человек, тех, кто может вести региональные проекты — около 60», — говорит Пономарев. Радкевич считает, что крупных специалистов в сфере продвижения сайтов в Новосибирске найдется не более 15-20. «Как правило, высоко- профессиональные специалисты предпочитают развивать собственный бизнес либо работать фрилансерами», — сетует Радкевич. Поэтому SEO-студиям приходится самостоятельно обучать специалистов по продвижению, чтобы развивать бизнес. Ежегодно в среднем SEO-студии продвигают 70-100 сайтов. Они постоянно расширяют штат сотрудников, а вот веб-студии, как правило, этого не делают, продвижением в них занимаются один-два человека, которые продвигают не более 10-15 сайтов в год.

Наиболее эффективно сочетать все методы интернет-рекламы

«Принцип размещения контекстной рекламы прост, — рассказывает директор компании IT-Construct Роман Петров. — По принципу аукциона: тот, кто платит больше, стоит выше по списку запросов. Задача компании, которая занимается контекстной рекламой, — так оптимизировать бюджет, чтобы сайт стоял выше и при этом потратить как можно меньше денег — правильно подобрать слова и построить фразы, оптимизировать стоимость клика».

Контекстную рекламу размещает «Яндекс», Google. Это наиболее дорогая реклама — в некоторых случаях стоимость одного привлеченного пользователя составляет от 500 руб. и выше. Кроме того, пользователи больше доверяют естественной выборке сайтов в поисковике, где ресурс помогает продвинуть поисковая оптимизация.

«Поисковая оптимизация работает намного сложнее — нужно заставить поисковик поверить, что сайт оптимально соответствует запросу. Методы могут быть разные, основной принцип — первыми на выдаче в поисковике должен стоять наиболее релевантный, на взгляд поисковика, ресурс. Задача SEO-оптимизатора — создать контент так, чтобы он был релевантен поисковым запросам. Второй показатель популярности — цитируемость в интернете. Классически считается, что чем больше люди рекомендуют ресурс в интернете, т.е. ставят на него ссылки, тем выше его позиции. Понятно, что для продвижения не хватает естественных ссылок, которые оставляют пользователи блогов, форумов и т.д., ссылки надо покупать», — рассказывает Роман Петров. По его словам, получать ссылки можно следующим образом: обмениваться с другой компанией, ставить ссылки в собственной сети сайтов или покупать их на бирже, например, на www.sape.ru.

«По сути это является манипулированием поисковой машиной, поэтому поисковики периодически меняют алгоритмы поиска. За последние полгода «Яндекс» четыре раза поменял алгоритм, тогда работу по продвижению сайта приходится начинать заново. У нас работает аналитический отдел, основной задачей которого является как можно быстрее распознать новый алгоритм», — рассказывает руководитель отдела интернет-рекламы компании «ИнтелСиб» Борис Беланов.

Кирилл Пономарев говорит, что зачастую продвижение сайтов выгодней клиентам, чем контекстная реклама: «Контекстная реклама дороже, поэтому часто клиенты активно начинают пользоваться ею только после того, когда они имеют прибыль с поискового продвижения сайта и хотят охватить больше аудитории, — отмечает он. — Например, мы продвигаем сайт, посвященный спортивным тренажерам. Средняя посещаемость сайта — около 18 тыс. человек в месяц (12 тыс. с поисковых систем, 6 тыс. с контекст- ной рекламы), поисковое продвижение по нему обходится около 45 тыс. руб. в месяц. Получается стоимость посетителя с поисковой системы — около 3,75 руб. На контекстную рекламу этого сайта мы тратим порядка 140 тыс. руб. в месяц, соответственно, средняя цена перехода на сайт — около 23 руб.».

Опрошенные эксперты говорят, что наиболее эффективно сочетать продвижение сайта с контекстной рекламой. «Контекстная реклама популярна из-за нестабильности позиций сайтов в связи с частой сменой алгоритмов поиска. Однако продвижение сайта также имеет ряд преимуществ: большее доверие пользователей к естественным результатам поиска, мотивированность привлеченных пользователей, низкая стоимость посетителя», — рассказывает Борис Беланов.

Московские агентства обеспечивают до 20-25% заказов

Из опрошенных «ДК» компаний только «ИнтелСиб» занимается прямыми продажами своих услуг. Для большинства действенными способами продвижения являются сарафанное радио и продвижение собственных сайтов в интернете. Кирилл Пономарев говорит, что большинство клиентов находят «Рекламное Интернет-Агентство КЕРО» по запросам в интернете и рекомендациям. А Радкевич привлекает клиентов, читая лекции на различных семинарах. «Не так давно у нас был наплыв клиентов из агентств недвижимости после того, как я прочитал лекцию на семинаре «Продвинутая недвижимость», — говорит Пономарев. — Также новосибирские рекламные агентства обеспечивают 3-5% заказов, а московские агентства — 20-25% заказов от оборота». Он говорит, что SEO-студии в собственном продвижении используют в основном интернет-рекламу — большинство клиентов приходят, увидев контекстную, баннерную рекламу.

Директор рекламной группы «Мелехов и Филюрин» Александр Филюрин говорит, что новосибирские рекламные агентства практически не занимаются рекламой в интернете. «Эта отрасль недостаточно развита, заказов мало, и они небольшого объема, поэтому мы работаем с SEO-студиями только для продвижения нашего собственного сайта», — говорит он.

Директор по развитию компании «Родан» (специализируется на продаже деревообрабатывающего оборудования) ДАНИЛ ИВАНОВ рассказал «ДК», что компания озадачилась раскруткой своего сайта два года назад. «Звонки потенциальных клиентов, увидевших нашу рекламу в интернете, начали поступать примерно через три месяца. Мы убедились в дейст- венности интернет-рекламы и сегодня считаем ее столь же эффективной, как рекламу в специализированных печатных СМИ и участие в выставках. Сейчас посещаемость нашего сайта составляет около 300 человек в день. По нашим оценкам, примерно 10% посетителей сайтов обращаются к нам за консультацией, а 2-3% становятся нашими покупателями», — делится Иванов.

Ценообразование на рынке непрозрачно

«Продвижение одного и того же сайта в одной компании может стоить 1,5 тыс. руб., а в другой — 30 тыс. руб. Если компания работает в сфере, не связанной с недвижимостью и трудоустройством, наиболее конкурент- ных рынках в интернете, то стоимость продвижения составит 10-50 тыс. руб. в год для региональных проектов», — говорит Радкевич. Директор компании IT-Construct Роман Петров оценивает работы по продвижению сайта на уровне 25 тыс. руб. за 3 месяца, около 100 тыс. руб. в год. «В смету работ входят подбор поисковых фраз, модификация сайта, его контента, оптимизация главной страницы и непосредственно работы по продвижению сайта. Возможны дополнительные расходы на регистрацию в каталоге «Яндекс», покупка рекламы в «Яндексе». Директ и Begun, покупка ссылок с сайтов родственной тематики», — перечисляет Петров.

Кирилл Пономарев оценивает хорошо выполненный региональный проект на уровне 7-20 тыс. руб. в месяц. «Средняя стоимость составляет 12 тыс. руб. в мес. Основные бюджеты тратятся на оптимизацию сайта и покупку ссылок». По словам Пономарева, компания разработала несколько тарифов на продвижение сайта в регионах. Самый простой — «Регион», он предусматривает то, что фирма платит за продвижение 7-12 тыс. руб. в месяц. Тариф «Гарант» предусматривает, что клиент сам или с помощью компании выбирает поисковые запросы и системы, где он хочет быть в десятке. «Мы считаем отдельную стоимость для каждой поисковой системы, в которой он хочет присутствовать. Первые два месяца клиент оплачивает нам стоимость продвижения полностью и получает отчет о проделанной нами работе. А с третьего месяца он платит фиксированно только за те запросы, которые находятся в топ-10 указанных поисковых систем», — рассказывает Пономарев. Третий тариф предусматривает комплексное продвижение, когда заказчик задает тематику сайта, а «ИнтелСиб» подбирает фразы для поисковика, после чего называет клиенту сумму ежемесячного продвижения.

Продвижение в компании «ИнтелСиб» стоит 22,5 тыс. руб. в месяц. «За эту сумму мы обеспечим поток клиентов, который можно будет отследить по независимому телефону. Мы гарантируем, что сайт будет ежемесячно посещать минимум 2 тыс. посетителей, — отмечает Андрей Панасенко. — При этом мы как минимум два раза в месяц созваниваемся с клиентом, уточняем, были ли заказы именно с сайта. Если клиент не в состоянии определить эффективность работы сайта, мы идем на дополнительные методы — просим установить дополнительный телефон, который указываем только на сайте, устанавливаем опции отправки заявки с сайта».

Разброс цен на рынке Панасенко объясняет тем, что компании предлагают разные услуги как по содержанию, так и по качеству: «Ведь никто не называет автомобильный рынок непрозрачным, несмотря на то, что Mercedes стоит 2 млн руб., а продукция АвтоВАЗа — 200 тыс. руб.»