Дмитрий Медведев выступил за общественный контроль госзакупок — если сумма заказа превышает 100 млн руб. Эксперты «ДК» рассуждают о том, снизят ли общественные слушания коррупциогенность процедуры.
Юрий Воронов, директор консалтинговой компании «Корпус»
Я внимательно изучил новый федеральный закон «О госзакупках». Он намного лучше старого уже тем, что выигрыш в тендере обеспечивается не самой низкой ценой, как раньше, а характеристиками компании — насколько она опытная, крупная, насколько чиста ее репутация. При старом законе за контракты нередко брались иногородние фирмы, не имеющие представления о работе, которую им предстояло выполнять. Ну, а общественные слушания должны быть обязательно как инструмент информирования населения.
Андрей Гладченко, владелец рекламного агентства «Альянс медиа»
Вряд ли общественные слушания смогут повлиять на ситуацию с коррупцией в государстве, где коррупция стала основой государственного устройства. Эта система не ремонтопригодна. Если высшее должностное лицо в стране не хочет или уже не может радикально сменить сложившиеся порядки, значит, надо радикально менять высшее должностное лицо. А разлагающийся труп бюджетной системы никакими расческами уже не причешешь и не замажешь. Не надо питать иллюзий.
Анна Ващенко, директор автоцентра «ГАЗ» компании «Сармат»
Общественные слушания — идея сама по себе хорошая. Но боюсь, что общественные слушания по госзакупкам превратятся в такую же формальность, как и по строительству крупных объектов. Люди выходят на пикеты против появления очередного коммерческого объекта в сквере или парке, а чиновники утверждают, что на общественных слушаниях все были «за». Объект все равно появляется. Те, кто осваивают бюджетные миллионы, будут любыми путями «убеждать» общественность в правильности своих решений.
Михаил Андрушкевич, директор клиники «Санитас»
Публичное обсуждение того, на что будут потрачены бюджетные деньги, нужно. Коррупциогенный фактор кроется, как правило, в технических условиях, которые составляют под конкретную фирму. Вот пусть общественность и обсуждает эти условия. Уверен, что подобные обсуждения как раз будут вскрывать те случаи, когда условия контракта выстроены под заранее определенного победителя конкурса. Коррупциогенность госзакупок может быть снижена благодаря введению общественных слушаний.
Алексей Радкевич, директор веб‑студии «Ял»
Я не вижу смыла в публичном обсуждении подобных вещей. Публичные слушания по поводу каждой крупной госзакупки усложнят и сделают более дорогой эту процедуру, но никак не отменят личных договоренностей, которые действуют в этой сфере сейчас. Там, где крутятся большие деньги, вряд ли станут прислушиваться к общественному мнению. Уж лучше сразу законодательно обязать победителей тендеров возвращать государству 20% от суммы контракта — столько, по слухам, составляет размер «отката».