Директор веб-студии DoWeb DoMobile Андрей Козицин рассказал, каким вопросам заказчику не стоит уделять слишком много внимания, потому что их могут решить профессионалы.
За 10 лет работы в сфере разработки сайтов и мобильных приложений, после общения с сотнями заказчиков, у меня укоренилась мысль, что многие заказчики digital-агентств подходят к своим проектам «не с той стороны» — слишком много внимания уделяют второстепенным вопросам.
Сами придумывают дизайн и особенно логотипы и иконки
Как говорится, все россияне разбираются в политике, в воспитании детей и игре в футбол. А еще все поголовно профи в дизайне (табличка «сарказм»)! Поэтому у большинства входящих клиентов есть свое представление о дизайне будущего сервиса, правда, не всегда они могут передать его вербально.
Раньше мы разрабатывали корпоративные сайты: клиент предоставлял свой бренд-бук, фирменный стиль и прочее. Это понятно и логично, ведь сайт организации должен быть оформлен в общей стилистике. Но для приложения бизнеса, которого еще толком не существует, ничего придумывать не нужно! И вот почему:
- во-первых, на старте совершенно не важно, как будет выглядеть бизнес-приложение, это же не игра;
- во-вторых, дизайн не обязательно должен нравиться владельцу этого аппа, ведь оно создается под вкусы целевой аудитории.
Сами разрабатывают интерфейс приложений
Обожаю это «давайте сделаем простой минималистичный интерфейс, как у Букинга». Да, там нет ничего лишнего, но это результат тысяч А/В-тестирований и последующих усовершенствований. В эти исследования вложены миллионы долларов. Такие вещи нельзя сделать сразу. По мере роста проекта интерфейс мутирует, вносятся мелкие, но важные изменения, чаще всего это происходит незаметно для большинства пользователей. Нет никакого смысла бежать впереди паровоза и придумывать интерфейс для несуществующего бизнеса.
Первая версия приложения должна обеспечивать беспрепятственное прохождение одного единственного основного сценария. Как все будет выглядеть — не особо важно. Главное, чтобы посетители смогли выполнить целевое действие, а остальное со временем можно усовершенствовать.
Прогнозируют восприятие проекта будущими пользователями на основе только собственных ощущений
Пожалуй, самый частый сценарий зарождения стартапа — это когда человек испытывает какую-либо «боль» (проблему, потребность), сам находит решение, понимает, что таких людей много, и делится, попутно зарабатывая на этом. В каком-то смысле это идеальный сценарий, потому что создатель стартапа сам является потребителем и видит проект с противоположных сторон.
Но и такие проекты терпят крах из-за неспособности преодолеть «долину смерти». А все потому, что у разных пользователей оказывается совершенно разное восприятие «боли» и стоимости ее устранения. А чтобы проект превратился из безымянного стартапа в прибыльный бизнес, нужно много клиентов, очень много. Либо они должны быть готовы платить очень большие деньги продолжительное время, если самих клиентов не миллионы, а сотни.
О чем нужно думать
Проектировать бизнес-модель, а не приложение
Всегда в первую очередь нужно придумывать бизнес-модель, частью которой может являться мобильное приложение, сайт, чат-бот или что-то еще. Приложение и сам проект будут существовать только тогда, когда доходы превзойдут расходы. Все, абсолютно все, должно быть подчинено идее получения прибыли, за счет которой будет финансироваться развитие проекта. Исключение — это социальные инициативы и проекты Илона Маска.
Проверить гипотезы на максимальном количестве представителей ЦА
Можно сэкономить кучу времени и средств, если еще до старта проекта проверить его концепцию на достаточно большом количестве его потенциальных потребителей. Это значит, их должно быть больше десяти, и они не должны быть вашими знакомыми, которые скорее всего буду хвалить вашу идею, но никогда не заплатят за нее. Если самостоятельное исследование дало положительные результаты, то можно заказать настоящий маркетинговый анализ, чтобы собрать более подробную информацию.
Внимательно поискать аналоги
Очень маловероятно, что ваша «новая» идея на самом деле новая. Нужно хорошенько поискать похожие сервисы, особенно на англоязычных площадках. Не так важна история успешных проектов, ее все равно в точности не повторить. Перед стартом крайне важно знать истории похожих провалившихся продуктов. Вот их повторять точно не стоит, и такие знания — огромная ценность для вас.
Выводы
Если вы настоящий предприниматель, а не прожигатель родительского капитала, пожалуйста, думайте про бизнес. Мобильное приложение, его дизайн, UX и так далее разработают профессионалы на основе отраслевых стандартов и предпочтений потенциальной ЦА.