Меню

Обзор: Банки - 23.04.2007

Иван Артамонов первый вице-президент «Хоум Кредит энд Финанс Банк»Елена Бородинадиректор управления кредитования частных клиентов Сибирского банка Сбербанка РФМаксим Ковалевюрисконсульт «Кредитног

Новосибирцы поддались соблазнам жизни в кредит. За прошлой год жители области одолжили у банков более 140 млрд руб. Растет и объем просроченной задолженности. Банкам приходится совершенствовать процедуру отбора заемщиков, передавать информацию о них в кредитные бюро, а для взыскания долгов обращаться за помощью к коллекторским агентствам и службе судебных приставов.
Эксперты

Иван Артамонов
первый вице-президент «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
Елена Бородина
директор управления кредитования частных клиентов Сибирского банка Сбербанка РФ
Максим Ковалев
юрисконсульт «Кредитного
партнерства»
Марина Кокоулина
директор по розничному бизнесу Новосибирского филиала Альфа-Банка
Владимир Лях
координатор Ассоциации развития коллекторского бизнеса в СФО, совладелец компании «Восток-Инвест»
Олег Малый
руководитель розничного направления филиала «Новосибирский» Русского Банка Развития
Сергей Меньшиков
начальник отдела кредитования
физических лиц новосибирского филиала ТрансКредитБанка
Ирина Нечипоренко
руководитель отдела по связям
с общественностью Управления
Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области
Татьяна Пихтарева
менеджер проекта SIBbanks.ru
«Финансовой информационной службы»
Елизавета Тотунова
PR-директор компании «МИР»
Сергей Чайка
начальник отдела экономической защиты Новосибирского Муниципального банка

Сколько денег новосибирцы задолжали банкам? Как банки защищаются от плохих заемщиков?
Кто помогает банкам взыскивать долги?

Новосибирск, как и всю страну, охватил бум потребительского кредитования. Люди стремятся улучшить условия жизни и быстро привыкают к возможности пользоваться банковскими займами. В автосалонах, торгующих новыми иномарками, в кредит продается уже 20-45% автомобилей. На кредитные схемы приходится примерно треть продаж бытовой техники. Так, например, в новосибирских магазинах торговой сети «МИР» 27% покупок в денежном выражении совершаются в кредит. «Чаще всего в кредит покупают крупную бытовую технику, телевизоры, а также компьютерную и офисную технику»,  говорит PR-директор компании «МИР» Елизавета Тотунова.

Объем выданных населению кредитов растет быстрыми темпами. Каждый год он увеличивается примерно в два раза. К началу 2007 г. на одного жителя области (в ней проживает 2,7 млн человек) приходилось 14,3 тыс. руб., одолженных у банка. По сведениям Центрального Банка России (ЦБ РФ), на первое января 2007 г. ссудная задолженность по кредитам физическим лицам составляла 38,6 млрд руб. (за год она увеличилась в 2,2 раза или на 21,1 млрд руб.). Всего же за 2006 г. в Новосибирской области физическим лицам выдано кредитов на сумму 142,9 млрд руб.

В целом по стране просроченная задолженность, по информации ЦБ, увеличилась за 2006 г. в 2,5 раза и ее доля в общем объеме ссудной задолженности составляла к январю 2007 г. 2,6% (в Новосибирской области  2,7%). Координатор Ассоциации развития коллекторского бизнеса (АРКБ) на территории СФО Владимир Лях говорит, что, по экспертным оценкам, цифра просроченной кредитной задолженности в среднем по России несколько выше официальной (5-7%, а не 2,6%), а у отдельных банков достигает 20%: «Мировая практика показывает, что рост объемов выданных кредитов всегда сопровождается ростом невозвратов по ним». По сведениям директора управления кредитования частных клиентов Сибирского банка Сбербанка РФ Елены Бородиной, в Новосибирской области, как и в целом по стране, просроченная задолженность составляет в среднем по банкам 6-7%, у Сбербанка  0,6%. Просроченным, как она поясняет, считается кредит, платеж по которому задержан на 30 и более дней.

У специализирующихся на потребительском кредитовании банков неблагополучных заемщиков больше. Первый вице-президент «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (ХКФБ) Иван Артамонов говорит, что в ХКФБ на конец 2006 г. уровень просроченной задолженности по кредитам физическим лицам равнялся 14%. По его сведениям, примерно на таком уровне просроченная задолженность и у прочих банков, специализирующихся на экспресс-кредитовании. «Русский стандарт» (РС) на вопросы «ДК» не ответил. Но, как пишут «Ведомости», ссылаясь на оценку «Интерфакс-ЦЭА», проанализировавшего российскую отчетность РС, у этого банка на 1 января 2007 г. просроченная задолженность составляла 9%.

Банки, предоставляющие физлицам только крупные займы (ипотека, автокредит), утверждают, что у них дела обстоят куда благополучнее. Руководитель розничного направления филиала «Новосибирский» Русского Банка Развития (РБР) Олег Малый говорит, что уровень просроченной задолженности в филиале меньше 1%. В филиале ТрансКредитБанка (ТКБ), по словам начальника отдела кредитования физических лиц новосибирского филиала Сергея Меньшикова, доля просроченной задолженности по розничным кредитам составляет менее 0,1% от общего объема кредитного портфеля. «Несмотря на существенный рост объемов кредитования, это соотношение не меняется сколько-нибудь значительно, что является следствием индивидуального подхода в оценке надежности и платежеспособности заемщиков»,  доволен Меньшиков. Начальник отдела экономической защиты Новосибирского Муниципального банка (НМБ) Сергей Чайка называет уровень просроченной задолженности в НМБ «ничтожно малым»: за три последних года к разряду проблемных было отнесено всего три кредита.

Жадность заемщико побеждает их страх

Официальная статистика не дает точного ответа на вопрос, на что именно занимают новосибирцы. В приведенных ЦБ цифрах смешана информация как о потребительских кредитах (в том числе экспресс-кредитах, с легкостью выдаваемых в магазинах на покупку недорогой бытовой техники), так и о более дорогих автокредитах. Из общего объема ссудной задолженности можно вычленить лишь задолженность по ипотечным жилищным кредитам. По данным ЦБ, на территории области на первое января 2007 г. она составляла 7,15 млрд руб. (за год рост в 7,7 раза).

На рынке кредитования физических лиц традиционно лидирует Сбербанк (по данным самого банка, по итогам 2006 г.  его доля на рынке кредитования населения  37%), в сегменте экспресс-кредитования первые места у РС и ХКФБ.

По оценке РБР, потенциальные заемщики в Новосибирске и области  примерно треть населения. Многие из них еще не рискуют начинать жизнь в кредит. Директор по розничному бизнесу Новосибирского филиала Альфа-Банка Марина Кокоулина считает, что примерно 300 тыс. человек (около 50% жителей Новосибирска и области в возрасте 21-55 лет и с официальным доходом от 10 тыс. руб. в месяц) еще ни разу не пользовались кредитом.

В банках Новосибирска ставки по кредитам на неотложные нужды составляют 10-25% годовых, рассказывает Татьяна Пихтарева, менеджер проекта SIBbanks.ru «Финансовой информационной службы» (ФИС). По ее словам, такие кредиты выдаются максимум на пять лет.

Елена Бородина говорит, что рекламируемые ставки по потребительским кредитам зачастую отличаются от реальных: «Эффективная (с учетом различных комиссий) ставка по потребительским кредитам при заявленных 29% составляет 90-124%, по кредитным картам  при заявленных 28% годовых составляет почти 60% годовых, по автокредитованию не 13%, а 25%». По ее словам, разрыв между декларируемой и эффективной ставкой наиболее высок в сегменте экспресс-кредитования и при выдаче кредитных карт: «Некоторые банки умело скрывают реальные проценты за счет переплат, штрафов, комиссий и платежей, взимаемых за обналичивание денежных средств». С 1 июля 2007 г. по требованию Банка России банки обязаны будут сообщать заемщикам эффективную процентную ставку.

Оценить платежеспособность потенциального заемщика непросто

Юрисконсульт «Кредитного партнерства» Максим Ковалев одной из основных причин роста просроченной задолженности называет прогрессирующий рост потребительской активности населения, не соответствующий реальному уровню его доходов. Марина Кокоулина из Альфа-Банка считает, что виноваты низкая финансовая грамотность населения, высокий уровень мошенничества и несовершенство законодательной базы в области применения взысканий к недобросовестным заемщикам. «Уровень экономической грамотности значительной части новосибирцев продолжает оставаться чрезвычайно низким, поэтому люди зачастую переоценивают свои финансовые возможности. Особенно в условиях, когда на них давит массированная реклама, убеждающая, что получить тот или иной кредитный продукт не просто, а очень просто»,  добавляет Чайка из НМБ.

А Олег Малый из РБР основную причину росту просроченной задолженности видит в том, что многие банки в погоне за клиентом снижают требования: требуют минимальный пакет документов, решение о выдаче кредита принимается зачастую в течение часа, что не позволяет хорошо изучить потенциального заемщика и верно оценить кредитные риски: «В итоге все возможные потери от выдачи кредитов недобросовестным заемщикам закладываются в повышенную процентную ставку либо в комиссии по кредиту и таким образом переносятся на добросовестных клиентов».

Специализирующиеся на потребительском кредитовании банки используют скоринг (методику балльной оценки заемщика, позволяющую ускорить процедуру оценки его платежеспособности). «Скоринговая система имеет свои плюсы, в частности, позволяет оперативно производить оценку заемщика и принимать решение о предоставлении кредита»,  рассказывает Чайка. ХКФБ пользуется скоринговой системой собственной разработки. «Мы постоянно модернизируем ее с учетом меняющейся ситуации на рынке потребительского кредитования, накопленной статистики по клиентам, а также задач, которые перед собой ставит банк»,  поясняет Артамонов.

Банки, не специализирующиеся на потребкредитовании, скоринг не используют. «Как всякий шаблон, скоринг не позволяет получить максимально полную и достоверную информацию о клиенте. Поэтому даже самая качественная система скоринга не дает банкам гарантий возвратности заемных средств»,  говорит Чайка. Как объясняет Меньшиков из ТКБ, банки, тщательно анализирующие платежеспособность потенциальных клиентов, имеют возможность предложить заемщикам более низкие процентные ставки по кредитам, чем банки, использующие скоринговые системы, так как они несут меньшие риски невозврата кредитов.

Чтобы не ошибиться в выборе заемщика, РБР, как рассказывает Малый, в своей системе оценки учитывает многие факторы, начиная от уровня доходов, наличия собственности и заканчивая уровнем образования и послужным списком. Альфа-Банк не выдает кредиты тем, у кого официальная зарплата ниже 10 тыс. руб. в месяц, немного шансов получить заем у человека, допускавшего просрочки платежей по ранее полученным кредитам или имеющего пять неоплаченных штрафов ГИБДД. Артамонов говорит, что кредит в ХКФБ гарантированно не получит человек, который предоставил недостоверную информацию о себе. ТКБ с наибольшей вероятностью может отказать в кредите тем, кто имеет судимость, у кого нет постоянной регистрации на территории России, а также гражданам, доходы семьи которых ниже установленного в регионе прожиточного минимума, рассказывает Меньшиков.

Альфа-Банк, по словам Кокоулиной, применяет комплекс мер по предотвращению мошенничества, ненамеренной просрочки и повышению финансовой грамотности населения. Она считает, что бороться с ненамеренной просрочкой платежей банку помогает практика напоминаний SMS-сообщением и телефонным звонком о следующей дате погашения кредита: «Дистанционные каналы погашения кредитов тоже очень важны. Довольно часто просрочка может возникать буквально из-за одного дня  клиент элементарно не успел заехать в банк. Поэтому у клиента должна быть возможность погасить кредит через интернет, «Альфа-мобайл» (услуга, позволяющая переводить деньги на счет с помощью мобильного телефона.  Ред.), через банкоматы с функцией cash-in».

Механизмы защиты от недобросовестности заемщиков используют и не банковские структуры. Например, отсутствие невозвратов у некоммерческой организации «Кредитное партнерство», по словам ее юрисконсульта Максима Ковалева, объясняется наличием резервного фонда для покрытия непредвиденных расходов кооператива: «Кроме того, о каждом претенденте-заемщике наши специалисты собирают информацию как финансового, так и личностного плана». По его словам, тому, кто обращается за займом впервые, без залога предоставляется не более 15 тыс. руб.

Если заемщик все же оказался недобросовестным, банк может попытаться взыскать задолженность через суд. Но, как показывает практика, эффективность судебного механизма взыскания задолженности не велика. Большая часть исполнительных листов возвращается взыскателям с актом о невозможности взыскания. В 2006 г. Управлению Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по Новосибирской области удалось взыскать с 225 должников по кредитам примерно 10 млн руб., в то время как исполнительных листов служба приставов получила 3500 на сумму около 660 млн руб., рассказала руководитель отдела по связям с общественностью УФССП Ирина Нечипоренко.

Бюро кредитных истори накопили информациюо 18 млн заемщиков

Помощь в предотвращении невозвратов призваны оказывать бюро кредитных историй (БКИ), в которые банки могут передавать информацию о заемщиках (но только с согласия последних). БКИ в России, по данным ФСФР, уже 23. Работает и Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) при ЦБ, позволяющий узнать, в каком именно БКИ находится информация о конкретном заемщике. Всего в России, по сведениям ЦБ, сейчас насчитывается 18 млн кредитных историй. Примерно 92% информации в ЦККИ поставили четыре БКИ  «Глобал Пейментс Кредит Сервисиз», Национальное бюро кредитных историй, бюро кредитных историй «Инфокредит» и БКИ «Экспириан-Интерфакс».

Опрошенные «ДК» банки оставили без ответа вопрос о том, в какие БКИ они передают информацию о заемщиках. Лишь НМБ сообщил, что заключил договор об агентском информационном обслуживании с Национальным бюро кредитных историй. «В экономически развитых странах БКИ, как коллективная система управления рисками, действуют давно и уже доказали свою эффективность. Если система в полную силу заработает и в России, она упорядочит кредитную деятельность банков, сделает ее менее рискованной и более оперативной, снизит издержки на проверки надежности заемщиков. Но, безусловно, должно пройти время, прежде чем работа кредитных бюро станет привычной как для клиентов, так и для самих банков, и будет восприниматься как нормальный финансовый инструмент, принятый в цивилизованном мире»,  рассуждает Сергей Чайка.

Коллекторские агентств новосибирским банкампока не нужны

В России уже более 40 коллекторских агентств (компании, специализирующиеся на «выбивании» просроченных долгов), 24 из них объединились в Ассоциацию развития коллекторского бизнеса (АРКБ). По словам Владимира Ляха, в Новосибирске членом АРКБ пока стало только агентство «ВоИн»  структурное подразделение компании «Восток-Инвест». Еще три компании высказали намерение вступить в АРКБ, говорит Лях, но их названия он не раскрывает. «ВоИн» приступил к работе в 2006 г. По словам Лях, за это время «ВоИн» заключил договоры о взыскании задолженности с тремя банками. Назвать банки-клиенты Лях отказался.

Из опрошенных банков большинство еще не пользуются услугами коллекторов. «У нас просто нет портфеля просроченных кредитов в тех объемах, которые требовали бы привлечения в качестве аутсорсеров такого рода организаций. И мы не видим в Новосибирске в настоящее время действительно профессионально работающих коллекторских агентств. Причем работать они должны не с одним-двумя «жирными» неплательщиками, а со всем массивом задолженности кредитных организаций»,  объясняет Чайка из НМБ.

А вот ХКФБ, как рассказывает Артамонов, для улучшения качества своего кредитного портфеля пользуется услугами коллекторских агентств. В 2006 г. ХКФБ провел первый в России открытый тендер по продаже просроченной задолженности. Банку удалось продать портфель просроченных кредитов объемом 2,9 млрд руб., сообщает пресс-служба ХКФБ. Названия покупателей и условия сделки банк не разглашает.

Как поясняет Лях, есть две схемы работы с коллекторскими агентствами: договор цессии (агентство выкупает проблемную задолженность) и аутсорсинга (агентство работает за комиссию). По его словам, пока в Новосибирске, как и в целом в России, используется преимущественно аутсорсинг: «В зависимости от сложности кредитного портфеля вознаграждение составляет 20-30% от суммы кредита».

статистика

Объемы кредитов, полученных заемщиками
Новосибирской области за 2006 г.

Юридические лица, 250 млрд руб. [62,7%]

Физические лица, 142,9 млрд руб. [35,8%]

Индивидуальные
предприниматели, 6 млрд руб. [1,5%]


Всего: 398,9 мрлд руб.

детали
Задолженность по ипотечным жилищным кредитам, млрд руб.

  01.01.2006 01.01.2007 ТЕМП РОСТА
РОССИЯ 52,8 233,9 В 4,4 РАЗА
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 5,6 33,3 В 6,0 РАЗ
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ 0,93 7,15 В 7,7 РАЗА

цифры
Задолженностьв цифрах
10 млн руб. удалось взыскать с должников по кредитам службе судебных приставов в 2006 г. Исполнительные листы были выданы на сумму 660 млн руб.

14,3 тыс. руб. в пересчете на одного человека должны банкам жители Новосибирской области.

2,2 раза  таким за 2006 г. был рост ссудной задолженности по кредитам физическим лицам в Новосибирской области.