Меню

Обзор ДК: Центры бизнес-образования

Анна Власова директор центра бизнес-мастерства «Харизма» Михаил Гольдберг гендиректор центра делового обучения «Сфера» Константин Дергалев гендиректор финансовой компании «Кредитное Партнерство

Ужесточение конкуренции на рынке бизнес-образования в Новосибирске подтолкнуло ряд компаний к специализации. Зарабатывают местные обучающие центры в основном на обслуживании корпоративных клиентов. А они все чаще хотят, чтобы в программе была учтена специфика предприятия.эксперты

Анна Власова
директор центра бизнес-мастерства «Харизма»
Михаил Гольдберг
гендиректор центра делового обучения «Сфера»
Константин Дергалев
гендиректор финансовой компании «Кредитное Партнерство»
Владимир Кизь
управляющий партнер группы компаний «Баланс»
Светлана Лапина
гендиректор консалтинговой компании «Мак»
Мария Мамонтова
директор тренинг-центра Марии Мамонтовой
Лев Миникес
директор «Консалтингового агентства Льва Миникеса»
Анна Мокшанцева
директор компании «Ликор»
Светлана Павлова
директор компании «Финансово-правовой центр»
Елена Ходырева
исполнительный директор агентства «Ход конем» 

Почему среди центров бизнес-образования усиливается специализация? Выгодно ли обучающему центру иметь штатных преподавателей?
Почему компании предпочитают корпоративные семинары?

Курсы, семинары и тренинги, на которых можно пройти бизнес-обучение, в Новосибирске за год посещают около 40 тыс. человек, говорит гендиректор центра «Сфера» Михаил Гольдберг. Услуги бизнес-обучения в городе оказывают более 130 организаций, от консалтинговых компаний до кадровых агентств. Компаний, для которых бизнес-образование — это основной бизнес, не больше пятнадцати, полагает управляющий партнер группы компаний «Баланс» Владимир Кизь. Но эти пятнадцать организаций контролируют 60-70% рынка, считает директор центра бизнес-мастерства «Харизма» Анна Власова. По оценке директора компании «Ликор» Анны Мокшанцевой, его объем в 2007 г. составит около 1 млрд руб.

По ее словам, спрос на бизнес-образование растет, о чем свидетельствует рост числа проводимых мероприятий и их стоимости: «За год цены увеличились в среднем примерно на 20%». В среднем по городу стоимость обучения на краткосрочном (до трех дней) семинаре — 10-20 тыс. руб., говорит Владимир Кизь.

Автограф бизнес-тренера помогает устроиться на работу

Высокие цены на бизнес-обучение не отпугивают тех, кто хочет добиться карьерного роста. Как рассказывает Владимир Кизь, около 15% слушателей «Баланса» учатся за свои деньги: «Как правило, это те, кто планирует менять работу. Им нужны новые знания, новый диплом. Курс обучения повышает их стоимость на рынке труда». И в других опрошенных «ДК» учебных центрах от 5 до 15% слушателей обучаются за свой счет. По наблюдениям Льва Миникеса, директора «Консалтингового агентства Льва Миникеса», в основном это предприниматели (собственники) и менеджеры среднего звена. «Таких людей становится все больше. Мы их поощряем: даем скидки, предоставляем возможность оплаты в рассрочку», — говорит Анна Власова.

По окончании курсов слушатели, как правило, получают сертификаты о получении дополнительного образования. Такой документ — большой плюс при новом трудоустройстве, полагает Власова. Одной из наших слушательниц помог устроиться на работу главным бухгалтером в одну из крупных компаний автограф известного московского бизнес-тренера Светланы Смирновой на ее книге, рассказывает директор «Финансово-правового центра» Светлана Павлова: «На собеседовании она рассказывала о том, что получает дополнительное образование и в подтверждение показала книгу с автографом».

«Конечно, учиться хотят не все. Потенциальные клиенты иногда заявляют: «Нам не надо никакой учебы». Но большинство все же стремится к новым знаниям, просто у кого-то не хватает времени, а у кого-то денег», — рассказывает Владимир Кизь. «Мы часто слышим от бухгалтеров, что они очень хотят учиться, но директор не выделяет денег на оплату курсов», — добавляет Светлана Павлова. Перегруженность работой, по ее словам, — тоже серьезное препятствие на пути в учебную аудиторию: «Не стоит и пытаться проводить семинары для главных бухгалтеров в марте-апреле, когда предприятия сдают отчеты в налоговую инспекцию».

Выжить на рынке помогает специализация

«В последнее время я сконцентрировался на наиболее интересном мне обучении управленцев и почти полностью исключил из своего «ассортимента» тренинги по искусству продаж», — рассказывает Лев Миникес. По его словам, подготовкой менеджеров по продажам предприятия все чаще занимаются самостоятельно, силами собственных менеджеров или вводя в свой штат внутренних тренеров. На обучении управленцев намерена специализироваться и «Ликор», говорит Анна Мокшанцева. Руководители предприятий составляют уже 60% слушателей этой обучающей компании.

Уже три года как ограничил сферу своих интересов в бизнес-образовании обучением финансистов «Баланс». Владимир Кизь объясняет это ужесточением конкуренции: «У слушателей все большим спросом пользуются те курсы, на которых можно получить глубокие знания по узким темам. Чтобы выжить на рынке, обучающей компании надо специализироваться». Как рассказывает гендиректор консалтинговой компании «Мак» Светлана Лапина, среди наиболее востребованных сейчас у финансистов темы, связанные с обучением международным стандартам финансовой отчетности и с выпуском облигационных займов. Кизь считает, что сужают сферу своих интересов и другие обучающие компании. «Мы перестали проводить семинары для управленцев и менеджеров по продажам. Решили работать только с профильной аудиторией — бухгалтерами», — говорит Светлана Павлова. В качестве примера специализированных компаний Мария Мамонтова, директор тренинг-центра Марии Мамонтовой, называет «Академию риэлторского мастерства», «Болдырев и Поляков» (работа с персоналом), «Лошков и партнеры» (консультирование малого бизнеса).

«Финансы, логистика — это очень специфические темы. «Харизма» к ним почти не обращается потому, что мы не чувствуем себя компетентными в выборе программ и преподавателей. У нас есть лишь небольшой блок, посвященный финансам, в рамках тренингов для топ-менеджеров», — объясняет Анна Власова. Не занимается обучением финансистов и «Ликор».

А вот «Сфера» стремится быть универсальной компанией с широким ассортиментом обучающих программ. «Нельзя сказать, что узкоспециализированный центр обучает лучше, чем универсальный, поскольку и там, и там нередко работают одни и те же преподаватели», — рассуждает Гольдберг. У «Сферы» есть, например, курсы подготовки финансовых менеджеров и семинары на финансовые темы: «На такие курсы принимаем только тех, у кого есть высшее экономическое образование, либо главных бухгалтеров», — говорит Гольдберг.

Анна Власова считает, что специализация среди центров бизнес-образования будет углубляться. Она ожидает увеличения интереса топ-менеджеров к открытым семинарам, на которых обучают развитию лидерских качеств, управлению потенциалом сотрудников и созданию корпоративной культуры. Владимир Кизь предвидит увеличение спроса на программы по обучению финансистов: «Все больше компаний будет стремиться к переходу на международные стандарты финансовой отчетности». По его мнению, может увеличиться спрос на программы, обучающие организации бизнес-процессов: «Компании растут, а руководителям многих из них не хватает знаний по выстраиванию организационной структуры, по бюджетированию».

Квалифицированные преподаватели в дефиците

Все опрошенные «ДК» участники рынка говорят о дефиците квалифицированных преподавателей в сфере бизнес-обучения в Новосибирске. «Хорошим специалистом в бизнес-обучении может стать лишь тот, кто сам занимается бизнесом или работает по специальности, связанной с преподаванием. А если это просто преподаватель вуза, то он может лишь дать представление о профессии, но не научить ей», — объясняет Гольдберг. По словам Анны Власовой, специалисты, хорошо представляющие суть бизнеса и при этом владеющие приемами обучения взрослых, — большая редкость.

В штате «Харизмы» десять преподавателей. Власова говорит, что все они загружены работой на два-три месяца вперед и поэтому компания намерена принять на работу еще двух бизнес-тренеров. «Ликор» планирует до конца 2007 г. расширить штат с шести до семи преподавателей, «Баланс» — с трех до пяти. Компании с штатными преподавателями проще реализовать долгосрочные программы обучения, контролировать качество преподавания, считает Анна Мокшанцева. Гольдберг с этим не согласен: «Отсутствие штатных преподавателей не мешает нам проводить долгосрочные курсы». Ежемесячно со «Сферой» сотрудничают 40-50 преподавателей. Большую часть своего времени они отдают работе по той специальности, которой обучают. «Те, в ком мы заинтересованы, в штат и не пойдут. Они гораздо лучше себя чувствуют и больше зарабатывают, оставаясь независимыми», — уверен Миникес.

По сведениям Гольдберга, в Новосибирске оплата привлеченного преподавателя на курсах — 150-350 руб. в час, на тренингах — 1-1,5 тыс. руб. в час. Московский бизнес-тренер, выступая в Сибири, заработает в несколько раз больше. По словам Власовой, стандартный гонорар московских тренеров — $2-3 тыс. в день, и по сравнению с 2006 г. ставки выросли примерно на 50%: «На бизнес-тренеров высокого класса очень большой спрос, и они пытаются ограничить его ценой».

Предприниматели редко идут в преподаватели

«Слушатели хотят получить как можно больше примеров из практики, и поэтому для них очень интересны преподаватели из числа предпринимателей или топ-менеджеров», — отмечает Кизь, нашедший такого человека. Скоро курс управленческого учета в «Балансе» будет читать финансовый директор крупного сибирского холдинга. Имя преподавателя и название холдинга Кизь держит в тайне.

«Практики часто выступают с короткими докладами на конференциях, но мало кто из них готов самостоятельно вести семинары и тренинги. Хотя иногда люди уходят из бизнеса на преподавательскую работу. Например, преподаватели «Харизмы» Людмила Макшанова и Валерий Травков — в прошлом владельцы бизнеса», — делится Власова. Бизнесменов, имеющих склонность к преподаванию, можно пересчитать по пальцам, полагает Гольдберг.

«Успешный топ-менеджер может стать хорошим бизнес-тренером. А вот наоборот бывает гораздо реже, — говорит Мария Мамонтова. — Дело в неготовности к переходу от независимости к достаточно жесткой схеме работы в компании». «Если топ-менеджер получит знания и навыки по созданию обучающих программ и планированию обучения, определенные коммуникативные навыки и навыки управления группой, то он может стать бизнес-тренером, — соглашается Светлана Лапина. — Можно сказать, что это этап личностного роста топ-менеджера». По ее словам, таких примеров много. А вот ситуацию, в которой бизнес-тренер может стать топ-менеджером, она считает маловероятной.

Топ-менеджеры выбирают столичных бизнес-тренеров

«Слушатели больше доверяют московским бизнес-тренерам. И, действительно, их профессиональный уровень, как правило, выше, чем у большинства новосибирских тренеров», — говорит Кизь. По словам Льва Миникеса, среди руководителей новосибирских центров бизнес-образования сложилось мнение, что слушатели охотнее идут на открытые семинары и курсы, проводимые приезжими преподавателями. «Московскими и зарубежными бизнес-тренерами интересуются в основном топ-менеджеры. При этом своих подчиненных они отправляют к местным тренерам, поскольку у них обучение дешевле, хотя не менее практично», — говорит Гольдберг. По его словам, в «Сфере» 80% тем «закрывают» новосибирские преподаватели и тренеры. Штатные преподаватели «Харизмы» проводят в 5-6 раз больше мероприятий, чем бизнес-тренеры, приглашенные копанией из других городов. «Приглашенные ведут в основном открытые программы, свои — корпоративные», — рассказывает Власова. По ее словам, столичные тренеры стремятся в Новосибирск: «Из Москвы поступает очень много предложений о сотрудничестве. Чтобы не ошибиться в выборе, мы собираем отзывы клиентов о новых для нас тренерах, анализируем их программы, присутствуем на их тренингах». «Понять, подходит ли нам преподаватель, можно только на основе личного общения», — говорит Миникес.

«Харизма» стремится заключать с приезжими тренерами договоры об эксклюзивных отношениях. «Мы очень много денег вкладываем в то, чтобы с помощью публикаций в СМИ сделать этого человека известным в городе, и не хотим, чтобы результатами наших усилий пользовался кто-то другой», — объясняет Власова. Она уверяет, что большинство тренеров на эксклюзив соглашаются.

Задачи корпоративных тренингов меняются

Светлана Павлова отмечает рост спроса на корпоративные программы. По ее мнению, он будет увеличиваться и дальше: «Конкуренция заставляет предприятия уделять все больше внимания развитию персонала». «Корпоративные программы, как правило, нацелены на отработку навыков, поэтому они чаще проходят в виде тренингов», — говорит Елена Ходырева, исполнительный директор агентства «Ход конем». Структура заказов на корпоративные программы меняется, объясняет она: «Базовые тренинги для рядового персонала крупные компании проводят собственными силами». По словам Гольдберга, штатные тренеры есть уже практически у всех торговых сетей, банков и страховых компаний, однако они в состоянии закрывать только базовые темы, обычно — продажи. Кизь ожидает, что спрос на корпоративные программы будет расти, поскольку компании развиваются, и многие выходят на такой уровень, когда обучать нужно не одного-двух, а около десяти сотрудников.

«Ход конем» примерно половину доходов получает от корпоративных программ, «Харизма» — больше половины. Доходы корпоративных программ более стабильны, говорит Ходырева: «А открытые программы — это сплошной риск: заинтересует ли тема, удачное ли выбрано время. С другой стороны, открытые семинары — это имидж компании. В том числе в глазах потенциальных корпоративных клиентов».

А вот спрос на базовые курсы упал. «Многие компании пресытились бесконечными «техниками активных, пассивных и прочих продаж» и «школами кого угодно», — констатирует Мария Мамонтова. Тренинги все чаще создаются под заказ, с учетом специфики конкретного предприятия. Как рассказывает Мокшанцева, в «Ликоре» над конкретизацией курса работает весь преподавательский коллектив компании. «Внешних тренеров привлекают в случаях, когда задача усложняется (например, надо в одном тренинге совместить командопостроение и обучение особенностям продаж определенного продукта)», — говорит Ходырева.

Лев Миникес считает, что корпоративные тренинги для рядового персонала помогают в первую очередь добиться «культурного» эффекта (сплочение коллектива, разъяснение приоритетов в деятельности компании и ожиданий руководства). «Если же цель — повышение профессионализма, то обучать «сразу весь отдел» — неэффективно. Нужно выделять «звезд» и вкладывать деньги в них», — говорит Миникес.

мнение
Нам пришлось самим разработать учебную программу
Константин Дергалев гендиректор финансовой компании «Кредитное Партнерство».
Немногие начинающие компании могут предложить конкурентоспособную зарплату и поэтому, как правило, набирают людей без опыта работы. Мы не были исключением и понимали, что сотрудников придется обучать, но, к сожалению, необходимую учебную программу не смог предложить ни один учебный центр, и мы разработали ее сами. Реализовать ее помогли преподаватели-теоретики четырех «бизнес-школ» и управляющие двух банков, которые провели для наших сотрудников семинары.
Позже отправляли сотрудников в специализированные учебные центры и убедились, что работа их преподавателей зачастую сводится к перечитыванию учебников по базовым экономическим концепциям. Отдача на инвестиции в такие формы повышения IQ сотрудников очень низкая. Гораздо больше пользы, на мой взгляд, от авторских программ, по которым мы и предпочитаем обучать топ-менеджеров.
Я лично предпочитаю иностранные образовательные программы российским. В 2006 г. прошел обучение в Лондонской школе бизнеса (LBS), неоднократно принимал участие в эксклюзивных бизнес- тренингах для менеджеров высшего звена, которые традиционно проходят в Лондонском институте директоров. Участие в таких проектах позволяет установить контакты и обменяться опытом с иностранными партнерами, диверсифицировать деятельность, интегрироваться в мировое бизнес-сообщество.

статистика
«Сфера» и «Харизма» лидируют
Курсы в 2006 г.
«Сфера» [60%]
«Сибирский бизнес-центр» [15%]
«Морозовский проект» [10%]
Остальные [15%]
Тренинги и семинары в 2006 г.
«Харизма» [30%]
«Самолов и Самолова» [15%]
«Сфера» [10%]
Остальные [45%]