Меню

Обзор ДК: Строительный ритейл

ЭкпертыДмитрий Гавриловдиректор по развитию компании «Бауцентр Рус»Сергей Дьячковуправляющий партнер компании DSO ConsultingДмитрий Клепиковдиректор сети гипермаркетов «Перестройка»Владислав Коч

Быстрорастущий новосибирский рынок отделочных материалов привлекает крупных российских и международных операторов. В ответ местные игроки начинают экспансию в соседние регионы. В борьбе за покупателя ритейлоры расширяют ассортимент и увеличивают площади магазинов.
Экперты
Дмитрий Гаврилов
директор по развитию компании «Бауцентр Рус»
Сергей Дьячков
управляющий партнер компании
DSO Consulting
Дмитрий Клепиков
директор сети гипермаркетов «Перестройка»
Владислав Кочетков
аналитик ИК «Финам»
Тимофей Кулигин
генеральный директор компании «Домоцентр»
Евгений Сиренко
директор по развитию компании «Сибирский гигант»
Екатерина Цуканова
руководитель отдела маркетинга ТВК «Большая Медведица»
 
Что подталкивает торговцев увеличивать площади магазинов отделочных материалов?
Кто потеснит «Домоцентр» на местном рынке?
Как торговцы отделочными материалами расширяют ассортимент товаров?

Игроки расходятся в оценке объемов новосибирского рынка отделочных материалов. Директор сети «Перестройка» (пять магазинов в Новосибирске) Дмитрий Клепиков считает, что в 2006 г. горожане потратили на отделочные материалы 2 млрд руб. Он полагает, что в 2007 г. объем рынка увеличится на 15% до 2,3 млрд руб. Более оптимистичен в прогнозах управляющий партнер компании DSO Consulting Сергей Дьячков. Он ожидает, что в 2007г. рынок вырастет примерно на 30% (с 2,2 млрд руб. до 2,8-2,9 млрд руб.). А вот генеральный директор компании «Домоцентр» Тимофей Кулигин утверждает, что рынок достиг этого уровня еще в 2006 г. и к концу 2007 г. он увеличится до 3,2-3,4 млрд руб.

В целом объем российского рынка DIY (от англ. do it yourself – «сделай сам») в 2006 г., по данным инвестиционной компании «Финам», составил около $8 млрд, что на 20% больше уровня 2005 г. Аналитик «Финама» Владислав Кочетков говорит, что в 2007 г. российский рынок DIY увеличится на 20-25%.

Свою рыночную долю в общем объеме продаж отделочных материалов в Новосибирске «Домоцентр» оценивает в 30-35%, на другие крупные сети приходится еще 25-30%. «Оставшиеся 40% делят небольшие магазины, рынки и предприятия оптовой торговли, которые реализуют свои товары конечным потребителям через отделочников», – объясняет Тимофей Кулигин.

Магазины расширяют площади

Крупнейший в городе торгово-выставочный комплекс (ТВК) «Большая Медведица» площадью 92,7 тыс. кв. м, специализирующийся на продаже отделочных материалов, товаров для дома, мебели и бытовой техники, строит в Новосибирске предприниматель Андрей Алексеев*. Первая очередь (46,2 тыс. кв. м) открылась в марте 2007 г. Руководитель отдела маркетинга ТВК Екатерина Цуканова говорит, что 50% площади (23 тыс. кв. м) занимают магазины по продаже строительных и отделочных материалов. «Сегодня покупатель ориентируется на магазины больших форматов, в которых представлен максимальный спектр и ассортимент товаров и где можно сделать необходимые покупки, потратив минимум времени», – рассуждает Цуканова. По ее словам, ежедневно в будни ТВК посещают 4000-5000 человек, а в выходные – 6000-8000 человек.

Цуканова рассчитывает, что к концу 2007 г. «Большая Медведица» займет около 30% рынка отделочных материалов Новосибирска.

Конкуренты сомневаются в реальности этих планов. «Занять такую долю одним магазином невозможно», – уверен Клепиков. «Большая Медведица» сможет занять не более 10% рынка, – полагает Дьячков. – Магазин расположен в трех километрах от площади Калинина, но ужасная дорога на этом отрезке способна отпугнуть самых лояльных покупателей».

По словам Клепикова, компания «Феникс К» (владеет сетью «Перестройка») разместила в «Большой Медведице» салон каминов и выставочный зал оптового подразделения по продаже напольных покрытий и керамогранита. Первые месяцы торговли в ТВК не оправдали ожиданий: «В выходные дни благодаря проводимым акциям и розыгрышам поток посетителей большой, но в основном они приезжают посмотреть, а покупок не совершают. В будние дни в «Большой Медведице» покупателей практически нет», – утверждает Клепиков.

Вторым по площади магазином отделочных материалов в городе может стать гипермаркет «Домоцентр» на дамбе Димитровского моста. Его открытие намечено на конец 2007 г. – начало 2008 г. По словам Кулигина, в новом магазине площадью 11,6 тыс. кв. м будет представлено свыше 60 тыс. наименований товаров (в том числе – смежные группы: товары для активного отдыха, для дома и интерьера, сада и огорода, комнатные декоративные растения и т. п.).

Дорогая аренда подвигает DIY-операторов на строительство

Девелоперы пока не заинтересованы в привлечении в строящиеся торговые центры DIY-операторов, поскольку те ориентированы на низкие ставки аренды, в разы меньше, чем магазины одежды или обуви, делится наблюдениями Дьячков. Но он уверен, что с насыщением рынка торговой недвижимости торговцы отделочными материалами появятся в крупных ТРЦ: «Такие «якорные» арендаторы будут востребованы в удаленных районах. Например, в центрах, строительство которых запланировано в микрорайоне «Родники», на Мочищенском шоссе и на территории завода имени Кузьмина».

Холдинг «Сибирский гигант» планирует построить ТРЦ на Мочищенском шоссе и, по словам директора по развитию компании Евгения Сиренко, уже ведет переговоры с несколькими DIY-операторами о соинвестировании строительства. «Мы заинтересованы в DIY-сетях, так они могут привлечь большое число покупателей в ТРЦ», – говорит Сиренко.

У компании «Феникс К» магазины размещаются как в собственных, так и в арендуемых помещениях. По словам Дмитрия Клепикова, аренда предпочтительнее тем, что обеспечивает более быструю оборачиваемость средств. У «Домоцентра» не более 15% торговых площадей находятся в арендованных помещениях. «Ставки аренды в ТЦ чересчур высоки для DIY-операторов, – говорит Кулигин. – Поэтому мы вынуждены строить сами». Целесообразнее строить собственные помещения, считает и директор по развитию «Бауцентр Рус» (сеть магазинов «Бауцентр») Дмитрий Гаврилов: «Помещения для DIY-магазинов должны иметь площадки для разгрузки ежедневно от 3 до 6 еврофур, удобный для покупателей выход на парковку. Обычно покупки для ремонта тяжелые и объемные. Иногда их необходимо загрузить в большой грузовик, для этого требуется погрузчик, поэтому уровень пола и парковки должны быть на одном уровне. Кроме того, планировка здания должна позволять погрузчикам подъезжать к стеллажам. Этим условиям соответствуют немногие ТРЦ».

Новосибирским рынком заинтересовались экспаты

Новосибирский рынок отделочных материалов динамично растет, но пока остается ненасыщенным. Это привлекает иногородние компании. Калининградский «Бауцентр Рус» нацелился на Омск и Новосибирск. По словам Гаврилова, компания планирует в 2008-2009 гг. открыть два магазина отделочных материалов в Новосибирске площадью 17 тыс. кв. м каждый. Он отказался назвать месторасположение будущих магазинов и планируемые сроки начала строительства. По словам Гаврилова, стандартный ассортимент магазина «Бауцентр» – 27 тыс. наименований. За три года работы своих магазинов «Бауцентр» намерен занять в Новосибирске 10% рынка.

Кемеровская компания «Стройкомплект» стала одним из крупнейших арендаторов «Большой Медведицы», открыв в ней магазин «Большой ремонт» (общая площадь 4,5 тыс. кв. м). В апреле 2007 г. объявила о намерении открыть в Новосибирске гипермаркет управляющая сетью «Санта-Хаус» петербургская компания «Лавента». В планах «Лавенты» – открыть в 2008-2009 гг. в Сибири 6-10 магазинов, в том числе в Новосибирске. В поисках площадки пребывает с 2004 г. московская сеть «Старик Хоттабыч». Французская сеть по продаже отделочных материалов Leroy Merlin (управляет тремя магазинами в Москве) осенью откроет магазин (площадью 9-15 тыс. кв. м) в строящемся шведской компанией IKEA торговом центре «Мега».

Приход крупных международных и российских торговых сетей изменит структуру местного рынка. Первыми пострадают одиночные магазины и рынки, считают эксперты. Кулигин и Клепиков чувствуют себя спокойно: они уверены, что и «Домоцентру», и «Перестройке» удастся сохранить свои рыночные доли. Дьячков рекомендует нынешним лидерам не расслабляться: «В ближайшие два-три года на рынке отделочных материалов развернется острая конкурентная борьба. В этот период рыночная доля «Домоцентра» существенно не изменится, но сохранить ее компания сможет лишь за счет ввода новых объектов, в том числе строящегося магазина на дамбе Димитровского моста».

Дьячков считает, что Leroy Merlin может оказаться очень сильным конкурентом новосибирскому «Домоцентру» в основном благодаря удачному размещению: «Открытие такого крупного ТРЦ как «Мега» – событие для новосибирского рынка, которое приведет к перераспределению покупательских потоков. Приезжая в «Мегу», люди будут включать в комплекс покупок и отделочные материалы».

«Домоцентр» и «Большая Медведица» атакуют регионы

Местные игроки готовятся к ответному ходу. В июне 2007 г. «Домоцентр» планирует по открытой подписке разместить на ММВБ трехлетний облигационный заем на 1 млрд руб. Привлеченные средства компания направит на реализацию программы развития. Она предусматривает в течение трех лет ежегодное увеличение товарооборота не менее чем на 30%, в основном за счет экспансии в соседние регионы. В ближайшие два года компания планирует открыть магазины в Омске, Красноярске и Иркутске, а затем двинется в города Урала и европейской части страны. К 2009 г. «Домоцентр» намерен увеличить свою долю на российском рынке с нынешнего 1% до 3,5%, а в Сибири – с 10% до 30%.  

детали
Какими бывают магазины отделочных материалов
Форматы торговли в ГК «Домоцентр»:
Магазин районного значения – площадь – 300-2000 кв. м, ассортимент – около 5000 наименований.
Специализированный магазин – площадь – 500-1500 кв. м.
Cash&Carry рассчитан на мелкооптовых покупателей и ремонтные бригады. Площадь – около 1700 кв. м, ассортимент – примерно 3000 наименований .
Супермаркет – магазин городского значения, площадь – 4000-10 000 кв. м, ассортимент – 25 тыс. наименований.
Гипермаркет – площадь более 10 тыс. кв. м, ассортимент – свыше 60 тыс. наименований.

* - выполняет функции иностранного агента