Меню

Обзор: Фитнес-центры - 03.12.2007

эксперты Елена Баранова директор сети фитнес-клубов «Ремикс» Анна Гаврилова менеджер по развитию сети фитнес-центров «ФитнесХаус» Елена Ермолаева директор компании RID Analytics Ольга Задорожная ди

Новосибирский рынок фитнес-услуг растет на 25% ежегодно. Пока федеральные операторы присматриваются к региональному рынку, местные фитнес-центры торопятся приручить корпоративных клиентов. Инвесторы обратили внимание на свободную нишу — строительство клубов в спальных районах города для семейного занятия спортом.

эксперты
Елена Баранова
директор сети фитнес-клубов «Ремикс»
Анна Гаврилова
менеджер по развитию сети фитнес-центров «ФитнесХаус»
Елена Ермолаева
директор компании RID Analytics
Ольга Задорожная
директор по развитию фитнес-клуба «Европа»
Наталья Ивлева
директор сети фитнес-клубов «5 элементов»
Екатерина Кошелева
директор спортивного клуба «Колумб»
Александр Круглов
директор компании «Фитнес Проект»
Ольга Кылосова
главный инженер управляющей компании «Энергетик»
Ксения Моисеева
директор ООО «Экстрим Стиль»
Галина Панкрашина
директор спортивно-оздоровительного центра «Фитнес-Драйв»
Алексей Потапов
заместитель директора спортивно- оздоровительного центра «Иммер»

Чем заманивают клубы корпоративных клиентов? Насколько освоен новосибирский рынок фитнес-услуг?
Что препятствует приходу федеральных игроков?
Cегодня в Новосибирске работает около 100 фитнес-клубов, в том числе сетевые: «Ремикс» (пять филиалов), «ФитнесХаус» (3 фитнес-центра и тренажерный зал), Extreme Fitness (2 фитнес-клуба) и клуб «Европа» (2 филиала). На начало 2008 г. запланировано открытие второго фитнес-центра «5 элементов». По словам заместителя директора спортивно-оздоровительного центра «Иммер» Алексея Потапова, средняя стоимость месячной клубной карты в городе составляет три тыс. руб., годового абонемента — 20-24 тыс. руб. С оценками Потапова соглашается директор сети фитнес-клубов «Ремикс» Елена БарановА. Ольга Задорожная, директор по развитию фитнес-клуба «Европа», указывает на то, что еще 2-3 года назад наиболее динамично развивались премиальный и массовый сегменты, но сегодня все больше фитнес-центров открывается в сегменте среднего класса. «Доходы населения растут, как и повышается уровень спортивной культуры», — рассуждает директор спортивно-оздоровительного центра «Фитнес-Драйв» Галина Панкрашина. «В первый месяц работы клуба «Фитнес-Драйв», открывшегося в январе 2006 г., число клиентов не превышало 200 человек, сегодня центр посещают 600 человек, и их количество растет. Многие осознали, что поддерживать здоровье дешевле, чем его восстанавливать, и перераспределяют свои семейные бюджеты в пользу посещения спортзала. При этом, если раньше для многих вопрос престижа был важен, клиенты ориентировались на бренд клуба, то теперь растет спрос на демократичные залы, ориентированные на средний и массовый сегмент», — говорит Панкрашина. По ее словам, компания отказалась от покупки франшизы, предлагаемой московским оператором — World Class: «Мы решили, что будем развивать и открывать клубы под своими брендами». Стоимость клубной карты в «Фитнес-Драйве» не превышает 2,5 тыс. руб.
Стоимость абонемента зависит от расположения клуба и его наполнения. Так, если заведение имеет собственный бассейн, цена его клубной карты значительно возрастает. Собственными бассейнами располагают клубы «Ремикс», «Европа», «Акватик» и семейный спортивно-оздоровительный центр «Ласточка».

Галина Панкрашина: «Несмотря на перенасыщение центральных районов, фитнес-центров хорошего уровня в городе по-прежнему немного».

Некоторые клубы стремятся охватить сразу несколько сегментов. Минимальная стоимость месячного абонемента на посещение отдельного направления в спортивно-оздоровительном центре Extreme Fitness составляет 800 руб., в то время как клубная карта заведения с полным спектром услуг обойдется посетителю уже в 3,5 тыс. руб. «У нас занимаются и студенты, и состоятельные бизнесмены», — говорит директор «Экстрим Стиль» Ксения Моисеева. Studio Fit и «Ремикс» позиционируются как клубы premium-класса, стоимость клубных карт в них на месяц составляет 3490-3900 руб. и 3800-3900 руб. соответственно.

Корпорации включили фитнес в соцпакет

Рынок фитнес-услуг Новосибирска динамично развивается. Так, если в 2003 г. клубы посещали только 25 тыс. человек, то к 2006 г. посещаемость увеличилась до 50 тыс. человек, приводит данные собственного исследования рынка Ольга Задорожная. В 2007 г. прирост составил около 20-25%. Емкость рынка составила 445 млн руб. в 2006 г. и 515 млн руб. — в 2007 г., подсчитала директор «Европы». Потенциальная емкость новосибирского рынка, по оценкам Задорожной, составляет 1,7 млрд руб. Оценки емкости рынка Magram MR — $15 млн. Конкуренция на рынке за последний год усилилась, но незначительно. «У клубов, работающих не первый год, сложилась клиентская база, процент продления абонементов составляет 60-70%», — считает Задорожная. Другие эксперты утверждают, что конкуренция на рынке заметно усилилась. Менеджер по развитию сети фитнес-центров «ФитнесХаус» Анна Гаврилова считает, что сегодня рынок заполнен на 60-70% и продолжает быстро насыщаться. Директор сети фитнес-клубов «5 элементов»Наталья Ивлева соглашается с тем, что около 30% рынка остаются не занятыми, но, несмотря на это, конкуренция между клубами ведется значительная. Галина Панкрашина считает, что центральная часть города перенасыщена клубами, но фитнес-центров хорошего уровня оснащения и сервиса по-прежнему немного.

По словам Елены Барановой, значительного увеличения спроса на фитнес-услуги в последние два года не наблюдалось. Рост посещаемости ощутим только в последнее полугодие. Она объясняет это появлением новой тенденции — новосибирские компании увлеклись фитнесом. «Некоторые новосибирские предприятия обратили внимание на здоровье своих сотрудников и включили оплату занятий фитнесом в социальный пакет. Корпоративный фитнес в моде, его распространение увеличит спрос на услуги клубов», — уверена Баранова.

 
Предвидя рост спроса со стороны корпоративных клиентов, в клубах «Ремикс» разработали особые условия оплаты. Скидка для компаний зависит от выбранного абонемента и количества привлеченных сотрудников (не менее 10 человек). В среднем корпоративным клиентам посещение фитнес-центра обходится на 10-20% дешевле. Корпоративные клиенты могут заниматься в двух клубах.

Предусмотрены скидки для корпоративных клиентов и в клубе «Европа». «Мы работаем с пятью компаниями, каждая из которых оплачивает занятия фитнесом примерно 30 своих сотрудников. Интерес к корпоративному фитнесу появился у новосибирских компаний недавно. Все предприятия, с которыми мы работаем, пришли к нам в течение последних двух месяцев», — говорит Ольга Задорожная.
 
Елена Баранова: «Корпоративный фитнес в моде, его распространение увеличит спрос на услуги клубов».

«Колумб» не стал дожидаться обращений от корпоративных клиентов и занялся привлечением компаний самостоятельно. «Уходящий год характерен для нас высоким уровнем привлечения корпораций, — рассказывает директор клуба Екатерина Кошелева. — Мы воспользовались тем, что находимся в деловом центре города. Менеджеры рассылали электронные письма и сами ходили по офисам с предложением корпоративных занятий. Сейчас примерно 10% наших клиентов — сотрудники компаний. В утренние и дневные часы мы организуем для них в игровом зале большой теннис. В остальное время привлекаем крупные корпорации Новосибирска для игр в волейбол и баскетбол. Успешными стали регулярные дружеские турниры по волейболу, сформирована собственная сборная команда клуба», — довольна Кошелева.

Новосибирцы хотят танцевать

«Сегодня клиенты предпочитают центры, способные предложить полный комплекс услуг хорошего качества — это экономит их время», — говорит Ольга Задорожная. По ее мнению, в состав фитнес-клуба должны быть включены залы аэробики, велнеса (йога, пилатес и т.п.), индивидуальных занятий, тренажерный зал, танцевальная студия и бассейн. «Салон красоты, косметолог, диетолог, кабинет массажа и сауна — без этого многие клиенты уже не представляют себе фитнес-центр. Чем больше услуг предлагает клуб, тем больше клиентов он сможет привлечь и удержать», — уверена Задорожная.

Расширение ассортимента происходит не только в сфере интересов, учитываются также возрастной и гендерный факторы. Многие фитнес-центры стремятся к совмещению дет- ских и взрослых направлений. «Мы считаем важным, чтобы мамочка могла прийти в центр вместе с ребенком, увлечь его интересным делом, не испытывая угрызений совести по поводу того, что она занимается собой», — считает Панкрашина.

Ксения Моисеева считает, что наличие собственного салона красоты не обязательно. Один из клубов Extreme Fitness от этого уже отказался. Расположенный недалеко от него самостоятельный салон красоты «Экстрим Стиль» оказался более рентабельным предприятием. Моисеева объясняет это тем, что к узкоспециализированным салонам доверие со стороны посетителей больше, чем к тем, которые расположены внутри фитнес-клубов.

Наталья Ивлева уверена, что новосибирские компании к узкой специализации еще не готовы. По ее мнению, очень велика опасность того, что выбранное клубом направление может оказаться малопривлекательным для посетителей.

Но все больше фитнес-центры стремятся акцентировать одно из своих направлений деятельности. Так, например, «Колумб» позиционируется как игровой клуб, имея спортивный зал (500 кв. м) с площадками для большого тенниса, баскетбола, волейбола и сквоша. Елена Баранова считает одним из наиболее популярных направлений танцевальное, получившее развитие во многих фитнес-клубах Новосибирска. В «ФитнесХаусе» работают балетная школа для детей и взрослых, класс современных танцев и популярного танца живота. «Европа» преподает фламенко, RnB, стрип-пластику, танец живота (в мужском и женском варианте) и парные танцы. Но фитнес-клубов, специализирующихся именно на танцевальном направлении, в городе нет. По мнению Алексея Потапова, спрос на такие клубы значительно превышает предложение.

Спрос растет на семейные фитнес-центры
Количественному росту фитнес-центров мешает дефицит технически пригодных, выгодно расположенных помещений. Как правило, к ним предъявляются такие требования: площадь должна быть не менее 500 кв. м, помещение — хорошо вентилируемым и иметь высокие потолки. «Обычно фитнес-клубы создаются на базе арендуемых помещений, немногие соответствуют техническим требованиям, в частности проблемы с вентиляцией серьезно ограничивают набор предлагаемых услуг», — отмечает Кошелева.
 
Участники рынка видят два варианта решения проблемы: самостоятельное строительство клуба или открытие фитнес-центров в спальных районах. Клуб «Фитнес-Драйв» совместил оба условия. Он расположен в Октябрьском районе и принадлежит самому застройщику — «Первому строительному фонду». «В центральных районах нет специально спроектированных для фитнес-центров площадей, а из-за высокой арендной платы многие клубы вынуждены экономить место, предусмотренное для раздевалок и комнат отдыха», — говорит Панкрашина. В «Фитнес-Драйве» общая площадь составляет 1,5 тыс кв. м, из них 740 отведены для зоны занятий, остальное — зона обслуживания: раздевалки (60 кв. м), холл (200 кв. м), комнаты для отдыха, игровая для детей.
Фитнес-центр откроется в строящемся микрорайоне «Весенний» (сроки сдачи — 4 квартал 2009 г.) в Первомайском районе. По словам главного инженера управляющей компании «Энергетик» Ольги Кылосовой, проект с условным названием «городок семейного отдыха и спорта» сейчас в стадии проектирования. Для реализации проекта «Первый строительный фонд» уже приобрел 2,5 га земли.
 
Масштабное строительство компания запланировала и в Ленинском районе, фитнес-центр площадью 2,5 тыс. кв. м будет включен в проект жилого комплекса — «Радужный каскад» (сроки сдачи — 4 квартал 2009 г.). Проект предполагает строительство нескольких бассейнов, галереи бань (финская, русская и др.), торгово-развлекательную зону и зоны фитнеса. Пока название будущих центров не определено.
Екатерина Кошелева считает недооцененной нишу семейного занятия спортом и занятий спортом мужской и детской аудитории: «Все, что предлагается в этой области, — либо дорого- стоящие клубы высокого уровня, либо спортивные залы с неподходящими условиями для тренировки, в которых не предусмотрена горячая вода или вовсе отсутствуют душевые кабины, а также контроль климата в зале. Отделка и сантехника оставляют желать лучшего. На рынке фитнес-услуг возникла потребность залов, ориентированных на массовую аудиторию — с хорошим уровнем сервиса и грамотным инструктажем. А это огромный плюс для открытия клубов в спальных районах города», — считает Кошелева.
 
«Сейчас рынок фитнес-услуг не предполагает такого уровня арендной платы, которую предусматривают владельцы зданий. Высокая стоимость аренды делает деятельность клуба зачастую нерентабельной», — говорит директор компании «Фитнес Проект» (поставщик спортивного оборудования) Александр Круглов. С ним соглашается Елена Ермолаева, директор компании RID Analytics: «Ставка аренды зависит не от района, а от качества недвижимости. В новых бизнес-центрах помещения обойдутся от 700 до 1000 руб. за кв. м, что дорого для такого вида бизнеса. Поэтому некоторые компании стараются покупать помещения, а не арендовать их. Впрочем, сейчас цены подросли, купить помещение дешевле 60 тыс. руб. за кв. м сложно».
Высокая стоимость аренды помещений в центральной части города обуславливает интерес компаний к спальным районам. Эта ниша в Новосибирске не занята, но экспертам очевидны и минусы расположения на окраинах. «Клубы, действующие в центральной части города, выигрывают за счет большого количества близко расположенных офисных зданий, клиенты могут посещать фитнес-центры сразу после работы. Клубы в спальных районах ориентированы только на жителей близлежащих домов. Посещаемость в связи с этим гораздо ниже», — рассуждает Анна Гаврилова. Фитнес-клуб «Европа» имеет два филиала, один из них расположен в Заельцовском районе, другой — на ул. Каменской (центральная часть города). Задорожная говорит о том, что более рентабельным является клуб в центре: у него выше посещаемость и стоимость абонементов. Однако и конкуренция серьезнее. В спальных районах конкуренция между фитнес-клубами почти отсутствует. Клубы, действующие в спальных районах города и на окраинах, по мнению Алексея Потапова, зачастую низкого уровня оснащения и качества услуг.
 
Екатерина Кошелева: «Возникла потребность в залах с хорошим уровнем сервиса, грамотным инструктажем, ориентированных на массовую аудиторию».

По мнению Панкрашиной, успешность клуба будет зависеть от выбора района: «Если фитнес-центр располагается рядом с новостройками — это перспективно, если рассматривать районы хрущевок и без перспектив строительства новых домов, клуб вряд ли будет развиваться». Кошелева считает, что фитнес-клуб в спальных районах должен быть ориентирован на места расположения школ, детских садов и рынков. Открытие клуба в спальных районах предполагает значительное снижение стоимости абонемента. «Если в центральной части города можно смело создавать фитнес для всех направлений и не беспокоиться о платежеспособности, то в спальном районе нужно учитывать этот фактор», — рассуждает Ивлева. По мнению Круглова, минимальный объем инвестиций в открытие клуба (с учетом оборудования) составляет $50 тыс. Срок окупаемости — не менее трех лет.

Федералы в Новосибирск не торопятся

Еще три года назад московская компания «Страта Партнерс» заявляла о возможности открытия клуба в Новосибирске в 2006 г. под своим брендом. World Class и «Планета Фитнес» также проявляли интерес к новосибирскому рынку. Однако пока ни один из федеральных фитнес-операторов не открыл клуб в Новосибирске. Сотрудник «Планеты Фитнес», просивший не называть его имени, сообщил «ДК», что компания получает предложения о сотрудничестве на условиях франчайзинга от новосибирских компаний, но пока партнер не определен.

Одной из основных трудностей, с которой могут столкнуться федеральные операторы, — непопулярность среди новосибирских клиентов годовых клубных карт, полагают местные игроки. «В новосибирских фитнес-центрах продаются в основном абонементы на месяц. Новосибирцы еще не готовы выкладывать по 50 тыс. руб. за год, а московские компании привыкли работать именно с годовыми картами», — говорит Панкрашина. Еще одно препятствие — дефицит площадок. «Хорошие площадки остались только на городских окраинах, — считает Потапов. — А открытие фитнес-центров в спальных районах предполагает значительное снижение стоимости абонементов, более мягкую ценовую политику. Это останавливает федеральных операторов». Наталья Ивлева также указывает на разницу в стоимости абонементов столичных и новосибирских клубов. Местные фитнес-центры в своем большинстве стараются поддерживать средний уровень цен, федеральные же игроки ориентированы на состоятельную публику.

детали
Оборудование для фитнес-клуба стоит как двухкомнатная квартира
Стоимость оборудования для спортивного зала площадью 500 кв. м

Тип оборудования Сумма затрат (млн руб.)
Оборудование тренажерного зала (беговая дорожка — 80-220 тыс. руб; эллиптический тренажер — 21 тыс. руб. и др.) 1
Оборудование для групповых занятий 0,4
Оснащение помещений (вешалки и кабинки для раздевалок) 0,3
Дополнительное оборудование:
Солярий 0,25
инфракрасная кабина 0,12
Итого 2,07


Источник: «Фитнес Проект»