Меню

Обзор: ИТ-компании

эксперты Павел Баруткин руководитель представительства Softline в Новосибирске Айдар Гареев исполнительный директор управления регионального бизнеса компании «АйТи» Марина Гуляева директор компании

Новосибирский рынок разработки программного обеспечения растет на 25-35% ежегодно. Заметно увеличивается число заказов со стороны государственных ведомств, но почти все они достаются федеральным компаниям. Местные разработчики ориентируются на клиентов среди новосибирского среднего и крупного бизнеса.

эксперты
Павел Баруткин
руководитель представительства Softline в Новосибирске
Айдар Гареев
исполнительный директор управления регионального бизнеса компании «АйТи»
Марина Гуляева
директор компании «Инталев-Сибирь»
Алексей Дзябенко
заместитель начальника отдела электронных технологий банка «Акцепт»
Николай Попыхин
директор офиса компании «Микротест» в Новосибирске
Андрей Терехин
директор ИТ-компании «КоД»
Сергей Чирва
руководитель отдела маркетинга компании «Утилекс АйТи»

По оценке аналитиков компании «Тройка Диалог», ИТ-рынок является самым динамично развивающимся сегментом российской экономики — в 2002-2006 гг. рынок рос в среднем на 22% ежегодно. По прогнозам «Тройки Диалог», в ближайшие несколько лет рынок продолжит расти на 20-25% в год. Темпы роста новосибирского рынка примерно совпадают со среднероссийскими. Руководитель отдела маркетинга компании «Утилекс АйТи» Сергей Чирва оценивает емкость новосибирского рынка ИТ (разработка, внедрение, кастомизация ПО, системная и сетевая интеграция, продажа оборудования, продажа ПО, IT-консалтинг, ремонт и сервис оборудования) не менее чем в $300 млн в год, при этом рынок растет примерно на 25-35% в год.

Директор ИТ-компании «КоД» Андрей Терехин подсчитал, что в Новосибирске работают более 200 компаний, которые занимаются продажей ПО. При этом руководитель новосибирского представительства компании Softline Павел Баруткин говорит, что наиболее заметных участников рынка не более пяти. «В области дистрибуции «железа» и ПО корпоративным клиентам рынок поделен между федеральными компаниями, большинство из которых имеют распределенную структуру и представительства в одном или нескольких городах Сибири — «Квазар Микро», «Асбис», Verysell. Львиная доля рынка консалтинговых услуг, связанных с ПО, также остается за федеральными компаниями — «Ланит», IBS, «ТехноСерв А/С» и Verysell-проекты. В области продаж ПО частным пользователям картина немного другая: в Новосибирске есть сильные местные компании, активно развивающиеся в области продаж ПО — НЭТА, «Нонолет» и «Утилекс АйТи», — говорит он. Сергей Чирва называет пять крупных новосибирских ИТ-компаний — это «Алекта», «Нонолет», НЭТА, «Сибирская проектная компания» и «Утилекс АйТи».

Директор новосибирского офиса компании «Микротест» Николай Попыхин отдает только 20% новосибирского рынка местным ИТ-компаниям. «В денежном выражении порядка 80% всех крупных проектов реализуется федеральными компаниями по тем контрактам, которые заключены с головными компаниями заказчика».

«Обороты нашей компании по итогам 2006 г. увеличились более чем в шесть раз по сравнению с 2005 г. и составили 61,382 млн руб., в 2007 г. удалось увеличить оборот компании почти в 2,5 раза — до 148,489 млн руб.», — радуется Павел Баруткин.

Баруткин отмечает, что наиболее прибыльными направлениями работы ИТ-компаний остаются продажи «железа», ПО и системная интеграция. Это подтверждает и Сергей Чирва: «Наиболее быстро растет направление ИТ-консалтинга. У среднего и малого бизнеса по-прежнему популярны решения по автоматизации бухгалтерского учета, электронного документооборота. Поскольку процесс открытия новых фирм и предприятий идет непрерывно, спрос на эти решения всегда будет на высоком уровне. Также все больше компаний осознают потребность во внедрении ERP-решений, которые в последнее время становятся доступными не только крупным компаниям, но и представителям среднего бизнеса», — говорит Сергей Чирва.

Госструктуры обеспечивают более трети заказов

Фактически в регионе существует два вида услуг для корпоративного сегмента — автоматизация бизнес-процессов и аппаратно-сетевая интеграция, считает Попыхин: «Первая услуга является более прибыльной, и 98% рынка автоматизации бизнес-процессов делят столичные компании, поскольку у региональных компаний недостаточно опыта. А вот рынок аппаратно-сетевой интеграции постепенно завоевывают местные компании, которые выигрывают по ценам», — говорит Попыхин.

Исполнительный директор управления регионального бизнеса компании «АйТи» Айдар Гареев говорит, что федеральным игрокам интересны в большей степени заказы по автоматизации работы государственных ведомств. По его оценкам, до 50% всех заказов в стоимостном выражении, включая финансирование национальных проектов, обеспечивает государство. «Тендер на автоматизацию работы ведомства, как правило, разыгрывается для всех регионов России, где работает это ведомство — местным игрокам не хватает масштабов для таких проектов», — говорит Гареев. По его прогнозам, поток госзаказов не иссякнет в ближайшие 5-10 лет. «Государственные структуры только начали проводить автоматизацию процессов. Основываясь на подобный опыт в других сферах, например в банковской, где автоматизация идет более 15 лет, можно сказать, что до окончания этого процесса еще далеко», — прогнозирует Айдар Гареев.

Сергей Чирва оценивает долю госзаказов на уровне 35-40% и признает, что эти заказы чаще достаются федеральным игрокам. Зато региональные ИТ-компании могут в большей степени рассчитывать на заказы крупного бизнеса, головные офисы которых находятся в Новосибирске. «В Новосибирске есть крупные заказчики — УРСА Банк, «Топ-Книга», S7 Airlines. Как правило, они устраивают тендеры в регионе, и у местных игроков есть все шансы их выиграть. При реализациии крупных проектов основная часть денег тратится на автоматизацию головного офиса, поэтому рост регионального бизнеса будет способствовать и росту местных ИТ-компаний», — говорит Айдар Гареев.

Компании стремятся к универсальности

Большинство региональных игроков видят свои конкурентные преимущества в предоставлении большого спектра услуг. Например, компания НЭТА продает как компьютеры и оргтехнику, так и ПО, оказывает услуги по информационной безопасности, проектированию инженерных систем. В группу компаний F1 входят «Центр КИС», который занимается автоматизацией бизнес-процессов на базе 1С — внедрением 1С Бухгалтерии и 1С Торговли и их абонентском обслуживании, а также компания Cardinal (специализируется на продаже компьютеров и сетевого оборудования, реализации сетевых проектов, автоматизации бизнес-процессов, установке систем защиты информации).

Терехин уверен, что его компании «КоД» удастся привлечь больше клиентов, если она будет оказывать полный спектр услуг. «Нам как компании, специализирующейся на консалтинге, интересно объединяться с организациями, которые имеют техническую специализацию — внедрение программных решений, разработка инфраструктурных решений, сервисное обслуживание», — признается он. Содержать большой штат специалистов для компании дорого, поэтому он ведет переговоры с четырьмя узкоспециализированными ИТ-компаниями о консолидации под брендом ИТ-компании «КоД». «Есть направления, вроде обслуживания оргтехники, которые нам невыгодно развивать самостоятельно, но клиенты хотят получать ИТ-услуги в одном месте», — говорит он.

Федеральные игроки готовы тратить деньги на штат специалистов в разных отраслях ИТ. «Все зависит от масштаба заказа — для небольшого проекта мы найдем недостающих специалистов в других региональных филиалах или в головном офисе компании, а если проект большой, то мы набираем специалистов на местах и повышаем их уровень квалификации. Субподрядчиков стараемся привлекать только при строительстве и монтаже СКС (структурированная кабельная система). Эксклюзивные решения мы всегда делаем самостоятельно», — рассказывает Гареев.

Субподрядчиков привлекают и другие компании. Директор «Инталев-Сибирь» Марина Гуляева рассказывает, что компания специализируется на решениях, связанных со стратегическим менеджментом, управлении финансами и управленческом контроллинге. «Однако мы всегда готовы к консолидации с другими компаниями в сложных проектах — в качестве субподрядчика, как правило, выступает компания-внедренец 1C, реже продавцы «железа». И все же по большей части мы стараемся делать все проекты сами», — говорит Марина Гуляева.

Компании переходят на лицензионное ПО

Павел Баруткин отмечает, что в последнее время государство повысило внимание к вопросам компьютерного пиратства. «Последние три года продажи лицензионного ПО стремительно растут. Затраты компаний на лицензионное ПО кратно увеличились, возникает потребность в наиболее эффективном использовании вложенных в ПО средств. А значит, растет интерес к обучению ИТ- специалистов и персонала компании, ИТ-консалтингу, системной интеграции, профессиональному сервису информационных систем», — говорит Павел Баруткин. Заместитель начальника отдела электронных технологий банка «Акцепт» АЛЕКСЕЙ ДЗЯБЕНКО рассказывает, что основной «плюс» использования лицензии — возможность получения поддер- жки продукта со стороны разработчика. «У нас работают две лицензионные банковские системы — система для розницы обслуживает физических лиц по вкладам, овердрафтам, в ней же ведутся операции с пластиковыми картами, а в основной системе ведется учет работы с корпоративным сектором, а также там аккумулируется информация, сводится баланс, формируется отчетность», — рассказывает Алексей Дзябенко. Обе системы разработал «ЦФТ», который регулярно предоставляет обновления, запросам банка устраняет ошибки. «Например, с начала этого года вступили в действие новые правила бухгалтерского учета, и разработчики предоставили нам обновление, которое привело систему в соответствие новым требованиям», — говорит Дзябенко. Банк предпочитает дописывать некоторые блоки системы самостоятельно. «Заявки на кредит раньше обрабатывались в бумажном виде — приходилось постоянно перемещать документы из кабинета в кабинет и между допофисами в процессе рассмотрения. Когда мы решили вести заявки на кредит в электронном виде, мы силами собственной ИТ-службы дописали этот блок системы, — рассказывает Алексей Дзябенко.

Марина Гуляева отмечает, что все больше новосибирских предприятий переходят на отчетность по стандартам МСФО. «Часто ведение отчетности по МСФО становится желанием собственников — это необходимо компаниям, которые хотят привлечь западных инвесторов или принимают решение о публичном размещении акций (IPO). С ростом новосибирского бизнеса таких компаний становится все больше», — говорит Гуляева. Она отмечает, что аудиторские компании предлагают трансформировать отчетность из стандарта РСБУ в МСФО. «К нам обратилась компания, которой за каждый пересчет отчета в западную систему приходилось платить по 500-600 тыс. руб., — рассказывает Гуляева. — Причем отчеты компании приходилось составлять каждое полугодие, в год только на отчеты компания тратила более 1 млн руб. Мы предложили установить программу управленческого учета, которая интегрирована с программой 1С. Она дает возможность получать отчетность одновременно в стандарте МСФО и РСБУ. Стоимость программы составляет около 450 тыс. руб., постановка стандартов МСФО, внедрение программы и обучение пользователей стоило около 3 млн руб. Таким образом, окупаемость автоматизации только в сфере отчетности составила менее 3 лет».

Консалтинг и аутсорсинг набирают популярность

Сергей Чирва отмечает, что все чаще ИТ-компании рассматриваются не как исполнители в области поставок и автоматизации, но и как специалисты в области аудита и разработки концепций дальнейшего развития предприятий. «Сейчас мы внедряем систему на базе Microsoft Dynamix AXapta в компании «АРПИ Сибирь». Над проектом работают как ИТ-специалисты, так и бизнес-аналитики. В начале работы аналитики нашей компании вместе с сотрудниками «АРПИ Сибирь» вырабатывают техническое задание для нашего отдела разработки и внедрения программного обеспечения, где определяют цели и задачи системы. Это значительно экономит время и деньги заказчика», — говорит Чирва.

«По опыту развития западного рынка услуг сервиса можно выделить три этапа развития — популярность инфраструктуры, ПО и, наконец, сервисного бизнеса, — говорит Айдар Гареев. — В 90-хх гг. до 70% рынка занимала инфраструктура и только 30% — ПО, сейчас ПО занимает 60% рынка, а на развитие инфраструктуры остается около 40%. Одновременно стал развиваться сервисный бизнес, на западный ИТ-рынок сейчас приходится уже 50-70%».