эксперты Валентина Баранова менеджер по продажам компании «Клининг Центр» Ирина Буркова директор компании «Бонс офис» Наталья Колгина управляющая отделом управления недвижимостью, офисными зданиями
эксперты
Валентина Баранова
менеджер по продажам компании «Клининг Центр»
Ирина Буркова
директор компании «Бонс офис»
Наталья Колгина
управляющая отделом управления недвижимостью, офисными зданиями и торговыми центрами компании Richard Ellis
Евгений Кривов
директор Новосибирского филиала компании «Ротекс»
Олеся Попова
директор компании «Универсал-клининг»
Игорь Степанов
коммерческий директор компании «Кристофер»
Пословам директора компании «Универсал-клининг» Олеси Поповой, первые клинеры в Новосибирске появились еще в конце 1990-х. Однако развитие клинингового рынка началось вместе с активным строительством торговой и офисной недвижимости два-три года назад. Все опрошенные «ДК» эксперты отмечают, что интерес к клининговым услугам со стороны потенциальных клиентов растет. «Несколько лет назад руководителей компаний было сложно убедить отказаться от техничек и доверить уход за зданиями профессиональным компаниям. Сейчас большинство торговых центров и офисных зданий обслуживают клинеры», — говорит Олеся Попова. По данным агентства DSO Consulting, общая площадь коммерческой недвижимости в Новосибирске составляет почти 3 млн кв. м (1,9 млн кв. м офисной и 1 млн кв. м торговой недвижимости). По словам директора Новосибирского филиала компании «Ротекс» Евгения Кривова, клининговые компании сейчас обслуживают 30-40% коммерческой недвижимости. Средняя стоимость уборки составляет 27-28 руб. за кв. м. Таким образом, потенциальная емкость рынка составляет 1,8-2,1 млн кв. м или 50-57 млн руб. В основном рынок прирастает за счет коммерческой недвижимости, однако клинерам удается раскачивать и частных клиентов.
«Сейчас к услугам клинеров прибегают и частные клиенты, обычно заказывая генеральную уборку или уборку после ремонта», — говорит Олеся Попова.
В городе сегодня работает около 40 клининговых компаний, подсчитал Евгений Кривов. Но это число нестабильно. Валентина Баранова, менеджер по продажам компании «Клининг Центр», говорит, что ежемесячно на рынке появляется около трех компаний, и с такой же регулярностью исчезает примерно такое же количество. Кривов полагает, что ежемесячно появляется около 6 компаний и столько же сходит с дистанции.
Валентина Баранова считает лидерами новосибирского рынка клининговых услуг компании «Клининг Центр», «Универсал-клининг», «Мастер-Клининг», «Мобайл Клининг», «Ротекс», «СитиКлининг» и «Эра-Клининг». К этому списку Олеся Попова добавляет еще компанию «Авангард».
По словам экспертов, конкуренция на новосибирском клининговом рынке постепенно обостряется. «Клининговым компаниям удается раскачивать рынок и формировать спрос, но предложение превышает спрос», — говорит Олеся Попова. «В Москве сейчас работает 600 клининговых компаний, и работы хватает всем, но для Новосибирска 40 компаний — это слишком много», — сравнивает Кривов. По его словам, если еще 5 лет назад рентабельность клининговых компаний составляла 50%, сейчас она упала до 10-15%.
Активное развитие рынок клининга сможет получить за счет новостроек — офисных центров и торговых комплексов, но местным игрокам придется конкурировать с иногородними: федеральные сети приводят вслед за собой и обслуживающие компании. Так, федеральная клининговая компания Ronova Cleaning наводит чистоту в IKEA, «Кросс-Нева» — в «Ленте».
По словам экспертов, в последние два года спрос на клининговые услуги растет не менее чем на 100% ежегодно. Перспективная ниша с невысоким входом привлекательна для новичков. Директор компании «Бонс офис» Ирина Буркова говорит, что достаточно $5 тыс. первоначальных средств на покупку двух-трех единиц техники и найму 3-4 уборщиц. По словам Олеси Поповой, 70% затрат клининговой компании приходится на оплату сотрудникам. Евгений Кривов подчеркивает, что размер начального капитала напрямую зависит от амбиций. «Не стоит рассчитывать на то, что, открыв мелкую компанию, можно постепенно достичь больших масштабов, у профессионалов изначально обязательно должна быть хорошая техническая база, технологии», — рассказывает Кривов.
Ирина Буркова считает, что новичку на рынке невозможно сразу пробиться в лидеры. «На тендерах заказчики, кроме цены за услуги, обращают большое внимание на историю, опыт клинера, просят предоставить рекомендательные письма других клиентов. Если это первый заказ клинера, то выиграть тендер становится сложнее», — говорит она.
Новички пытаются конкурировать не за счет опыта, а за счет цены. «Тендеры на некоторые объекты выигрывают компании, предложившие цены 20-30 руб. за кв. м, в то время как средняя цена составляет 60-70 руб. за кв. м, — рассказывает Ирина Буркова. — При таких ценах компания работает себе в убыток, но получает первого клиента». Чтобы снизить издержки, начинающие игроки экономят на оборудовании, химических средствах, сотрудниках.
«Клиенты хотят, чтобы чистоту в их зданиях наводили привлекательные молодые люди, с доброжелательной улыбкой», — говорит Олеся Попова. Но участники рынка признаются, что испытывают проблему нехватки персонала и текучки кадров. «Иногда компании-конкуренты просят вывезти на объект наших сотрудников, когда им не хватает ресурсов. При этом наш персонал работает под брендом компании-конкурента», — рассказывает Олеся Попова.
«Считается, что клининг не престижная работа, поэтому зачастую клинерами становятся люди предпенсионного возраста или студенты, которые могут постоянно переходить из компании в компанию в поисках лучших условий», — рассказывает Попова. Участники рынка оценивают уровень зарплат клинеров на уровне 6,5-20 тыс. руб., в зависимости от опыта клинера и объема работ.
Многие клининговые фирмы сознательно позиционируют себя на рынке как не использующие труд гастарбайтеров. Из опрошенных «ДК» экспертов лишь в «Кристине» рассказали о том, что компания охотно принимает на работу мигрантов из соседних республик.
В целом предложения компаний по условиям труда отличаются незначительно. Соцпакет и «белая» зарплата уже стали стандартом.
А вот вкладывать деньги в развитие сотрудников до сих пор руководители компаний опасаются. «Обучающие курсы для специлистов клининга можно пройти только в Москве и Санкт-Петербурге, — рассказывает Ирина Буркова. — Отправлять каждого сотрудника на обучение дорого, и нет гарантии, что, повысив квалификацию, специалист не уволится в ближайшее же время». Большинство компаний практикуют такой способ: обучение проходит либо сам руководитель компании, либо ключевой специалист, а потом он передает опыт всем сотрудникам.
Одним из способов удержать персонал стало общее стремление компаний поднять престиж профессии. «Мы стремимся к формированию в сознании коллектива образа оператора профессиональной уборки, избавляясь от типичной «бабушки со шваброй». «Мои сотрудники работают в удобной униформе, на хорошем оборудовании. Основной способ удержать персонал — это доброжелательные отношения в коллективе. Например, я сама время от времени доставляю питание сотрудникам на объекты и обсуждаю с ними работу», — делится опытом Ирина Буркова.
Клининговые компании, помимо оказания основных услуг, стремятся расширить спектр деятельности, занимаясь еще и продажей профессиональной техники, химии и инвентаря, а также оказанием консультационной поддержки по ее использованию. Некоторые компании также предлагают услуги домработниц, нянь, сиделок, декорируют помещения. «Мы также занимаемся кейтерингом, ухаживаем за инженерными коммуникациями, за прилегающей территорией, можем выполнить ремонт, оказываем услуги промышленного альпинизма, справимся и с укладкой асфальта перед торговым или офисным центром», — перечисляет Евгений Кривов. Компания «Универсал-клининг» продает грязезадерживающие покрытия, выполняет химчистку мягкой мебели.
Комплексность помогает решить проблему сезонности бизнеса. «Всплеск спроса в основном приходится на весну и осень, когда компании начинают делать генеральные уборки», — рассказывает Олеся Попова. «Ротекс» обеспечил себя работой и в зимний период. «Наша компания имеет парк снегоуборочной техники, поэтому услуги востребованы и в низкий сезон», — говорит Евгений Кривов.
В перечне самых распространенных в Новосибирске клининговых услуг, по мнению экспертов, ежедневная уборка помещений, генеральная уборка примерно раз в полгода, чистка ковров и мягкой мебели, мытье окон.
Управляющая отделом управления недвижимостью, офисными зданиями и торговыми центрами компании Richard Ellis (управляет ТРЦ «Ройял Парк») Наталья Колгина говорит, что спросом пользуется внутренняя уборка мест общего пользования, зоны фудкорта, подземного паркинга, внешняя уборка прилегающей территории и наземного паркинга, мойка внешнего остекления и фасада здания, сбор и вывоз мусора, а в зимнее время — снега, удаление наледи с карнизов и кровли.
Основная часть клининговых компаний ориентируется как на частных, так и на корпоративных клиентов, но пока прибыль приносит в основном обслуживание коммерческой недвижимости. «Как правило, хозяйки привыкли сами мыть квартиры. К клинерам они обращаются за помощью в генеральной уборке, мытье окон. Пока мы обслуживаем не более 20 квартир», — говорит Олеся Попова. Ирина Буркова отмечает, что постепенно среди частных клиентов также появляются постоянные потребители услуг клинеров. «Люди делают дорогие ремонты, используют редкие отделочные материалы и для ухода за квартирами нанимают профессионалов», — говорит она. При этом, по ее словам, компания «Бонс офис» ориентируется на уборку квартир большой площади — от 100 кв. м. Другие участники рынка готовы работать на любых объектах. «Конечно, мы отдаем предпочтение крупным заказчикам, но не было такого, чтобы мы отказали небольшим клиентам, даже в уборке квартиры площадью 40 кв. м», — говорит Попова.
Специалисты утверждают, что у новосибирских заказчиков уже сформирована потребность в специализированных разовых услугах клинеров. Особенно это ощущается в сегменте высотных работ, где без специально обученных людей и техники не обойтись. Олеся Попова рассказывает, что высотным клинингом компании пользуются в среднем дважды в год — весной и осенью, когда наступает пора генеральных уборок. Из-за такой сезонности клининговым компаниям невыгодно держать службу промышленного альпинизма, поэтому, как правило, такие договоры клинеры отдают на субподряд. Остаются перспективы развития в нише обслуживания муниципальных учреждений, а также мелкой уборки квартир.
Наталья Колгина рассказывает, что выбор компании для оказания клининговых услуг осуществляется только на тендерной основе. «Критериями, влияющими на выбор той или иной компании, являются оптимальное соотношение качества услуг и их стоимости, эффективный менеджмент и контроль качества, применение современных технологий и оборудования, для чего необходима соответствующая подготовка персонала, мобильность, соответствие экологическим стандартам и т.д.», — говорит Колгина. По ее словам, сейчас в регионах не все местные клининговые компании могут достойно конкурировать с московскими компаниями. «В регионах компании часто отстают по качеству и набору услуг, структуре управления клинингом на объекте, наличию стандартов, технологий», — говорит она. Преимущество будет за компаниями, которые уже сейчас начнут планомерную внутреннюю работу по повышению качества услуг.
Коммерческий директор компании «Кристофер» (официальный торговый и сервисный представитель концерна KARCHER) Игорь Степанов рассказывает, что компания продает технику в Новосибирске с 1995 г., а собственное клининговое направление открыли только в 2007 г. «До сих пор львиную долю техники мы продаем не профессиональным клинерам, а конечным потребителям — компаниям, которые содержат штатных уборщиков, и частным покупателям», — говорит он. Степанов рассказывает, что клиента проще убедить цифрами. «Мы рассказываем, как профессиональное клининговое оборудование помогает оптимизировать процесс уборки. Реально затраты на покупку техники окупаются в течение трех месяцев за счет того, что один моющий аппарат может заменить штат уборщиц», — рассказывает Игорь Степанов.
«Обращаясь к профессиональным клинерам, заказчики примерно за те же деньги, которые они расходуют на содержание собственного штата уборщиков, а иногда и дешевле, обеспечивают свои помещения и здания профессиональным уходом. Компании освобождаются от непрофильных служб — им не нужно начислять заработную плату, учитывать расходы на химию и амортизацию оборудования, нужно просто добавить одну статью затрат, которая к тому же уменьшает налогооблагаемую базу», — описывает преимущества Евгений Кривов.
«Через 2-3 года рынок клининга сформируется, мелким компаниям придется уйти и занять узкие ниши — в таких условиях мелкие фирмы будут заинтересованы в расширении списка частных клиентов, обладающих маленькими площадями помещений», — говорит Кривов. Впрочем, остальные участники рынка надеются, что строительный бум будет продолжаться в Новосибирске еще долго, а это значит, что даже у мелкой компании будет возможность заполучить своего крупного, хоть и единственного, клиента.
Крупные компании будут осваивать смежные направления — ландшафтный дизайн, кейтеринг, уход за инженерными системами сооружений и т.д. «В идеале, нам бы хотелось, чтобы собственник недвижимости смог полностью доверить нам уход за зданием, — говорит Попова. — Когда одна компания контролирует процесс от ремонта здания до его эксплуатации, она может нести и максимально полную ответственность за долгосрочность эксплуатации всех материалов интерьера».