эксперты Станислав Август аналитик ФИНАМа Марина Антонова адвокат областной коллегии адвокатов ЮВЭД Вера Гладышева заместитель гендиректора «Первой Лизинговой Компании» Сергей Зорькин директор сиби
эксперты
Станислав Август
аналитик ФИНАМа
Марина Антонова
адвокат областной коллегии адвокатов ЮВЭД
Вера Гладышева
заместитель гендиректора «Первой Лизинговой Компании»
Сергей Зорькин
директор сибирского филиала компании «Европлан»
Елена Малетина
главный бухгалтер «Новосибирской Лизинговой компании»
Кирилл Круглов
специалист компании «Интерлизинг»
Ольга Петина
начальник отдела лизинговых операций ЗАО «Сибирская Лизинговая Компания»
Артем Оводов
заместитель гендиректора компании «Сибирский Лизинговый Центр»
София Осоченко
руководитель отдела рекламы и PR управляющей компании «Сибирь Девелопмент»
Максим Поправко
региональный директор компании «ЛизингПромХолд», заместитель директора филиала компании «Европлан»
Георгий Ткаченко
заместитель директора филиала компании «Европлан»
Алексей Цирельников
генеральный директор компании «Первый лизинговый брокер»
До сих пор лизинг был одной из наиболее динамичных отраслей экономики. По итогам 2007 г. темпы роста российского рынка лизинга составили более 200%, рассказывает аналитик ИК ФИНАМ Станислав Август. «В целом по РФ по итогам 2007 г. объем нового бизнеса составил $39 млрд — это больше суммы объемов лизингового рынка России за пять предыдущих лет», — указывает он.
По оценке ФИНАМа, в 2008 г. объем рынка лизинговых услуг в России составит $45 млрд, в Новосибирске — $1,1 млрд. «Новосибирский рынок за 2007 г. вырос на 220%, его объем составил $700- 900 млн», — рассказывает Август. Однако по итогам 2008 г. темпы роста новосибирского рынка снизятся в разы — до 23-33%, в то время как в целом по РФ рост составит около 15%.
Причиной снижения темпов роста стало сжатие ликвидности, наступившее осенью прошлого года. «Банки существенно сократили объемы кредитования клиентов, в том числе и лизинговых компаний», — сетует генеральный директор компании «Первый лизинговый брокер» Алексей Цирельников.
«Ставки банков для лизинговых компаний медленно росли, начиная с осени прошлого года», — рассказывает специалист компании «Интерлизинг» Кирилл Круглов. По его данным, в среднем по рынку повышение составило 1-3%.
По данным топ-менеджера одной из федеральных лизинговых компаний, представленных в Новосибирске, ставки для лизинговых компаний повысились до 15-18% годовых. «В результате это отразилось на стоимости услуг для наших клиентов», — сетует собеседник.
Лизинговая отрасль высокозависима от привлеченных средств. Так, по данным агентства «Эксперт РА», собственные средства в структуре баланса лизинговых компаний в 2007 г. в среднем занимали всего 5%, а остальные 95% источников фондирования лизингодателей составляют заемные ресурсы.
Варианты, когда финансирование сделки происходит из собственных средств лизинговой компании, встречаются редко, рассказывает Цирельников. Как правило, лизинговые компании стремятся осуществлять сделки на заемные средства. «Это безопаснее», — объясняет он.
Иногда сделка может частично финансироваться за счет самого предприятия, приобретающего оборудование, рассказывает главный бухгалтер «Новосибирской Лизинговой компании» Елена Малетина. «Любому предприятию, не имеющему специальных налоговых льгот или ограничений, выгодно использовать лизинговую схему для приобретения основных средств из-за льгот по налогам и других преимуществ», — разъясняет она.
Лизинговые компании, аффилированные с банками, оказались в наиболее выигрышном положении, отмечает заместитель генерального директора компании «Сибирский Лизинговый Центр» Артем Оводов. По его словам, традиционно для лизинговых компаний основным источником финансирования являлся «родственный» банк».
По данным исследования «Эксперт РА», по итогам 2007 г. из десяти крупнейших компаний семь лизинговых компаний образованы при банках.
Тем не менее поиском финансирования начали заниматься даже те лизинговые компании, которые аффилированы с банками. «Объемы нового бизнеса растут, а у банков лимиты кредитования на одного заемщика ограничены», — указывает Круглов. По его данным, затруднения почувствовали прежде всего те компании, которые кредитовались в небольших региональных банках.
«Правда, существует возможность увеличивать объемы кредитования, даже если кредитоваться в одном банке. Создаются новые юрлица, и на них оформляются кредиты, кредитные линии», — рассказывает топ-менеджер одной из компаний. По его словам, такую возможность использует часть лизинговых компаний в Новосибирске. «Однако и в этом случае поиск новых источников финансирования неизбежен: такие схемы чреваты пристальным вниманием контрольных и регулирующих органов», — добавляет он.
Елена Малетина отмечает, что сейчас практически все компании озабочены поиском финансирования, диверсификацией фондируемой базы. Для успешного развития бизнеса компании кредитуются сразу в нескольких кредитных организациях.
Показателен опыт компании «Европлан». По итогам 2007 г. «Европлан» смог привлечь финансовые средства в размере свыше $330 млн от 14 международных финансовых институтов и банков, рассказывает директор сибирского филиала компании «Европлан» Сергей Зорькин. А в 2006 г. компания первой из лизинговых компаний, представленных в РФ, привлекла синдицированный кредит от пула из семи иностранных банков (при поддержке ЕБРР).
Сергей Зорькин объясняет доверие инвесторов хорошей диверсификацией портфеля: «Европлан» делает ставку именно на небольших клиентов. «Чем больше маленьких сделок, тем устойчивее бизнес лизинговой компании, — подчеркивает финансист. — Благодаря внедрению системы скорринга (система оценки рисков), нам удалось сократить срок принятия решений до нескольких дней, а также увеличить количество клиентов».
Ориентация на мелкий и средний бизнес в качестве клиентов имеет ряд преимуществ, соглашается Алексей Цирельников. МСБ является наиболее динамично развивающимся сегментом, поэтому перспективен для лизинговых операций. Однако есть и риски, главным из которых является неспособность клиента выплатить платежи по установленному графику.
Объект сделки является высоколиквидным, а сумма сделки, как правило, небольшая — в результате кредитные риски замещаются низким имущественным риском, возражает Зорькин.
Тем не мнее самыми привлекательными для лизинговых компаний являются крупные фирмы, убеждена Елена Малетина. По ее словам, крупный бизнес отличается более высокой прозрачностью и устойчивым финансовым положением. Если портфель сформирован преимущественно из заказов от крупного бизнеса, то лизинговая компания вызовет большее доверие у потенциальных инвесторов.
«Возможность привлечь финансирование для лизинговой компании напрямую зависит от качества ее клиентской базы», — подытоживает Круглов. Как правило, банки для кредитования лизинговых компаний рассматривают отдельные лизинговые сделки — то есть анализируют финансовое состояние лизингополучателя, требования его поручительства по сделке, залог прав требования по договору лизинга и т.д., рассказывает он. Именно поэтому лизинговые компании не столь охотно идут навстречу «малышам»: у них нет ни положительного баланса, ни кредитной истории. Поэтому из-за высоких рисков для них стоимость услуг выше, чем для крупных компаний, отмечает собеседник.
Август отмечает тенденцию выхода компаний на публичные заимствования. Так, уже разместили облигационные выпуски «Уралсиб», «Номос-лизинг» «ВТБ-лизинг финанс» и «Промтехлизинг». Среди компаний, головной офис которых расположен в Новосибирске, намерена разместить облигационный заем Сибирская Лизинговая Компания. По данным сайта cbonds.ru, объем выпуска составит 700 млн руб. Размещение намечено на сентябрь.
До сих пор концентрация на рынке лизинговых услуг была незначительной, констатирует Август. По его данным, на десять крупнейших компаний приходилось не более 40-45% всего российского рынка. Это почти в 2 раза ниже аналогичного показателя в Европе, замечает аналитик.
Участники рынка также оценивают новосибирский рынок как «слабо консолидированный». Предыдущие несколько лет конкуренция на новосибирском рынке росла прежде всего за счет прихода иногородних игроков, отмечает Ольга ПЕТИНА, начальник отдела лизинговых операций ЗАО «Сибирская Лизинговая Компания».
Участники рынка отмечают, что сейчас новосибирский рынок стал менее конкурентным: проблемы с финансированием привели к сокращению объемов сделок или уходу части игроков.
«Формально в Новосибирске зарегистрировано много лизинговых компаний, однако действуют на рынке в действительности не более 20», — отмечает региональный директор компании «Лизинг- ПромХолд» Максим Поправко.
«Многие наши конкуренты приостановили новые сделки в последнее время из-за проблем с финансированием, и к нам начали обращаться их клиенты», — добавляет Круглов.
Большинство лизингодателей предпочитают работать с автомобилями. По данным Зорькина, подавляющая часть лизинговых сделок по РФ происходит с такими объектами, как транспорт и спецтехника. «На долю оборудования пока приходится не более 10%», — отмечает он.
«Автомобили являются наиболее ликвидными и, вследствие этого, наименее рисковыми объектами лизинга», — объясняет Ольга Петина. По ее мнению, рост рынка лизинговых услуг во многом «обязан» общему росту автомобильного рынка.
Слова Петиной подтверждают данные компании «Рослизинг»: по итогам 2007 г. продажи легковых автомобилей в РФ выросли на 67% (в стоимостном выражении), при этом количество проданных иномарок увеличилось на 64%. «Многие из этих машин были проданы по договорам лизинга самым различным компаниям», — отмечает Петина.
Заместитель директора филиала компании «Европлан» Георгий Ткаченко согласен с Петиной. Акцент «Европлана» на автотранспорте объясняется высоким спросом на него и хорошей ликвидностью, поясняет собеседник. «В 2007 г. компания передала в лизинг 13 834 единицы легковых и грузовых автомобилей, автобусов, специального транспорта и самоходных машин. Таким образом, по сравнению с предыдущим годом рост составил более 50%», — рассказывает Зорькин.
Август отмечает, что в Новосибирске также растет количество сделок с оборудованием. По его мнению, это обусловлено ростом экономики. «Большинство предприятий нуждается в обновлении основных фондов: в техническом перевооружении действующих производственных мощностей, внедрении конкурентоспособной техники. В Новосибирске среди оборудования лидирует строительная техника», — отмечает аналитик.
Рост объемов строительных работ заставляет компании приобретать новую технику, а также менять устаревшие образцы, разъясняет замеситель генерального директор «Первой Лизинговой Компании» Вера Гладышева. Так, за последние годы крупнейшие строительные компании Новосибирска обновили по лизингу свой парк башенных кранов, тем самым достигнув снижения объемов налога на имущество, добавляет она.
По мнению руководителя отдела рекламы и PR Управляющей компании «Сибирь Девелопмент» (компания пользуется услугами лизинга) Софии Осоченко, лизинговые схемы наиболее востребованы со стороны быстроразвивающихся предприятий. «Когда стоит масштабная задача в короткий срок обновить или увеличить производственные мощности, то благодаря лизингу есть возможность получить преимущества по налогообложению», — поясняет она.
Условия сделки лизинга оборудования предусматривают возможность его ускоренной амортизации, объясняет Гладышева. «Оборудование, полученное в лизинг, можно амортизировать в три раза быстрее, чем такое же оборудование, купленное за счет кредита или собственных средств», — добавляет она.
«Лизинг оборудования пользуется растущим спросом со стороны новосибирских компаний, — соглашается Максим Поправко. — Предприятия ценят возможность модернизировать или увеличить основные фонды, не прибегая к банковскому кредиту». По его словам, в Новосибирске «Лизинг- ПромХолд» заинтересован в разработке новых продуктов для финансирования технологического оборудования, «в частности, на полиграфии, оборудовании для пищевой промышленности». Сейчас в портфеле «ЛизингПромХолд» — сделки с самым различным оборудованием — промышленным, строительным, а также транспортом, спецтехникой и железнодородным подвижным составом, рассказывает он.
«Сибирский Лизинговый Центр» намерен развивать лизинг медоборудования. «На услугу есть спрос со стороны крупнейших клиник, частных и государственных», — объясняет Артем Оводов. По его мнению, в дальнейшем перспективным направлением для лизинговых компаний станет создание «коробочных» продуктов, то есть стандартизированных услуг для клиентов с жесткими регламентированными условиями. «Ряд компаний в Новосибирске уже предлагает такие услуги, и они доказали свою популярность», — указывает собеседник.
«В Новосибирске «Eвроплан» предлагает клиентам 20 стандартизированых продуктов — под каждого из автопроизводителей», — подтверждает Георгий Ткаченко.
Вера Гладышева считает конкурентным преимуществом универсальность. По ее мнению, универсальная компания имеет больше возможностей для увеличения портфеля, его диверсифицикации. «Правда, это путь для крупных компаний, обладающих мощными ресурсами и высокой степенью автоматизации бизнеса», — объясняет она.
Все опрошенные «ДК» участники рынка отметили высокий спрос на лизинг недвижимости. Однако эта услуга до сих пор мало распространена. По данным «Эксперт РА», в целом по РФ количество сделок составляет лишь 1,5% от всего объема лизинга.
Сделки с недвижимостью до сих пор являются штучными, соглашается Гладышева. (В портфеле «Первой Лизинговой Компании» по Новосибирску доля сделок с недвижимостью — 15% в стоимостном выражении). Самым популярным предметом лизинга, по ее словам, являются помещения под производство, склады, офисы площадью около 1 тыс. кв. м.
Низкое распространение сделок с недвижимостью участники объясняют сложностью оформления документов. Непременным условием лизинговых сделок с недвижимостью является юридический анализ всех предыдущих процедур перехода прав собственности на объект, структуры собственников объекта, правильности оформления и регистрации сделок, рассказывает юрист Марина Антонова. По ее словам, проверка и подтверждение сведений — длительный и трудоемкий процесс. Как правило, в ходе проверки открываются новые детали, затрудняющие оформление недвижимости в лизинг, отмечает она. «Именно поэтому крупные объекты коммерческой недвижимости, как правило, приобретают путем покупки долей или акций предприятия, в собственности которого находится актив», — объясняет Антонова.
Однако сложности не снижают интерес со стороны клиентов. Артем Оводов прогнозирует дальнейший рост данного сегмента из-за высокой заинтересованности игроков рынка недвижимости.