эксперты Наталья Ахонина директор по маркетингу компании «Респект-Офис» Анатолий Ионов директор мебельной фабрики «Велига» Андрей Протасов генеральный директор мебельной фабрики «Калите» Елена Скры
эксперты
Наталья Ахонина
директор по маркетингу компании «Респект-Офис»
Анатолий Ионов
директор мебельной фабрики «Велига»
Андрей Протасов
генеральный директор мебельной фабрики «Калите»
Елена Скрыпник
заместитель директора компании «Бюро-Мебель»
Дмитрий Тюменцев
директор новосибирского представительства группы «Юнитекс»
Объем новосибирского рынка офисной мебели (с учетом мебели для образовательных и медицинских организаций) в 2006 г. составил не менее 600 млн руб. Такую оценку дает директор новосибирского представительства группы «Юнитекс» Дмитрий Тюменцев. Он считает, что по итогам 2007 г. объем рынка увеличится на 15-20% — примерно до 690-720 млн руб. По мнению директора по маркетингу компании «Респект-Офис» Натальи Ахониной, в 2007 г. в Новосибирске будет продано офисной мебели примерно на один млрд руб. Она говорит, что мощным стимулом для развития рынка продаж офисной мебели стало строительство бизнес-центров. «Компании переезжают в новые помещения и стараются обставить их современной мебелью», — соглашается директор мебельной фабрики «Велига» Анатолий Ионов.
Мебелью в Новосибирске торгуют более 200 организаций. В сегменте офисной мебели рынок наиболее емкий и сильнее всего сконцентрирован. По оценке Ионова, на продажи офисной мебели приходится почти половина оборота мебельного ритейла в городе и львиную долю рынка в этом сегменте контролируют 20 крупных игроков. Заместитель директора компании «Бюро-Мебель» Елена Скрыпник говорит, что ежемесячный объем продаж наиболее крупных игроков в сегменте офисной мебели в Новосибирске — 6-10 млн руб.: «С сентября по декабрь, когда спрос, особенно со стороны бюджетных организаций, наиболее велик, продажи возрастают примерно на 40%». К крупным игрокам в сегменте офисной она относит компании с ежемесячным оборотом от трех млн руб. Наиболее крупные игроки на этом рынке в Новосибирске, по ее мнению, компании «Эргостиль», «Мебель-Стиль», «Камеа», «Бюро-Мебель», «Респект-Офис», «Феликс». Тюменцев называет крупнейшими «Мебель-Стиль», «Дэфо», «Феликс», «Бюро-Мебель», «Эргостиль», «Программа-техно».
На мебель для оперативных зон, то есть тех офисных помещений, где сидят рядовые работники, приходится примерно 80% оборота в этом сегменте, полагает Ионов. По мнению Тюменцева, в общем объеме продаж офисной мебели доля оперативных зон — 50% (см. детали).
Он считает, что в Новосибирске покупают офисную мебель в основном нижнего и среднего ценовых сегментов: «На них приходится 80% продаж. В нижнем ценовом сегменте покупатели не требовательны к долговечности мебели. Для них главное — цена. В среднем мебель более эргономична, оснащена дорогой фурнитурой, имеет регулируемые опоры, кромку из ПВХ».
По мнению Ахониной, в общем объеме продаж офисной мебели в Новосибирске на долю мебели, произведенной местными компаниями, приходится 20%. Такое же мнение и у Елены Скрыпник из «Бюро-Мебель». По ее словам, местные мебельщики, в том числе и «Бюро-Мебель», делают все: от простых столов и стульев до изготовления по индивидуальному заказу кабинета руководителя. «Многие начинающие компании, промышленные предприятия не могут позволить себе более дорогую мебель иногородних фабрик», — говорит Ионов.
«Офисную мебель в городе производит десяток компаний», — рассказывает генеральный директор новосибирской мебельной фабрики «Калите» Андрей Протасов. «Калите» выпускает и оперативную мебель, и кабинеты руководителя. По его словам, в общем объеме продаж «Калите» на долю офисной мебели приходится 30-40%.
«Преимущество торговли офисной мебелью — возможность получения крупных заказов. Компания-покупатель может приобрести мебель сразу на 3-4 млн руб.», — говорит Протасов. Как считает Ахонина, в продажах привозной мебели на долю отечественной приходится 70% оборота, импортной — 30%. «Практически вся импортная мебель — это кабинеты руководителя», — говорит она. То, что импортная мебель востребована в основном в сегменте «кабинет руководителя», подтверждает Тюменцев. Скрыпник считает, что импортная мебель востребована не только в этом сегменте: «Мебель — показатель финансовой состоятельности компании. Поэтому клиенты готовы тратить деньги, например, на необычные стойки-ресепшн».
Участники рынка расходятся во мнениях о том, нужны ли торговцам офисной мебелью выставочные залы. Так, например, у «Калите», по словам Протасова, нет экспозиции офисной мебели. Он говорит, что предпочитает выставлять в салоне мебель, рассчитанную на частных лиц. Остальные опрошенные «ДК» ритейлоры убеждены в необходимости выставочных залов. По словам Ахониной, наличие демонстрационного зала говорит об уровне компании. Скрыпник полагает, что площадь выставочного зала не играет никакой роли в повышении корпоративных продаж.
Но разместить все образцы мебели в своих салонах местные ритейлоры не в состоянии. «Ассортимент настолько велик, что все разместить в демонстрационном зале было бы невозможно. Для этого потребовалась бы половина всех офисных площадей города», — говорит Ахонина. «Выставить мебель всех производимых линеек нереально. Задача салона — продемонстрировать свои возможности в ценовых и ассортиментных сегментах, чтобы покупатель получил общее представление о том, что ему могут предложить. Основной объем заказов принимается по каталогу», — вторит ей Тюменцев.
«По сравнению с 2006 г. в целом мебель подорожала на 20-25%, а офисная — лишь на 10-15%», — рассказывает Протасов. О том, что за год цены выросли примерно на 10%, говорит и Тюменцев. По словам Скрыпник, на различные виды офисной мебели цены выросли от 7% до 20%. Она говорит, что связано это не только с подорожанием материалов, но и с повышением стоимости транспортных услуг и повышением курса евро по отношению к рублю. «Конкуренция на рынке офисной мебели очень сильная. Поэтому и цены на нее сильно не растут», — объясняет Ионов.
По наблюдениям Тюменцева, интерес покупателей смещается в сторону более дорогой мебели: «Это касается всех сегментов: от «кабинета руководителя» до оперативной мебели. И отчасти объясняется повышением качества офисных зданий. Переезжая в бизнес-центр класса А или B+, компания подбирает и мебель, соответствующую уровню здания, качеству отделки помещения». «Действительно, в новый современный офис клиенты предпочитают ставить и новую современную мебель», — соглашается Ахонина.
Тюменцев говорит, что некоторые компании стали покупать дорогую мебель и для рядового персонала. По словам Ионова, смещение спроса на более дорогие модели заметно у покупателей дешевой мебели. «Раньше устраивала столешница из доски толщиной 16 мм, сейчас покупатели хотят мебель из доски толщиной 22 мм и более. Она смотрится массивнее», — рассказывает он.
«Спрос на дорогую офисную мебель растет все же не так быстро, как на мебель бытового назначения», — отмечает Скрыпник. По ее мнению, сдерживающий фактор — слишком высокая стоимость аренды офисных площадей. «Вновь открывающиеся компании предпочитают на начальном этапе сэкономить именно на мебели», — говорит она. По словам Скрыпник, лишь филиалы крупных московских компаний приобретают мебель верхнего ценового сегмента и дизайнерские образцы. «Как правило, такая мебель в два раза дороже мебели среднего ценового сегмента. В Новосибирске наибольшим спросом пользуется, например, мебель для кабинета руководителя стоимостью 100-250 тыс. руб. Хотя можно оборудовать кабинет и за 50 тыс. руб., и за 3 млн руб.», — говорит она.
«У нас мебель служит долго. Больше пяти лет», — говорит Анатолий Ионов. Тюменцев и Ахонина считают, что средний срок обновления офисной мебели — 10 лет. «Хотя уже много компаний обновляют свой интерьер каждые 2,5-3 года. Лидер по обновлению — кресла для персонала. Главным критерием при их покупке служит цена, а недорогие кресла ломаются чаще», — говорит Ахонина. Тюменцев полагает, что со временем средний срок обновления мебели будет уменьшаться. По его словам, чаще всего обновляют оперативную мебель (столы, тумбочки, стулья для рабочих мест сотрудников) и кабинеты руководителей.
«Мебель местного производства служит безукоризненно года два-три. Потом требуется косметический ремонт кромок, притягивание соединительной фурнитуры. Мебель производства крупных иногородних фабрик служит не менее пяти лет», — говорит Елена Скрыпник. Чаще всего, по ее словам, приходится обновлять кресла и диваны.
Протасов из «Калите» говорит, что покупатели все больше внимания уделяют дизайну мебели. «В уходящем году в сегменте «кабинет руководителя» основной тенденцией было преобладание цветов «Клен» и «Венге», — говорит Скрыпник. «В моде стиль open space, техно. До сих пор востребованы модные в прошлом сезоне цвета «Венге», «Зебрано», — рассказывает Тюменцев. По словам Скрыпник, наконец-то появились яркие краски и в мебели для сотрудников. Фасады, перегородки между столами, столешницы предлагаются красного, оранжевого, нежно-синего, зеленого цвета в сочетании с натуральными текстурами дерева, алюминиевыми рамками, матовым стеклом ярких оттенков. Об актуальности металлических вставок, металлокаркаса, вставок из стекла говорит и Тюменцев. По словам Скрыпник, корпусная и мягкая мебель приобрела кубические формы. В моде открытое пространство и, как следствие, тонкие опоры столов. По словам Тюменцева, возвращается мода на лакированную мебель.
По словам Ахониной, моду в дизайне офисной мебели (воздушность пространства, легкость форм, глянцевые элементы) диктуют новые технологии в ее изготовлении.
«Компании стали более смело подходить к стилистическому и цветовому оформлению офисов. Одно из основных требований — соответствие мебели корпоративному стилю», — говорит Ахонина. По словам Протасова, все чаще клиенты высказывают желание приобрести мебель поярче, отразить в ней корпоративные цвета. Но у поставщиков местных производителей офисной мебели цветовая гамма материалов ограничена. Основные цвета — серый, бук, вишня. «Материалы именно этих цветов всегда есть в достатке у поставщиков. Бывает, заказчик захочет чего-то поярче, а в нужном объеме материалов такого цвета на складе нет», — объясняет Протасов.
«Офисная мебель становится многофункциональной. Например, тумба с прочными колесиками, выдерживающая вес до 200 кг, может служить одновременно стулом, шкаф — перегородкой (создавать приватное пространство, выполнять функцию «зоны быстрых переговоров»)», — рассказывает Ахонина.
По ее словам, несмотря на высокую арендную плату, в городе не прослеживается тенденция к экономии офисного пространства. «Крайне мало офисов, где используются мобильные предметы и эргономичные системы хранения документации: навесные, «вытекающие» из рабочего места, аксессуары. На этом обычно экономят, хотя при помощи таких мелочей можно значительно уменьшить затраты на аренду, повысить эффективность работы сотрудников, обеспечить их лояльность», — говорит она.
Ахонина рассказывает, что пока мало компаний смотрят на мебель в офисе не только как на предмет интерьера, а еще и как на инструмент, позволяющий решать бизнес-задачи: «От настройки рабочих мест специалистов зависит очень многое: как они будут общаться между собой, что говорить клиентам и даже что думать».
«В 2008 г. объем рынка офисной мебели Новосибирска вырастет еще на 15-20%», — считает Тюменцев. По мнению Скрыпник, конкуренция на рынке офисной мебели усилится. «В результате компании станут уделять больше внимания сервису. Выезд менеджера к клиенту для демонстрации образцов продукции и замера помещения, доставка и сборка мебели — все эти услуги крупные компании предоставляют бесплатно», — отмечает она. «Перечень услуг позволяет судить об уровне компании», — говорит Ахонина. По ее словам, ритейлоры могут предложить клиентам услуги различной сложности. «Дизайн-проект можно сделать схематичный, а можно с визуализацией в цвете», — объясняет она.
Елена Скрыпник ожидает, что в 2008 г. в городе получит распространение услуга оснащения офисов мебелью ночью: «Для клиентов это удобно — экономится их рабочее время. Но пока сталкиваемся с тем, что владельцы бизнес-центров не хотят открывать их по ночам. Да и не все клиенты готовы отдать ключи от офиса». Зато, как рассказывает Ахонина, уже сейчас растет спрос на услугу «переезд офиса». «Продавцы мебели берут на себя роль транспортной компании. «Офисный переезд» для клиентов выгоден, поскольку мебель перевозится в разобранном виде, что позволяет сохранить ее внешний вид. Квалифицированный персонал ритейлоров может аккуратно разобрать мебель, а затем собрать ее в другом офисе», — объясняет Скрыпник.
«Респект-Офис» предлагает клиентам установочный дизайн-проект по принципам фэн-шуй и оформление мебели в лизинг. Ахонина не раскрывает названия компаний, которые уже воспользовались этими услугами.
детали
Больше всего продается мебели для оперативных зон
Как распределяются доходы от продажи офисной мебели
Зона рецепции [6%]
Мягкая мебель для посетителей [7%]
Зал для совещаний [7%]
Кабинет руководителя [30%]
Оперативные зоны [50%]
детали
Стоимость большинства рабочих мест не превышает 15 тыс. руб.
Сколько стоит одно рабочее место в сегменте оперативной мебели
Верхний (свыше 15 тыс. руб.) [10%]
Нижний ценовой сегмент (до 8 тыс. руб.) [20%]
Средний (до 15 тыс. руб.) [70%]