Меню

Оксана Панченко, Райффайзенбанк: «Очень важно понимать, как управляется бизнес заемщика»

Как сегодня банки относятся к кредитованию крупного и среднего бизнеса? Кого кредитуют неохотно? Что нужно, чтобы банк одобрил корпоративный кредит?

Член правления АО «Райффайзенбанк», руководитель дирекции по работе с корпоративными клиентами, Оксана Панченко рассказала DK.RU о том, как сегодня банки работают с крупным и средним бизнесом, каков портрет заемщика в Новосибирске и России, чем отличаются рынки, и в каких отраслях в Сибири наиболее востребованы заемные средства.
 
– Каковы сегодня показатели по выдаче кредитов в корпоративном сегменте и что происходит с уровнем просрочки?
 
– Мы проанализировали динамику корпоративного портфеля по банковской системе в целом и отмечаем небольшой рост за первый квартал – на 0,3%. По нашим оценкам, этот показатель в целом по системе за 2015 год составит от 6 до 8% как по России, так и в Новосибирской области. Таким образом, рост в этом году будет меньше, чем в предыдущие периоды, и спрос на кредитное финансирование немного снизится. С другой стороны, система все равно полноценно функционирует, банки также оказывают поддержку в рефинансировании публичного долга, новые объёмы которого также снизились. Имею в виду рынок облигаций и синдицированных сделок.
 
Если говорить о просроченной задолженности, то этот показатель в банковской системе в целом незначительно вырос. С нетерпением ждём, когда все компании раскроют итоги 2014 года. По итогам обновлений кредитного анализа заёмщиков на цифрах 2014 будет понятно, насколько изменилось качество кредитного портфеля системы. В Райффайзенбанке просроченная задолженность находится на приемлемом уровне, а качество кредитного портфеля даже улучшилось. Мы вынесли уроки из кризиса 2008-2009 годов: тогда мы частично корректировали кредитную политику, совершенствовали методику управления рисками. Как один из примеров - сделали выводы о том, что кредиты должны выдаваться в валюте выручки клиента, чтобы избежать валютных переоценок долга в периоды волатильности. Мы вполне довольны качеством нашего корпоративного кредитного портфеля. По отдельным категориям объем просрочки за 2014 год у нас даже лучше рынка. То же самое мы отмечаем и по сибирскому портфелю.
 
Что касается пассивов, то в целом по системе объем привлеченных средств в рублях вырос на 5% за первый квартал 2015, то есть корпоративные клиенты накапливают выручку. Отмечу, что рынок корпоративных пассивов не был сильно волатилен – ни в конце 2014 г., ни в первом квартале 2015 г. В отличие от депозитов физических лиц, которые показали снижение по итогам 2014 года, корпоративная ликвидность явилась значительной поддержкой для банковской системы.
 
Ещё одна ремарка: наша банковская система довольно концентрирована. На долю крупнейших (топ-20) банков приходится больше 80% активов по системе в целом. Поэтому то, что происходит с банками категории топ-20, отражает динамику банковского рынка. В целом, ожидания на этот год у нас достаточно позитивные, несмотря на волатильность, которую мы все наблюдали в конце прошлого год.  Большой помощью стали послабления нормативов для банков со стороны ЦБ. Конечно, есть определенные вопросы, в первую очередь касающиеся компаний, на которых сказалась курсовая разница, главным образом это импортёры и компании  с большой долей импортного сырья и комплектующих. Однако в целом система адаптировалась. Поэтому у нас довольно позитивное видение рынка и до конца этого года, и на последующие периоды, если не будет новых негативных событий, сильно влияющих на рынки.
 
– Как различаются рынки корпоративного кредитования в Сибири и России в целом, каков портрет малого и среднего бизнеса?
 
Типичный профиль корпоративного заемщика в Сибири в целом мало отличается от картины по стране. Например, к сегменту среднего бизнеса мы относим компании с годовой выручкой от 320 млн руб. до 3 млрд руб. И, надо сказать, что заемщики абсолютно одинаково себя ведут по всей России. Скорее присутствует отраслевая специфика. Тот же импорт разных категорий товаров. Ему пришлось довольно тяжело в периоды максимальных курсовых скачков. Однако в целом отрасль товаров  народного потребления и сферы услуг нам всё равно очень интересна. По всей стране, и в Сибири в частности, мы работаем с торговыми предприятиями, медициной,  фармацевтикой, производителями товаров народного потребления.
 
– Предприятия каких отраслей ваши основные клиенты в Сибири?
 
Для каждого региона характерны свои отрасли: в Новосибирске, например, это в основном торговые компании и сфера услуг; в Томске – нефтяные компании; в Кузбассе – угольно-металлургическая и химическая промышленность; на Алтае – в первую очередь АПК и частично –  фармацевтика. С ними мы и работаем в Сибири.
 
– Какие вы видите сложности в отношениях бизнеса с банками?
 
– Есть мнение, что банки в текущей рыночной ситуации боятся кредитовать. Но это не так. В Райффайзенбанке принципиально мы  не меняли  кредитную политику. Конечно, мы периодически "надстроечно" корректируем  размеры лимитов, структуру и подходы к обеспечению отдельных отраслей и категорий заёмщиков. Сейчас в секторах с большими рисками банки увеличивают обеспечение и придерживаются более консервативной политики в отношении кредитования долгосрочных проектов. Но стоит отметить, что и аппетит заемщиков снизился. Банки не испытывают дискомфорта в общении с бизнесом, но по понятным причинам более пристально анализируют кредитный риск. В первую очередь это коснулось тех компаний, которые вошли в 2015 год с большой долей заемных средств. В предыдущую волну экономической турбулентности, в 2008-2009 году, стало очевидным негативное влияние подобной политики: выживать в условиях, когда падает выручка и имеется крупный портфель заимствований, всегда намного сложнее. Но мы, даже в подобных ситуациях, стараемся находить взаимовыгодные решения. На мой взгляд, всегда проще и комфортнее договариваться, чем вступать в жесткие неконструктивные отношения. Конечно, если такой подход разделяет сам заёмщик и готов всецело  и конструктивно взаимодействовать с банком.
 
– Как у банков сегодня меняются программы по минимизации рисков?
 
Банки, как правило, очень технологичны, и у каждого свои стандартные процедуры оценки рисков. В первую очередь мы анализируем финансовое состояние заемщика на основании данных за несколько последних отчётных периодов. Но это информация о том, что было с компанией.  Не менее важно понять, как компания планирует своё будущее.  При любых условиях и в любой ситуации.  А это уже качество планирования и оценка  качества управления компанией. Также нам важно понять, есть ли у компании ответ на вопрос, как она будет корректировать свою деятельность в период «турбулентности», что будет с рынком, на котором она работает, насколько диверсифицирован ее портфель поставщиков и подрядчиков. Нам важно, чтобы у клиента было объективное видение положения собственного бизнеса и рыночной ситуации. В таком диалоге с заемщиками и рождается истина. Очень многое становится понятным при личном контакте с клиентом. Если мы видим абсолютно адекватное понимание всех сложившихся рыночных реалий, тогда заемщик для нас в приоритете.
 
–  А если вы видите, что клиент не сможет вернуть кредит?
 
– Есть разные инструменты для работы с такими клиентами. Когда мы впервые анализируем положение компании, можем подсказать, на какие проблемы менеджменту стоит обратить внимание. Если приходится принимать решение в отношении уже существующих заемщиков, то здесь есть возможность в отдельных ситуациях реструктурировать платежи нам. При этом чётко понимая, что есть обоснованный бизнес-план, который отразил всю сложившуюся специфику и выведет компанию к поставленным целям.  Мы также можем вместе с клиентом доработать бизнес-модель, выступить агентами по реструктуризации с другими банками. Самое главное – убедиться в жизненности требуемых изменений и полной поддержке команды собственников и управленцев клиента.
 
– Какие рынки сегодня самые нестабильные?
 
– Наиболее нестабильны сейчас те компании, чей бизнес тесно связан с импортом, а рынок не позволяет заложить курсовые риски в конечную стоимость продукции. Но таких отраслей немного.
 
– А бизнес как себя ведет, стало ли меньше клиентов? Какие прогнозы?
 
– Мы очень рады тому, что нас воспринимают как адекватного и надёжного финансового партнёра. И нам бы очень хотелось сохранить этот статус. Да, рынок волатилен. Поэтому оценка рисков при взаимодействии с существующими и новыми заёмщиками становится ещё более непростой задачей. Клиентов не становится меньше, но, очевидно, снизится число заёмщиков, которому мы убедительно сможем сказать «да». Тем не менее, мы с оптимизмом смотрим в будущее. И рынки, и отрасли цикличны. Мы верим в наших клиентов и надеемся на то, что большинство из них сможет выбрать наиболее  оптимальные варианты функционирования в изменившихся условиях. А мы, в свою очередь, готовы оказывать им всяческую поддержку.