Меню

Оседлавший пегаса

досье Сергей Бучик Родился в сентябре 1973 г. в г. Мариуполе (Украина). Образование: В 1995 г. окончил факультет «Прикладная математика и информатика» Новосибирского государственного техническог

В начале 90-х гг. выпускник НЭТИ Сергей Бучик пробовал заработать на фондовой бирже, но интуитивно понимал — производство принесет большую отдачу в будущем. За десять лет ему удалось построить крупнейшее за Уралом производство оборудования для бутилирования чистой воды и напитков. Заявить о себе на мировом рынке компании «Рэдвар» поможет ноу-хау — устройство для беспенного розлива пива PEGAS.
досье
Сергей Бучик
Родился в сентябре 1973 г. в г. Мариуполе (Украина).
Образование: В 1995 г. окончил факультет «Прикладная математика и информатика» Новосибирского государственного технического университета по специальности инженер­-системотехник.
В 1998 г. — факультет «Мировая экономика» Сибирской государственной академии путей сообщения по специальности экономист.
Работа: 1997-2005 гг. — генеральный директор ЗАО «Новосибирскпродмаш».
С 2005 г. возглавляет группу компаний «Рэдвар», в состав которой входят ЗАО «Новосибирскпродмаш», ООО «ЯХО-групп», ООО «Восточная торговая компания».
Cемья: не женат.
 
В 1995 г., окончив НЭТИ (теперь Новосибирский государственный технический университет) по специальности инженер-системотехник, но не найдя своего призвания в программировании, Сергей Бучик стал одним из первых студентов только что открывшегося филиала Всероссийской Академии Внешней торговли при Сибирской государственной академии путей сообщения, на факультете мировой экономики. «Изучал экономику, финансы, бухгалтерию, иностранные языки», — рассказывает Бучик. Параллельно работал на Сибирской фондовой бирже, так что учиться приходилось на вечернем отделении. Почему биржа? Тогда, во времена финансовых пирамид, МММ, ваучеров, взлетов и падений курса доллара, это был просто хороший способ заработать посредством торговли на фьючерсных площадках фондовой биржи. Но летом 1997 г. на молодом российском фондовом рынке происходили серьезные колебания, когда несколько десятков тысяч долларов «в плюсе» в одночасье могли превратиться в несколько десятков тысяч «в минусе». Именно поэтому захотелось чего-то более понятного, ощутимого и осязаемого, чем записи на счетах биржи. Тогда я задумался о том, чтобы уйти в реальный сектор — производство».
Производить, а не перепродавать

В 90-е гг. был популярен бизнес по розливу газированной воды. Бучик решил попробовать на этом заработать. В процессе поиска линии по розливу Бучик познакомился с новосибирскими предпринимателями, которые тоже хотели начать подобный бизнес и искали похожее оборудование. В итоге линию, которую Бучик купил у московского производителя для себя, он продал им, «неплохо заработав». Еще через несколько месяцев была продана вторая линия. Это подвигло Бучика на мысль — почему бы не производить подобные линии в Новосибирске?

Для организации собственного производства необходимо было найти высокопрофессионального технического специалиста, и Бучик нашел такого на заводе «Сибсельмаш». Александр Кайков и сегодня является техническим директором компании «Новосибирскпродмаш». Само название было выбрано по аналогии с крупными постсоветсткими предприятиями.

С. Б.: «В конце 90-х на рынке присутствовало несколько крупных постсоветских предприятий, названия которых оканчивались на «продмаш». Это были старые предприятия, созданные еще в застойные 50-е гг. Тогда у нас появилась мысль — а почему бы не стать таким же крупным предприятием, такое название должно было внушать доверие. На фоне мелких кооперативов, которые что-то производили и продавали, нужно было выделиться. Так родилось название — «Новосибирск- продмаш». Как оказалось впоследствии, это был удачный маркетинговый ход, который придал нам солидность, масштабность в глазах партнеров.

В то время мы не имели четкого представления о емкости российского рынка оборудования для розлива воды. Тогда у нас не было ни возможностей, ни инструментов для оценки рынка, но здравый смысл и интуиция подсказывали, что после летнего кризиса 1998 г. было удачное время, чтобы заняться производством». Начальный капитал, по словам Бучика, был потрачен на разработку продукта, текущие расходы — на аренду помещения, зарплату персонала, конструкторские разработки, организацию опытного производства и приобретение комплектующих. Потребовалось 1,5 года на разработку оборудования и его испытание.

«Мы произвели довольно большую партию устройств — порядка 20 тыс. единиц, ожидали спрос, но оборудование «не пошло», — вспоминает Бучик. — За 8 месяцев мы продали всего 500 шт.! Только я один тогда верил в то, что продукт будет успешным. Приходилось убеждать в этом и людей. У нас оставалась последняя тысяча долларов и спасло то, что вовремя удалось заключить два серьезных крупных контракта, и постепенно продажи пошли».

Конкуренты копируют изобретение

Особая гордость Бучика и ноу-хау компании — устройство для беспенного розлива пива PEGAS (ПЕноГАСитель). Представляет собой небольшое устройство, монтирующееся на пивную колонну вместо или вместе с обычным краном, на охладитель или соединяющееся непосредственно с пивопроводом. Оборудование позволяет разливать пиво быстро (скорость розлива выше в 3-4 раза по сравнению с обычным краном), и при этом не образуется пены, сокращаются потери напитка, что особенно важно при продаже в розницу дорогих барных сортов пива. Устройство минимизирует участие продавца в процессе налива, а освободившееся время он может посвятить обслуживанию клиентов. Идея создания такого оборудования родилась с подачи клиента.

С. Б: «Тогда, в 2004 г., к нам приехал директор новосибирской пивоварни «Келлерс» и говорит: «Ребята, у меня прекрасное пиво, но оно живое, оно насыщено углекислотой, я могу его продавать только у себя в баре, но не могу разливать в других местах». Мы тогда для него сделали первый PEGAS и дали попробовать, испытать. Так он не хотел возвращать его нам обратно! Сказал: я готов купить у вас еще 100 таких. Готов заплатить деньги за то, чтобы наливать пиво покупателям. Тогда это устройство стоило 20 тыс. руб, поскольку не было серийного производства. Потом мы удешевили его в несколько раз. Это позволило «Келлерс» продавать пива в разы больше. Для них это устройство — главное условие, без которого бизнес просто не может развиваться.

Если вспомнить очереди, которые выстраивались у точек продаж пива, антисанитарные условия, проблемы с наливом пива, возникающие у продавцов, можно понять, почему решение, которое мы предложили рынку, было встречено с огромным интересом».

Е. М.: «А пытался ли кто-то скопировать изобретение?».

С. Б.: «Попытки были. В Славгороде, Барнауле, сейчас появилась копия в Орле. Конкуренты пытались разработать аналог PEGAS — разобрали наше устройство, изучили и сделали что-то похожее, но намного примитивнее. Но у нас все запатентовано, мы хорошо защищены, два прецедента мы уже пресекли в судебном порядке, на днях выиграли суд у орловских производителей и в очередной раз отстояли свои права».

Бизнес «Рэдвар» растет более чем на 30% в год

Интуиция Бучика не подвела. Начиная с 2000 г., рынок потребления бутилированной воды в России — один из самых динамично развивающихся рынков питьевой воды в Европе, прирастает примерно на 20-30% в год. Такой же темп прироста продаж по объемам рынка оборудования для розлива воды.

«Наши темпы прироста даже выше, — говорит Сергей Бучик. — Кроме появления новых игроков на рынке бутилированной воды, вырастают и те, кто уже давно на нем работает. Оборудование укрупняется: клиенты наращивают объемы — тот, кто вчера установил несложную линию, сегодня заказывает более серьезное оборудование».

По прогнозам аналитиков, рост рынка на уровне 20-30% сохранится ближайшие 5-6 лет. Сегодня в России действует уже около 30 предприятий, предлагающих оборудование для бутилирования воды, которые преимущественно расположены в европейской части страны. За Уралом «Новосибирск- продмаш» — крупнейший производитель оборудования для бутилирования воды за Уралом, но география продаж новосибирской компании не ограничивается сибирскими регионами. В ноябре прошлого года «Новосибирскпродмаш» заключил эксклюзивный дилерский договор с украинской компанией «МОС» на поставку оборудования WaterPak для бутилирования воды на территории Украины.

Сегодня число клиентов компании «Новосибирскпродмаша» насчитывает более 300 предприятий в разных регионах России и стран СНГ. Оборудование PEGAS в своей работе используют многие предприятия, например, Sun Interbrew, Efes, «Балтика», «Барнаульский пивоваренный завод», «Тогучинский пивзавод», «Красноозерский пивзавод», «Келлерс» и другие.

Охват новосибирского рынка оборудования по розливу пива достигает 70% в Новосибирской области, и 30% рынка — в соседних сибирских регионах (Омская, Томская, Кемеровская области и Алтай).

Производительность предприятия составляет более 5000 устройств PEGAS в месяц и порядка 10-15 линий розлива напитков. В каждой линии — от 5 до 15 наименований оборудования. Номенклатура узлов и деталей в одном изделии может достигать 2 тыс. единиц. Каждый раз оборудование изготавливается по индивидуальному заказу. Работа с клиентом начинается со стадии замера и описания технических характеристик помещения, в котором планируется размещение оборудования, составления проекта размещения и подвода коммуникаций, согласования технического задания на производство оборудования. Сборкой и запуском линии дело не заканчивается, а сопровождается сервисным гарантийным и постгарантийным обслуживанием. Весь цикл производства занимает от 2-х до 6-ти месяцев в зависимости от сложности линии.

«Новосибирскпродмаш» закупает комплектующие для своих линий у 50 российских и зарубежных поставщиков. Самая мощная линия по розливу газированных напитков, предлагаемая «Новосибирскпродмашем», стоит порядка 10 млн руб., автомат для розлива спокойных жидкостей — порядка 4 млн руб., а стоимость линий для бутилирования воды варьируется от 500 тыс. руб. до 3,5 млн руб., в зависимости от производительности.

«Рэдвар» целится на зарубежные рынки

Сергей Бучик строит амбициозные планы: «Мы разработали проект продвижения PEGAS на международный рынок и уже приступили к его реализации. Осенью прошлого года устройство PEGAS было презентовано на четырех крупнейших мировых отраслевых выставках — Anuga07 и Brau Beviale07 в Германии, Корее и Болгарии. Интерес к продукту проявляют компании из Австралии, Германии, Франции, Новой Зеландии, Болгарии, Чили, Чехии, Южной Кореи и в других странах. Несколько делегаций из разных стран посетили предприятие сразу после выставки. Потребность у зарубежных рынков в нашем оборудовании тоже есть, мы способны выигрывать за счет условий поставок и новых разработок, которых нет у них. Когда я вижу, что наше оборудование не хуже, а в некоторых параметрах — лучше, тогда возникает вопрос — а почему мы не можем продавать им?».

«Сейчас мы ведем переговоры о подписании дистрибьюторских соглашений и открытии представительств компании в нескольких странах», — говорит руководитель Службы внешнеэкономической деятельности Екатерина Сальникова. В начале этого года группа компаний «Рэдвар» подписала дистрибьюторский договор с уругвайской компанией (название не раскрывается) о поставках оборудования PEGAS на всей территории Латинской Америки, и в апреле представительство «Рэдвар» откроется в Уругвае.

В середине апреля PEGAS будет представлен на выставке в г. Сан-Диего штат Калифорния. В планах на 2009 г. — выйти на мировой рынок с линейкой оборудования по бутилированию воды.

Идеи реализует команда

Сегодня «Новосибирскпродмаш» входит в ГК «Рэдвар», производство оборудования для розлива воды и пива — не единственное направление деятельности (см. детали). Управленческие задачи усложняются. Каждая служба рассматривается как центр прибыли и имеет свой бюджет доходов и расходов. Руководители служб самостоятельно принимают решения и контролируют затраты в рамках подразделений. «Я уже более трех лет не вмешиваюсь в процесс снабжения производства, которым занимается служба логистики», — рассказывает Бучик. Как руководитель он не вмешивается в текущие задачи служб маркетинга, внешнеэкономической деятельности и других служб,. На вопрос о том, сколько сотрудников работает в отделе маркетинга, отвечает: «Не помню, кажется, сейчас — девять человек». Деятельность компании разделена на направления-проекты во главе с руководителями, на которых завязаны все бизнес-процессы по поставкам, проектированию, производству, продажам и продвижению продукта. Руководители проектов подотчетны генеральному директору.

Е. М.: «Где вы берете специалистов?».

С. Б.: «На рынке труда очень мало по-настоящему хороших специалистов, но даже те, которые есть, — редко берут на себя ответственность за решения. При подборе кандидатов на ключевые позиции обычно провожу собеседования сам. Есть тесты на стиль руководства и логичность мышления и т.д., есть различные методики подбора персонала я сам прошел их все и сравниваю свои результаты с теми, которые показывают сотрудники. Если кандидат набрал баллы выше — это прекрасно, это профессионал, который нам нужен; если его показатели ниже — я начинаю более пристально рассматривать человека — а есть ли у него другие сильные стороны, которые бы позволили принять его на эту должность? Менеджеры высшего звена могут и должны быть умнее своего руководителя».

Е. М.: «Как часто посещают вас новые идеи?».

С. Б.: «Я хоть сейчас могу набросать вам массу идей, требующих реализации но проблема на самом деле в другом Есть идеи, но очень мало людей, которые могут их реализовать, а еще меньше сформированных команд единомышленников. Для меня идеалом являются стиль работы и принципы ведения бизнеса Ричарда Брэнсона, основателя Virgin. На его рабочем столе всегда лежали всего две стопки бумаг: справа идеи, которые требуют реализации, слева — список людей, которые могут их реализовать. Сейчас я пытаюсь создать ту команду, которая позволит реализовывать серьезные идеи. Наивысший уровень развития команды — это когда сотрудник компании говорит: «Ребята, есть идея, хочу ее реализовать». В ответ отдел маркетинга готов просчитать емкость рынка и взяться за продвижение, финансисты — спрогнозировать затраты и вложения в проект, найти финансирование, персональщики — понять, сколько людей понадобится и где их взять, отдел продаж — реализовать продукт и т.д. Сегодня 50% служб в компании работают по этому принципу, нам требуется еще 1,5-2 года, и процесс будет завершен».

Е. М.: «Что позволяет вам восстанавливать силы?».

С. Б: «Я не трудоголик. Считаю, что есть работа и есть личная жизнь, и эти сферы не должны ущемлять друг друга. Для меня бизнес — это игра. Есть много компьютерных игр с элементами стратегии. Для меня моя работа — та же стратегическая игра, которая ведет к результату. Я в общем-то и отношусь к работе именно как к игре. Но когда я выхожу из офиса — у меня в голове пусто, я умею не думать о работе Дальше начинается другая интересная игра под названием «личная жизнь». Восстановить силы после рабочего дня порой помогают полчаса в тишине и в одиночестве. А после больших неудач или потерь помогает осознание того, что получил урок, научился чему-то, сделал выводы — и это была плата за приобретенный опыт, за некое знание. Я просто не думаю больше об этой неудаче и стараюсь идти вперед. Один из наших преподавателей говорил когда-то, что есть «деньги вчерашнего дня», потеряв которые, не стоит думать о них сегодня: это не приведет ни к чему позитивному. Я практик: любое решение для меня — это цепочка событий и действий, которая сразу выстраивается в будущее. Больше думаю о будущем, чем о вчерашнем дне».