«Часто промышленники, которые начинали как малые предприятия, позже покупают более крупные компании, потому что гиганты останавливаются в своем развитии, топчутся на месте, пока их не "съедят"».
Председатель совета директоров АО «Завод «Экран» Павел Бобошик:
Никогда в жизни не хотел заниматься инвестиционным бизнесом и покупкой-продажей активов, меня увлекает производство, я промышленник, поэтому люблю этот процесс. Так как я разворачивал свою предпринимательскую деятельность с нуля, то с большим уважением отношусь к малому и среднему бизнесу, считаю его основой любой экономики и движущей силой прогресса. Часто промышленники, которые начинали как малые предприятия, позже покупают более крупные компании, потому что гиганты останавливаются в своем развитии, топчутся на месте, пока их кто-нибудь не «съест».
Промышленность очень важна, и я не верю, что вперед будут двигаться только био- и нанотехнологии. Безусловно, они играют все более заметную роль, но применят их все равно на производстве – ведь грядет четвертая промышленная революция, которая изменит общество.
Не надо брать пример с Европы, где 20 лет назад было распространено заблуждение, что стимулировать промышленность не нужно, так как она вредит экологии, и лучше сосредоточиться на сервисе и услугах. После кризиса 2008-2009 гг. стало ясно, что заблуждались жестоко. Страны, которые имеют высокую долю промышленного производства в структуре ВВП, во время кризиса не упали так глубоко и вышли из него намного быстрее, по сравнению со странами, у которых в ВВП большая доля сервиса и услуг.
Кроме того, тупик в развитии наблюдается, например, в России, Венесуэле, Бразилии и других странах, зависящих от экспорта сырья. Ведь этот фактор имеет огромное влияние не только на госбюджеты и стабильность экономики, но и на социально-профессиональную структуру общества, а также формирование предпосылок для роста промышленности: если главный источник пополнения казны – экспорт и услуги, то у вузов страны не стоит задача обучать людей для работы на производстве.
Последние 30 лет в мире набирают популярность индустриальные парки как инструмент развития промышленности и инвестиционной политики регионов. У заинтересованных в этом структур должно сложится четкое убеждение, что размещение производственных мощностей малых и средних предприятий в индустриальном парке – с готовой инфраструктурой и наличием сервисных услуг – помогает им сосредоточиться на реализации актуальных бизнес-задач, не задумываясь о решении вопросов, связанных с организацией деятельности. Преимущества парковых проектов очевидны, промпарки – это не инструмент выбивания денег из государственного бюджета. Поддержка со стороны государства, конечно, есть, и теперь осталось, чтобы в Новосибирске использовали те меры, которые доказали свою эффективность в других субъектах Российской Федерации. Разумеется, пока не появятся сертифицированные индустриальные парки, чья деятельность соответствует требованиям ГОСТ, сложно разрабатывать стимулы, подобные тем, которые есть в других регионах. Это как проблема, что первично – курица или яйцо? Ну давайте начнем с чего-то, давайте создавать парки!
Мы стараемся в диалоге с властями добиваться, чтобы здесь перенимали опыт других регионов России, где статус резидентов и управляющих компаний промпарков позволяет получать преференции. Но даже если мы начнем открывать в Новосибирской области индустриальные парки с помощью государства и активно продвигать их на частные и бюджетные деньги, то бизнес, который выберет эти площадки, столкнется с огромным недостатком рабочей силы.
И за этим стоит еще одна проблема – перестройка системы подготовки кадров в регионе. Необходимо активнее поддерживать те вузы, которые занимаются обучением технических специалистов. Кроме того, нужно пропагандировать ценность инженерного образования среди школьников старших классов и их родителей, чтобы молодые люди не стремились отучиться на менеджеров или юристов, так как на рынке труда их сегодня предостаточно. К тому же настоящий менеджер – это зрелый человек, который должен быть компетентным в своей отрасли. Я за свою долгую карьеру встречался со многими «обученными менеджерами», которые знали все термины, приемы, программы, но ничего не понимали в производственном процессе, не хотели в него вникать. У таких людей никогда не получалось диалога с теми, кто стоит у станка.
Нам важно иметь сотрудников, которые желают что-то делать руками, которые получают удовлетворение, когда создают стеклянную бутылку из песка или металл из куска руды, или из листов металла – самолет. Ведь результат производственного процесса зависит от человека, который получает кайф от созидания, от того, что машина работает и выпускает продукцию.
Мы, конечно, можем приглашать специалистов из-за рубежа, но надо понимать, что если люди едут сюда ради работы, то платить им придется в разы больше, чем на прежнем месте, а это снижает эффективность труда здесь, в Сибири. Это очень важный вопрос – как популяризировать и интенсивно продвигать инженерное образование среди тех, кто готов жить и работать в своем регионе.
Надо выстраивать коммуникации между бизнесом, властью и вузами. Не стоит жалеть время на апгрейд системы технического образования. Предприниматели готовы в этом участвовать. Взяв на себя эту социальную функцию, мы должны иметь поддержку от государства.
*Текст написан специально для эксклюзивного апрельского выпуска ДК к форуму «Будущее города.Бизнес-ринг».