Новосибирск не зря позиционирует себя как город креативных людей. Бизнес‑идеи, рожденные нашими земляками, пожалуй, переплюнут историю Рокфеллера про то, как он стал миллиардером.
Прошлым летом в центре Новосибирска появился кофемобиль. Прохожие оглядывались, чтобы посмотреть на диковину. Поставить кофемашину в автомобиль и отправить его разъезжать по городу придумали двое парней из Академгородка: Александр Напорчук и Кирилл Колодезный. Это не первый их совместный бизнес. Александр и Кирилл уже несколько лет успешно развивают ИТ‑компанию Mayaka.
«Каждый артист мечтает открыть ресторан, потому что представители шоу‑бизнеса все переговоры ведут в ресторанах и любят участвовать в тусовках. А каждый айтишник мечтает открыть кофейню, т.к.в среде моих коллег именно кофейни служат местом деловых встреч», — объясняет Александр Напорчук.
По его словам, начиная проект «Перекати кофе», они с партнером понимали, что не потянут затраты на создание стационарной кофейни. «На это нужно от 5 до 10 млн руб. Поэтому придумали альтернативу. Затратили на порядок меньше», — говорит Александр Напорчук.
Молодые бизнесмены купили автомобиль «Фиат», итальянское кофейное оборудование, качественное сырье. Летом «Перекати кофе» осуществлял порядка 100 продаж в день. «Финансовые показатели совпали с бизнес‑планом, — продолжает Напорчук. — Проект еще не закончен. Идет реинвестирование».
Вскоре у «Перекати кофе» появились последователи. Сейчас по Новосибирску колесят кофемобили уже нескольких подобных компаний. «С одной стороны, нас не обрадовало, что другие компании сделали более примитивный вариант. А с другой — это означает, что концепция живая, а значит, мы классно придумали», — отмечает Александр Напорчук.
В поисках неудовлетворенного спроса
Чтобы найти себя в бизнесе, нужно чувствовать тренды, уметь находить неудовлетворенный спрос. «Это своеобразный талант», — считает управляющий партнер маркетингового агентства «Б‑52» Дмитрий Петров.
Судя по количеству субъектов малого и среднего бизнеса — 140 тыс. В Новосибирской области неплохие условия для того, чтобы проявить свой предпринимательский талант. Каждый год тысячи горожан вкладывают деньги в новые бизнес‑проекты.
По наблюдениям управляющего Сибирским филиалом Промсвязьбанка Константина Каменщикова, в регионе за последний год малый бизнес активно развивается в торговле, пищевой промышленности, производстве оконных блоков и дверей, частной медицине. По оценке Сергея Васяткина, управляющего Новосибирским филиалом ЮниКредит Банка, активно расширяют бизнес оптовые компании: «Сейчас они занимаются уже не просто перекупкой товаров, а берут кредиты на закупку технологических линий по фасовке, упаковке».
В прошлом году все местные СМИ написали о студентке НГУ Александре Пимоненковой, которая купила несколько стиральных машин и открыла прачечную на территории студгородка. Оказалось, что потребность в услугах подобного заведения у студентов — очень высокая. «Я планирую окупить свой проект за 2,5 года. В первое время ежедневная выручка составляла 1,5‑3 тыс. руб. в день — приходили 15‑20 человек. Сейчас количество клиентов увеличивается. По выходным бывает до 50 человек. Выручка приближается к 10‑15 тыс. руб. каждый день. За год я заработала миллион», — рассказывает она.
Кандидат физико-математических наук Евгений Павловский вместе с единомышленниками создал компанию «Исследовательские системы». В прошлом году компания нашла нишу, в которой пока никто из новосибирских айтишников не работает. Создали программу расчета себестоимости медицинских услуг, которая сейчас успешно внедряется в Институте физиологии.
По мнению Дмитрия Петрова, на рынке Новосибирска достаточное количество незаполненных ниш. Например, такой нишей могут быть услуги по оформлению витрин и интерьеров магазинов, банков, офисов. «Нам в этом далеко не только до Европы, но даже до Москвы. Однако здесь может быть одна загвоздка: бизнес‑культура в Сибири пока не так высока и далеко не все бизнесмены готовы делать серьезные вложения в декоративное оформление своих объектов», — отмечает он.
Догнать и перегнать инфляцию
Проблема выбора наиболее доходных и надежных инвестиционных инструментов в прошлом году волновала не только начинающих предпринимателей, но также собственников и топ‑менеджеров крупного бизнеса. Каждый из них задавался вопросом: во что инвестировать — в недвижимость, ценные бумаги или валюту?
Директор филиала «Новосибирск» ЛОКО‑Банка Марина Гирина рассматривает депозиты как надежный инвестиционный инструмент: «Ставка по рублевым вкладам в крупнейших депозитных банках России сейчас составляет в среднем 10%, ставки в менее крупных нередко составляют 11-11,5% — это очень неплохо. Даже если выбрать вклад с относительно небольшими процентами — такие вклады считаются более надежными, все равно таким способом можно опередить инфляцию, которая, по официальным данным, в 2012 г. составила 8%».
Выбор в пользу депозитов сделал и директор по стратегии Новосибирского Муниципального банка Сергей Сутормин: «Сверхдоходы депозит, конечно, не гарантирует, но привилегированным клиентам банки обычно предлагают специальные условия». По его словам, часть средств он инвестировал в ПИФы и отдавал в доверительное управление.
«По личному опыту могу сказать, что для этих инструментов горизонт инвестирования должен составлять не менее трех лет. Прошлый год был сложным для рынка ценных бумаг, мало кто из управляющих компаний показал достойный годовой результат. Но последние полгода идет заметный рост рынка, что выводит доходности стратегий ДУ и ПИФов на более конкурентный уровень по сравнению с депозитными ставками», — объясняет Сергей Сутормин.
Артем Начаров, генеральный директор группы компаний «Вираж», управляющий проектом «Альпийский домик», напротив, считает вложения в депозиты не лучшим вариантом: «Инфляция в потребительском секторе — около 22%. Таким образом, уж лучше заплатить за квартиру за год вперед, поскольку коммунальные платежи растут в цене гораздо быстрее, чем банковские вклады. На рынке акций самые доходные ценные бумаги дорожают в среднем на 26% в год. За вычетом инфляции, опять же, получается, что чистый доход вряд ли превысит 4%. Поэтому лично я считаю одним из самых надежных инструментов для инвестиций недвижимость».
Самым надежным инструментом для инвестиций считает недвижимость и гендиректор компании «СТС‑автомобили» Виктор Борицкий. По его словам, именно из этих соображений в прошлом году он купил еще одну квартиру.
Судя по размаху, с которым застройщики в ушедшем году скупали площадки под строительство новых микрорайонов, они считают, что среди покупателей жилья доля инвесторов, которые покупают его для перепродажи, будет немалой. А в прогнозы экспертов о грядущем спаде на рынке недвижимости и в возможные трудности с реализацией новостроек не верят.
Как показал опрос «ДК», подавляющее большинство новосибирских бизнесменов предпочитают инвестировать средства в свой бизнес.
Предпочитают вкладывать в свое дело
Дмитрий Петров говорит: «Рынок идет по пути сегментации и специализации. То есть, чтобы добиться чего‑то, нужно очень хорошо разбираться в том, что ты делаешь. Поэтому, если у тебя есть дело, которым ты занимаешься всю жизнь и что‑то понимаешь в этом, — нужно инвестировать средства в свое дело. Если ты распыляешься и пытаешься получить дивиденды на каких‑то других направлениях, значит, ты не очень доверяешь себе».
Директор агентства недвижимости «Дело Проф» Петр Мельников также предпочитает инвестировать в собственный бизнес, считая, что именно такие вложения дадут наибольшие дивиденды: «В 2012 г. мы направили средства на развитие и продвижение компании, создали несколько новых рабочих мест. К концу 2013 г. ожидаем увеличения объема продаж».
Петр Мельников не считает провальной политику тех, кто экспериментирует на рынке, вкладывается в различные сегменты: «Но, ведя такую политику, нужно быть осторожными. Главное в этом деле — финансовая грамотность».
Весьма необычный финансовый инструмент нашел месяц назад Артем Начаров. В котловане будущей стройки он обнаружил двухкопеечную монету 1799 г. чеканки. Оказалось, нумизматы на рынке дают за подобный раритет от 5 до 10 тыс. руб. «Редкие монеты, чем старше они становятся, тем более дорожают. Я думаю, что инвестиции в предметы нумизматики тоже можно рассматривать как интересный способ вложения капитала», — рассуждает предприниматель.
Екатерина Варгасова