Перспективы и возможности развития телемедицины и телепсихологии в России
«Безусловно, будущее телемедицины связано с возможностью экономить. Уже сейчас стоимость телеконсультации ниже, чем консультация в режиме офлайн. И в перспективе эта разница будет расти».
Психолог, руководитель модальности поведенческой психотерапии ОППЛ Павел Хорошутин
Телемедицина и телепсихология — эти слова все еще удивляют большинство жителей России. Хотя такие услуги кардинально отличаются от традиционных только способом их предоставления: специалисты общаются с пациентами дистанционно с помощью телекоммуникационных и компьютерных технологий.
Это позволяет решить проблемы транспортной удаленности, очередей и даже распространения инфекций.
Каждый человек, решивший воспользоваться услугами телемедицины или телепсихологии, получает очевидные преимущества:
- Во-первых, это экономия личного времени. В большом городе офлайн-посещение врача занимает в лучшем случае полдня. Благодаря дистанционным услугам любой может получить консультацию врача или психолога у себя дома, лежа на любимом диване.
- Во-вторых, на хороших сайтах вы можете сами подобрать себе квалифицированного врача на основе рейтинга качества его работы, который подтверждают отзывы его клиентов).
Благодаря телемедицине и телепсихологии качественная медицинская помощь становится доступна вне зависимости от того, где находится человек:
- Большое преимущество получают жители отдаленных деревень, где найти хорошего врача очень тяжело, а визит в районный центр займет уже сутки.
- Благодаря телемедицине помощь врача могут получить пожилые люди и инвалиды, для которых даже дойти до соседнего дома может быть проблематичным.
- Если необходимо решить психологические проблемы ребенка, а оба родителя работают полный день, то дистанционная психология становится практически единственным выходом.
Мнения «за» и «против»
Тем не менее, дискуссии о недостатках и достоинствах телемедицины ведутся во всех цивилизованных странах мира. Как правило, их инициируют люди с консервативными взглядами на жизнь.
Ведь для многих визит к врачу является устоявшейся привычкой, сродни походу в церковь, от которой очень тяжело отказаться. Есть и врачи-консерваторы, которые негативно относятся к любой информации о телемедицине или телепсихологии.
Тормозят развитие этого направления в основном противоречия между устоявшимися практиками терапии, связанными с осмотром больного в кабинете врача, и техниками онлайн-сбора анамнеза.
Однако телемедицина становится все более технологичной. Каждый год изобретаются новые способы консультирования и сбора анамнеза онлайн:
- Уже сейчас есть наручные часы, которые в режиме реального времени могут передавать в интернет показатели пульса и давления.
- Фотографии с высоким разрешением позволяют в режиме реального времени передавать информацию врачу о состоянии зрачков глаз, кожных покровов.
- Наборы психологических тестов позволяют точно зафиксировать психосоматическое состояние клиентов, так как исключают человеческий фактор при анализе.
Настало то время, когда можно говорить, что некоторые методики сбора анамнеза в телемедицине дают более точные результаты, чем в офлайн-медицине. А перспективы их дальнейшего развития поражают воображение.
Будущее телемедицины и телепсихологии
Безусловно, будущее телемедицины связано с возможностью экономить. Уже сейчас стоимость телеконсультации ниже, чем консультация в режиме офлайн. И в перспективе эта разница будет расти.
А значит, в развитии телемедицины и телепсихологии в первую очередь заинтересованы государство и страховые компании. Система централизации контроля качества врачей, контроля законного расходования лекарств, а также статистический сбор информации о состоянии здоровья населения можно реализовать с развитием дистанционных услуг. Это является плюсом и для населения.
Получается, развитие телемедицины выгодно практически всем. Подобный расклад привел к тому, что в некоторых государствах услуги телемедицины уже можно оплатить по медицинской страховке. Например, в США 76% медучреждений внедряют или планируют внедрить услуги телемедицины.
Согласно проведенному в Америке исследованию, телемедицина в основном используется для неотложной помощи, первичной медицинской помощи и психиатрии. Для новых пользователей приоритетами стали неотложная помощь (45%), предотвращение повторных госпитализаций (42%), первичная помощь, включая терапию и педиатрию (42%), помощь в лечении хронических заболеваний (41%). Почти каждая пятая организация (18%) планирует вводить сервисы, связанные с кардиологией.
В Норвегии телемедицину и телепсихиатрию активно применяют уже на протяжении 25 лет. По результатам исследований Institute of Distanсe Psychology в России, 30% опрошенных сегодня уже готовы использовать услуги телепсихологии. Причем 63% выбирают психолога или врача по профессиональным качествам и его профильному направлению, а не по рекомендациям знакомых.
Я уверен, что телемедицину и телепсихологию в России ждет хорошее будущее. Перевод медицины в онлайн поможет сэкономить государству сотни миллиардов рублей, одновременно повысив качество медицинских и психологических услуг. Это именно та прорывная технология, к поиску и внедрению которой призывает правительство президент России.
Если наше государство на высоком научном уровне начнет внедрять стандарты телепсихологии и телемедицины уже сейчас, у России есть шанс занять лидирующее положение в данном направлении. Для этого необходимо объединить усилия правительства, законодательных органов, страховых компаний, РАН. Так же, как телетакси вытеснило традиционное такси из области городских услуг, телепсихология и телемедицина имеют преимущество перед традиционной медициной и психологией.