Меню

Поединок лидеров в бизнесе - 05.11.2007

Ольга Печко директор ТТК "Сибирия" Алена Алферова  директор AVANTA Personel в Новосибирске  Ольга Печко директор ТТК "Сибирия" Алена Алферова  директор AVANTA Personel в Но

3 вопроса о методах управления и ценностях, приводящих к победам в рыночной борьбе
Ольга Печко
директор ТТК "Сибирия"

Алена Алферова 
директор AVANTA Personel в Новосибирске 

  
Вы приходите в компанию реализовывать стратегию, которую вы полностью разделяете и поддерживаете. Очень быстро вы понимаете, что стратегия не может быть воплощена в жизнь: компания не располагает теми ресурсами, которые вам были гарантированы в начале, а контрольным собственникам вы понадобились, чтоб затыкать дыры в балансе и улыбаться миноритарным акционерам. Увольнение «по собственному» очень сильно подмочит вашу репутацию, ведь собственники предпочтут повесить всех собак на вас. «Хлопнуть дверью» и раскрыть правду о положении в компании — значит, ввязаться в рискованную переделку. Как вы будете выпутываться из истории?

Алена Алферова: «Хлопать дверью» в этой ситуации — не самое верное решение. Для начала я пойму, каковы реальные цели у собственников и принимаю ли я эти цели и выбранную стратегию. Если принимаю, то буду строить диалог с собственниками. Поясню им, что будет гораздо эффективнее, если моей задачей в компании станет не «улыбаться миноритарным акционерам», а реализовывать стратегию. Разработаю и представлю на обсуждение план действий. Для начала это может быть план какого-нибудь локального проекта, чтобы собственники могли получить представление о моих реальных возможностях.

Ольга Печко: Постараюсь добиться перераспределения ресурсов внутри компании или привлечения сторонних, чтобы все-таки реализовать намеченную стратегию. Если изменить ничего невозможно — уйду из такой компании. Сор из избы выносить не буду, в конце концов, сама виновата: нужно было более серьзно оценивать реальное положении дел в фирме. За свою репутацию я не боюсь. С таким подходом к бизнесу и отношением к людям подобная компания не сможет просуществовать долго. Думаю, рано или поздно участники рынка узнают истинную цену ее обещаний.
 
Вы директор успешной компании, достигшей потолка на своем локальном рынке. Ее собственник — предприниматель «первой волны», не способный, как вам кажется, разглядеть всех угроз и возможностей для бизнеса. Вы убеждены, что бизнес, остановившийся в развитии в своем регионе, обречен. Собственник же считает, что выходить в другие города — значит пытаться перепрыгнуть пропасть. Что вы предпочтете: пойти на конфронтацию с работодателем, отстаивая свои убеждения, или постараетесь сохранить «синицу в руке»? что вы предпочтете?

Алена Алферова : Буду защищать свою точку зрения — бизнес, остановившийся в своем развитии, имеет все шансы начать быстро стагнировать. Если все бизнес-аргументы исчерпаны и речь идет действительно о конфронтации, то, возможно, мне имеет смысл задуматься о дальнейшем пребывании в этой компании. Почему собственник не готов развивать свой бизнес дальше? Возможно, его устраивает текущее положение дел? Вполне вероятно, что это тот самый момент, когда дороги собственника и управленца расходятся и последнему имеет смысл найти проект, в котором его идеи и устремления будут восприняты и принесут обоюдную выгоду.
Ольга Печко : Необходимо и удерживать позиции на локальном рынке, и идти в другие регионы, конечно, если идея освоения новых территорий подкреплена реальными доказательствами ее перспективности. Если ориентироваться лишь на удержание доли на уже завоеванном рынке, то надо понимать, что каждый год компания будет приносить все меньше прибыли, ведь конкуренты не стоят на месте. Если владелец бизнеса хочет минимизировать финансовые риски, можно разработать франчайзинговую программу для продвижения бренда в других городах.
 
Вам сделали заманчивое предложение. Чтобы удержать вас, собственник предлагает вам небольшую долю в бизнесе. Вас это не слишком радует, поскольку на вашем материальном положении это практически не отразится (доля слишком маленькая, да и рыночной стоимости компании никто не оценивал). Вы бы предпочли вариант, чтобы вам дали больше управленческой свободы и повысили ваш ежегодный бонус, зависящий от прибыли, до того же уровня, что в компании, сделавшей предложение. Тогда вы бы сами себе заработали (да и для компании тоже). Предложите несколько аргументов, чтобы убедить собственника, который категорически не хочет давать вам больше полномочий. Как вы будете отстаивать вашу точку зрения?

Алена Алферова:  Необходимо показать собственнику, что нежелание давать дополнительные полномочия ведет к потерям и для развития бизнеса, и для него лично. Наличие конкретных расчетов и аналитики подкрепит этот аргумент. Возможно, собственник опасается потерять контроль над бизнесом. Необходимо откровенно обсудить эту тему и договориться о вариантах создания кредита доверия. Мои действия — презентация конкретного бизнес-плана, обсуждение ситуаций, когда ограниченность моих полномочий создавала серьезные препятствия. А также обсуждение вопроса, какими способами собственник может контролировать положение дел, в случае расширения моей сферы деятельности.
Ольга Печко:  Предложу поработать в таком режиме два-три месяца. Практическое доказательство перераспределения обязанностей подействует эффективнее теоретических выкладок. Напомню, к примеру, что он хотел заняться новым проектом, и именно там необходимы его знания и опыт, а всю текущую работу я готова взять на себя, если такого проекта нет — придумаю. Дополнительный аргумент – у него появится время на отдых!