В родном городе вы считаетесь успешным бизнесменом, ваша компания генерирует стабильный free cash flow, который вас более чем устраивает. Вы дорожите своей размеренной, стабильной жизнью. Но ваш ди
В родном городе вы считаетесь успешным бизнесменом, ваша компания генерирует стабильный free cash flow, который вас более чем устраивает. Вы дорожите своей размеренной, стабильной жизнью. Но ваш директор по маркетингу сеет зерна сомнения, говоря, что благополучие бизнеса — мираж и оно исчезнет с приходом федералов. Он убеждает вас самому двигаться в регионы, стремясь стать федеральной компанией. Эта стратегия означает для вас конец спокойной жизни: нужно структурировать и масштабировать бизнес, находить ресурсы для развития (скорее всего, заемные). Вы понимаете, что не находите в себе энергии для всего этого. Что вы будете делать?
петр мельников: Честно говоря, слабо представляю себе сочетание успешный бизнес и спокойная жизнь. По-моему, это несовместимые вещи. Если бизнес успешный, приносит доход, то эти деньги требуют вложений либо в развитие имеющегося бизнеса, либо в развитие нового. От бизнесмена он требует немалых энергетических затрат, моральных сил и здоровья.
Если наступит такой момент, когда я почувствую, что не нахожу в себе сил для работы, то постараюсь максимально завести деньги в бизнесы, которые приносят пассивный доход, и закончу «карьеру бизнесмена». Неплохой вариант, между прочим! На рынке много возможностей, например арендный бизнес. Кстати, мы уже наблюдаем подобные примеры: владельцы крупных бизнесов, устав от борьбы, скупают помещения в центре. В дальнейшем это обеспечит им стабильный доход.
На мой взгляд, работа должна давать мне энергию, а не забирать ее у меня. Если это не так, то стоит поискать другую. Правильная работа не забирает энергию. И тогда появляется радость жить рискуя. Если мне встречался по-настоящему успешный бизнес, за ним всегда стояло вначале довольно смелое решение. Кто-то из великих сказал: «Вы или верите, что вы можете, или не верите, что вы можете, в любом случае вы правы». Мы живем сейчас в удивительное время, когда мир постоянно открывает перед нами новые возможности, и будет не очень разумно их не замечать.
петр мельников: Не совсем понятно для меня в бизнесе словосочетание «человек-бренд». Мне кажется, что это понятие относится к людям из большой политики, большого спорта, известным общественным деятелям. Другое дело — «фирма-бренд». Если имя компании, выращенной мной, стало брендом — это классно! Но на местном уровне все это временно! В определенный период это имя дает возможность заработать, но потом оно может начать приносить убытки. Если есть возможность расширения бизнеса, увеличения дохода, если этот бизнес не вступает в противоречие с моими внутренними моральными принципами и установками, то — почему нет? В бизнесе лучше руководствоваться не амбициями, а здравым смыслом. Если работа под брендом конкурента принесет компании больший доход, то сомнений быть не может. Показательны примеры многих местных ритейлоров (в том числе новосибирских), выбравших развитие по франшизе известного бренда.
Вы один из двух равноправных соучредителей компании. Ваш партнер затевает с вами серьезный разговор и предлагает создать «запасной парашют» на случай, если государство после выборов пойдет по мобилизационному пути развития и начнет «затаскивать» сильные част- ные компании в создающуюся госкорпорацию. Вы и сами думали о том, чтобы вывести часть активов за рубеж. Но ваш партнер настаивает, что нужно распродавать все подчистую, а это означает конец вашим планам по созданию филиалов в ближайших городах. Как вы будете отстаивать вашу точку зрения?
олег поляков: Во-первых, «равноправных» не бывает. Это либо «миф», либо бомба замедленного действия — начало распада компании. Всегда кто-то важнее. Хорошо, когда важнее тот, кто пришел в компанию раньше, или чья была идея в начале, прочнее его позиции, когда этот человек еще и более компетентен. Если в таком раскладе я являюсь вторым учредителем, то соглашусь на то, чтобы «распродать все подчистую», получу свои деньги и заново открою свой бизнес. А если первый, то куплю долю своего партнера.
Указанная в вопросе причина мне кажется немного смешной. Такой страусиный подход бывает, когда человек чувствует, что не может удержать некоторое количество денег. Это когда успех просто упал на голову, и теперь все мысли не на то, как его развить, а как его удержать. Деньги — это всего лишь деньги. Более важные ценности, на мой взгляд, — это идеи, технологии, команда, персонал, продукт, клиенты, время, сама компания — как живой организм. Вообще не буду никак отстаивать свою точку зрения. Хочу верить, что мой партнер более здравомыслящий человек.